Главная / Практика / Творческий тандем: Тильда Суинтон и  художник по гриму Марк Кульер

Творческий тандем: Тильда Суинтон и  художник по гриму Марк Кульер

Актеры нередко сотрудничают с теми или иными художниками по гриму на постоянной основе. Иногда это выливается в своеобразный и интересный творческий тандем. Наше внимание привлек образ возрастной Тильды Суинтон в фильме Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“» — оказалось, что это не единственная ее совместная работа с художником по гриму Марком Кульером (делавшем грим, например, на всех фильмах про Гарри Поттера).

Специалистом по волосам и постижу на «Отеле „Гранд Будапешт“» была Фрэнсис Ханнон. И работы у их команды было очень много: в фильме есть сцены с сотней людей в кадре, у большинства мужчин есть усы и у всех — исторические прически. Для картины также потребовалось разрабатывать шрамы и татуировки, лысины и многое другое. Но, пожалуй, самый объемный грим достался Тильде Суинтон.

Для нее понадобилось сделать слепок головы и рук, чтобы позже скульптор Данкан Джарман вылепил поверх рельеф ее старческого образа. После чего на основе этой скульптуры отливают накладки из силикона. Для создания образа 84-летней Мадам Д. понадобилось 11 накладок, включая части на руки и шею. На голове у Суинтон был парик из трех элементов, а в глазах — контактные линзы с катарактой. Завершали образ желтые зубы.

В создании образа принимали участие также сама актриса и режиссер, потребовавший больше возрастных пятен. Фэнсис Ханнон также придумала то, как героиня красит губы — она подсмотрела это у своей престарелой матери: женщина красит губы без зеркала, поэтому ее помада всегда лежит криво.

«Мы также постарались сделать персонажа чуть более карикатурным, — говорит Ханнон. — Чтобы он был ярче и запоминался».

Кульер и Суинтон встречались еще раньше — на съемочной площадке фильма Дэнни Бойла «Пляж». Но и «Отелем „Гранд Будапешт“» творческое сотрудничество этого дуэта не закончилось. Несколько лет спустя, когда потребовалось превратить актрису в старика на фильме Луки Гуаданьино «Суспирия», позвали именно его.

Марк Кульер — фанат хоррора, начинал свою творческую деятельность с фильмов «Восставший из ада 2», «Кэндимэн» и «Ночной народ», основанных на сюжетах Клайва Баркера. Поэтому он с радостью согласился поработать на ремейке «Суспирии».

«Лука позвонил мне и спросил, сможем ли мы превратить Тильду Суинтон в мужчину, — рассказывает Кульер. — Я ответил, что, наверное, сможем — надо только протестировать и посмотреть, насколько ей будет комфортно. Так что за полтора года до начала съемок я сделал тест грима на Тильде. У нас уже был ее слепок, оставшийся с «Отеля „Гранд Будапешт“», так что мы сразу приступили к дизайну».

О фильме «Суспирия» (2018)

Однако просто состарить актрису и изменить ее пол — это две совершенно разные задачи. «У Тильды очень женственное лицо, — говорит Кульер. — Высокие скулы и длинная тонкая шея. Нам пришлось скрывать все это. В прошлом я стремился делать накладки как можно тоньше, чтобы актер мог пробить их своей игрой, но здесь нам пришлось прятать Тильду. Например, накладка на шею была очень толстой, и нам пришлось изменить рисунок ее челюсти, чтобы сделать из нее мужчину. Но при этом нужно было сделать лицо реалистичным. У меня в команде есть отличный скульптор — Джош Уэстон, он и сделал первый тестовый дизайн персонажа».

Тестовый грим отличается от финальной версии, что появилась в фильме. Именно поэтому отличается и персонаж. Первый на наш взгляд был более мужественным. Он появился на фейковой странице актера Луца Эберсдорфа на IMDB.

Финальный образ Клемперера составляли приподнятые к центру брови, которые придавали его лицу нужный эмоциональный «тембр». «Во втором варианте он был похож на человека пожившего, меланхоличного и грустного», — делится Кульер.

Грим состоял из 8-10 частей, включая лоб, тыл головы, шею, уши, подбородок, шею и лицевую часть.

Интересно, что для создания образа актрисе понадобился настоящий, то есть, конечно, бутафорский член из силикона.

