Супервайзер анимации: Иван Павлов
Образование нон-стоп
Я занимаюсь анимацией почти 25 лет. Я знал, кем хочу быть, уже в девятом классе. В 1993 году пошел в художественное училище на 2D-анимацию. В 2000 году работал над «Веселой каруселью» в «Союзмультфильме». Там увидел объявление о наборе аниматоров во ВГИК. Это был второй этап обучения, тогда я начал знакомиться с технологиями 3D.
После «Союзмультфильма» поучаствовал в создании мультфильма «Лягушачий рай». Он так и не вышел, зато там я познакомился со многими аниматорами. В частности, учился у Саши Дорогова. Он работал на Disney в Америке и, вернувшись в Россию, начал заниматься с нами. Я до сих пор могу обратиться к нему за советом.
Анимация Ивана Павлова на проекте НТВ «220 вольт любви»
Потом в качестве режиссера анимации я попал на проект НТВ «220 вольт любви» — художественный сериал с элементами анимации. Там я тесно работал с режиссером-постановщиком Владимиром Филимоновым. Мы с ним подружились и помогали друг другу: я посвящал его в основы анимации, а от него узнавал о кинопроцессе. В это время стали открываться иностранные анимационные онлайн-школы: я пошел в американскую и получил огромное удовольствие. Настолько, что окончил целых три: Ianimate.net, AnimSquad и The Animation Collaborative. Просто не мог остановиться.
Я и сейчас продолжаю учиться, несмотря на то, что уже сам преподаю. В основном для того, чтобы что-то делать руками. Моя основная работа как главного аниматора — давать правки, и если я не буду еще что-то делать сам, то просто потеряю навык, превращусь в теоретика.
Навыки хорошего аниматора
Этапы производства 3D-проекта
Аниматор должен знать основы актерского мастерства, анатомию: скелет человека, строение основных мышц. Хорошо, если он умеет держать карандаш в руках — это развивает глаз, ты начинаешь видеть как художник. Александр Мурманов, с которым я три года занимался живописью и рисунком, рассказывал, что в живописи не используют черную краску. Черный цвет состоит из множества оттенков. Когда пишешь картину, начинаешь замечать, что это не просто черный, а сложный цвет с переливами, отражениями. Так можно тренировать свой глаз. И когда делаешь наброски, рисуешь позу человека — видишь уже не просто соотношение «голова — шея», а линию: как она отсюда перетекает сюда, потом туда, замечаешь в этом ритм.
Этапы производства 3D-проекта
2D и 3D технологии
Первый самостоятельный мультфильм Ивана Павлова
Я советую всем начинающим 3D-аниматорам хотя бы на базовом уровне знать 2D. Так они быстрее освоят определенные приемы, к примеру спейсинг. Однако я знаю много 2D-художников, которые не смогли переучиться на 3D-аниматоров, потому что там немного другие законы, иной технический подход. 2D чуть проще в реализации: у тебя есть карандаш и умение — и больше нет никаких границ. Можешь нарисовать что угодно, любое движение. В 3D появляются рамки. Ты не можешь сделать то, что не доступно модели, ведь она не нарисована. Ее сделали, поставили скелет, и если в нее не внедрили определенные возможности, с ней уже ничего не сделаешь.
Программное обеспечение
Высокая планка
Трейлер мультфильма «Джинглики»
Когда мы начинали проект «Джинглики», я как раз окончил свою первую зарубежную школу анимации и был очень вдохновлен. Стремился делать что-то, чего никто еще не делал, что-то хорошее, качественное. И принимая на работу аниматоров, неосознанно, ставил им высокую планку качества. Такого, какого от меня требовали в зарубежной школе. Я-то привык, а они приходили из других сериальных проектов и просто не могли поверить: это ведь сериал, а не полный метр, а требования — высокие. Как правило, сериалы — это конвейер. Здесь нам удалось добиться творческого подхода. Слава богу, им это понравилось, тоже хотелось развиваться, делать что-то более качественное, интересное.
Аниматор разыгрывает собственную сцену
Аниматор разыгрывает собственную сцену вместе с героем
Взаимодействие с коллегами
Постановка и коррекция задач
Особенности работы с фрилансерами
Самое трудное и самое приятное в работе
Баланс практики и теории
Чтобы быть в тренде и знать больше о мире анимации, нужно в нем вариться. В разных ипостасях: в качестве аниматора на студии, студента в школе, создателя собственных проектов. Как только ты останавливаешься и начинаешь только интересоваться тем, что нового в этой сфере, а сам ничего не делаешь, не проверяешь новинки на себе — ты больше не аниматор, а только теоретик. Все равно, что смотреть кино по отзывам.