Второй режиссер: Кита Фрайхайт
Путь в профессию и качества второго режиссера
Сейчас уже появились школы и курсы, где учат на вторых режиссеров. Но я считаю, что это не та профессия, которой можно научить за партой. Можно дать какое-то общее понимание: что такое планирование, как составляется либретто, КПП и прочая бумажная работа. Но ведение площадки — это такая вещь, которую ты или можешь делать или не можешь. Это работа, которая требует организаторских способностей и многозадачности, потому что круг твоего внимания — это вообще все, что происходит на съемках. Ты должен знать все, вплоть до того, что актер ушел в туалет — потому что есть артисты, которые уходят на пять минут, а есть актеры, которые уходят на 25, а это — время смены.
Приходят в профессию по-разному. Кто-то попадает в кино хлопушкой и настолько круто вписывается, настолько хорошо понимает, что происходит, что остается и растет. Так получилось у меня. У меня не было связей, у меня не киношная семья и я не самый дружелюбный человек. Но в четырнадцать лет мне дали поработать хлопушкой, а в семнадцать я уже вела свой первый проект как второй режиссер. Я работала и на хороших проектах, и на очень плохих проектах. Но всегда все доводила до конца. Я никогда не говорю: «Это невозможно снять». Снять возможно все при наличии желания и заинтересованных людей. Особенно с ресурсами, которые есть, например, у Art Pictures. Я считаю, что мне очень повезло попасть к ним, потому что это команда мечты.
Я перфекционист. Ленивый перфекционист. То есть я люблю сделать один раз и очень хорошо. Это скорее такой образ мышления и образ жизни. Я убеждена, что надо любить свою работу и делать ее искренне. А если ты пришел в кино, чтобы заработать денег, добиться славы или найти себе классного мужика, то это совсем другая история. Я просто люблю свою работу и готова посвящать ей 24 часа в сутки, особенно если со мной крутая команда.
Задачи и алгоритм работы второго режиссера
Мне комфортнее всего работать так. Я прихожу на проект, мне дают сценарий. Мы разбираем его с ассистентами. По-английски моя профессия называется 1st AD, и у меня есть 2nd AD — человек, который отвечает за бумажное воплощение всего проекта. Мы заполняем Movie Magic, FilmToolz или другие программы, в которых можно сделать КПП и либретто с описанием всех сцен. То есть мы на бумаге создаем макет нашего производства. Далее на продакшн-митингах и читках мы все детали уточняем. Вся, абсолютно вся информация проходит через второго режиссера, вплоть до того, какого цвета ручка в руках главного героя или платок у героини. Далее в КПП сводится информация по поводу объектов, занятости актеров и прочих вещей, которые необходимо знать, чтобы мы могли безболезненно и спокойно работать двенадцать часов в смену. Это то, что происходит до того, как мы выходим на площадку.
Когда запускается сам процесс, второй режиссер контролирует работу всех цехов. Например, на препродакшне я спрашиваю у гримеров, сколько времени они будут делать эту актрису. Если мне говорят, что полтора часа, я закладываю эти полтора часа. Но если на практике актриса выходит через два с половиной часа, потому что час она сидит перед зеркалом и говорит: «Боже, какая я старая», — второй режиссер должен найти решение этой проблемы, чтобы не тратить лишнее время от смены. Или если условный Вася Пупкин приезжает на площадку пьяным, второй режиссер тоже должен придумать, как сделать так, чтобы Вася Пупкин этого не делал. На бумаге все складывается классно, но по факту все получается иначе. Моя задача — сделать так, чтобы мы успели снять запланированное. Конечно, сделать это второму режиссеру невозможно без ассистентов, 2nd AD и помощника режиссера.
Рабочие программы второго режиссера
Самые распространенные программы, с которыми работают вторые режиссеры — это Movie Magic и FilmToolz. Movie Magic более индивидуален, стоит у тебя на компьютере. А FilmToolz — это облачная программа, позволяющая любому человеку видеть все производство. В ней можно вести все отчеты и тайминги. Все синхронизируется, информация постоянно обновляется, не надо отправлять десять тысяч писем — это удобно. Но есть вторые режиссеры, которые до сих пор работают в Excel. Почему-то в России не любят новинок, но я всегда стараюсь их внедрять. Хотя планирую я все равно по старинке — печатаю, вырезаю. Для меня так проще — мне нужно все визуализировать, прежде чем внести в электронный вид.