«Это как Роберт Де Ниро, которому было нужно шелковое белье, чтобы сыграть Аль Капоне, — объясняет Марк Кульер. — Ей нужно было чувствовать его вес между ног». «Прибор», конечно, не был настолько детализирован, как остальные части грима актрисы.

Тильда — настоящий боец, и не боится длительных сессий в гримерном кресле. Если процесс создания персонажа того требует — не вопрос. «Многие актрисы не любят носить пластический грим, — говорит Кульер. — Они не любят прятать себя и сидеть по три-четыре часа в кресле тоже не любят. Но Тильда — истинный художник, она готова на все, чтобы добиться нужного образа».

На каком-то этапе съемок у нее возникла аллергическая реакция на контактные линзы, которые меняли цвет ее глаз, поэтому в части кадров это сделано уже на этапе постпродакшна с помощью компьютера.

Интересно, что на съемочной площадке была приложена масса усилий, чтобы сохранить участие Тильды в образе Клемперера в тайне. Сам Марк Кульер подписал договор о неразглашении и не мог рассказывать о своей работе до выхода фильма. Не все участники съемочного процесса знали, кто играет Клемперера, а Тильду в гриме на площадке называли Луц по имени фальшивого актера Луца Эберсдорфа, которого создали специально, что сохранить этот секрет. Но «тайна» все равно утекла в сеть еще на съемках (еще до того, как мы узнали, что это тайна).

Но это еще не все. Тильда Суинтон сыграла в фильме третьего персонажа — давно умершую ведьму Маркос. Почему все три? Потому что, по словам режиссера, эти три персонажи представляли триединство: мадам Бланк — Эго, Маркос — Оно, а Кламперер — Суперэго. Было логично, что все три персонажа сыграет одна актриса.

Хелена Маркос потребовала настоящего грим-костюма на все тело. Чтобы облачить в него Тильду Суинтон, требовалось пять-шесть часов в кресле гримера. Роль была небольшой, поэтому процедуру повторяли всего несколько раз. Кроме того, на этот раз вовсе не требовалось оставлять внешность актрисы в образе Маркос, что освобождало художника от какой-либо связи с реальностью. Среди «деталей» «костюма» персонажа можно было видеть внутренние органы, сгустки крови и даже ручку младенца. Эту ручку Кульер отлил по слепку с руки собственного маленького сына. Режиссер хотел, чтобы персонаж был по-настоящему отвратительным, а ее рот был похож на жабий.

«Тильда была на площадке каждый день, — делится Кульер. — Когда она не играла Бланк, она играла Клемперера, а когда ни того и ни другого — Маркос. По-моему, у нее вообще не было выходных все время съемок».

На площадке «Суспирии» команда из 20 художников по гриму также помогала создавать образы мертвых девушек в подвале (одной из которых была Хлоя Морец), а также — образ Смерти (к сожалению, в фильме его видно мало) и другие кровавые грим-эффекты. Например, во время одного из первых убийств в фильме мы видим сломанные ноги и искореженное лицо — это тоже работа Марка Кульера и его команды.


Обложка: кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“» (2014) / Fox Searchlight Pictures

Еще по теме

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»
Драматургия: «Сердце тьмы», сюжет путешествия и неподдающийся финал В 1969...
Как снимали сцену погони в Нью-Йорке из «Форсажа 8»
Все фильмы франшизы «Форсаж» посвящены автомобилям и отношениям внутри «семьи»...
15 российских фильмов 38-го Московского кинофестиваля: бесы, войны, вечная мерзлота, любовь и «нежное порно»
Фильм открытия «КЕ-ДЫ» (Сергей Соловьев; Россия) Нынешний Московский кинофестиваль открывает...
Программный директор: Анна Рогачёва
— Ты начинала карьеру как музыкальный редактор. Где этому учат,...
Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 2
Это реальная история. Все события и персонажи не вымышлены и происходили на самом деле....
Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма
Кажется, нет ничего сложного в подборе материала для изготовления кинокостюма:...
15 необычных и полезных пабликов о кино
01. Наболело Кладезь мудрости и горьких истин в декадентской поэзии...
Мастер: Питер Гринуэй
Эрос и Танатос По мнению Питера Гринуэя, в мире существуют...