Соотношение творчества и администрирования
Второй режиссер — это и творческая, и административная работа. 50 на 50. Второй режиссер — это своего рода прослойка, без которой ничего работать не будет. Ты должен учитывать интересы и режиссера, и административной группы. Ты получаешь информацию и с творческой стороны, и с административной, и сводишь все воедино. Может ли работа вторым режиссером стать ступенькой к тому, чтобы стать режиссером? Конечно, и я знаю такие примеры. У меня есть режиссерское образование, я снимала как режиссер и вновь поработать режиссером — это моя мечта. Но все-таки это совершенно разные вещи. Второй режиссер больше технарь. Хотя на практике иногда ты действительно принимаешь творческие решения. Бывает даже, что режиссер прислушивается к твоим идеям. Например, я люблю разводить второй план, если режиссер доверяет мне это, и если у меня есть время и грамотный ассистент.
Форс-мажоры и что с ними делать
В случае форс-мажора второму режиссеру, прежде всего, надо думать. Обстоятельства бывают разные. У меня была ситуация, когда кинокран упал в воду вместе с камерой. Вот не закрепили. Была вторая камера, но снять то, что планировалось, уже не получалось, потому что кран был важен. Устраиваем пятнадцатиминутный брейнсторминг, чтобы понять, что мы можем сделать. Смотрим, что у нас есть: актеры, локация. Понимаем, какие сцены мы можем снять с этими же условиями. В 90% случаев актеры идут навстречу и все цеха идут навстречу, чтобы не терять съемочный день. В этом случае мы как раз и сняли то, что мы могли снять. Потом привезли другой кран и новую камеру, и мы сняли часть той сцены, которую должны были снимать изначально. Всегда важно, чтобы в форс-мажорных ситуациях не было ситуаций «это не мои проблемы, моя хата с краю». Нужно понимать, что это производство, это время, это деньги, это человеческие ресурсы, а значит надо идти навстречу другим и пытаться все решить.
Еще можно выделить локальные форс-мажоры. Это когда у тебя есть люди, которым все нужно говорить адресно. «Мы сейчас снимаем двадцать пятый игровой день, пожалуйста, переодень актера». Через полчаса приходит актер в двадцать шестом съемочном дне. Выясняется, что тебя не слышали. Тут нужно просто принять, что есть такие люди, к которым нужно подходить и говорить все, глядя в глаза.
Самые сложные задачи второго режиссера
Моим самым сложным опытом были пять камер одновременно, снимающие в разных местах. И актеры, которые должны были отсняться здесь, потом побежать туда, потом туда и вернуться, пока мы переставляем свет, камеру и все остальное. Это были не юниты, каждый со своим вторым режиссером. Нет. Просто пять камер одновременно. И при этом я одна. Потому что это была досъемочная смена, на которую мне не дали даже хлопушку. И везде нужно было развести массовку, проследить, чтобы актер вошел в кадр в правильном костюме и с правильным реквизитом в руках, чтобы подъехала правильная машина, чтобы записался звук и так далее. Здесь важно было дать понимание всем людям в команде, в какой очередности это все снимается. Вот это в моем опыте была самая сложная задача — разрулить, организовать, заставить все это работать без простоев.
Вызовом на моем недавнем проекте, втором сезоне «Спящих», была последняя смена. Мы снимали в старом центре Марракеша, Медина. Это узкие улочки, рынок, неконтролируемые толпы людей. При этом мы делились на две камеры. В какой-то момент у нас не оказалось перекрытия и нам пришлось с марокканскими ассистентами самим сдерживать толпу и вытаскивать людей из кадра.
Необычно было работать с марокканской командой. Они работали с Голливудом и больше заточены под американский рынок, поэтому они были в ужасе от того, как мы снимали, от того, как быстро мы это делали, от наших выработок, от того, как мгновенно мы принимали решения. У них четко соблюдается весь распорядок: завтрак, потом собраться с мыслями, основательно поставить плэйбечную палаточку с ковриками. И это все пока идет смена. В общем, марокканцы все делают по правилам, которыми мы пренебрегаем, потому что это все затормаживает процесс. Другой момент, непривычный для марокканцев, — ими руководила женщина. Мужская массовка в первый день меня не слушалась в принципе, пока на них не крикнул их начальник. Но уже на третий день все стали спокойно ходить по моей команде.
Проблемы российского кино, с которыми сталкивается второй режиссер
У многих продюсеров до сих пор есть какое-то очень странное представление о вторых режиссерах: что это попугаи, которые просто проговаривают за режиссером все команды в рацию. Люди забывают, что в кино важен каждый сотрудник и что каждый сотрудник должен быть профессионалом. С другой стороны есть проблема кадров. В кино оказывается много людей, которые просто не понимают, что делают. Они не читают сценарий, не читают выборки, не читают либретто, не читают КПП. И в итоге мы можем снимать 2015-й год, а тебе будут давать в кадр iPhone 8. Чтобы такого не было, кино заниматься должны профессионалы.
Кита Фрайхайт
Второй режиссер Работала над фильмами «Свидетели» (пилотные серии), «Барс», «До самого солнца», «Спящие» (2-й сезон) и другими. |
Обложка: Ольга Наседкина