Как менялся образ Джокера от фильма к фильму
Суперзлодей вселенной DC Comics Джокер был создан в 1940 году Биллом Фингером, Бобом Кейном и Джерри Робинсоном, которые взяли за его основу персонажа Конрада Фейдта из фильма «Человек, который смеется», 1928 года.
Шло время и Джокер, из сериала в сериал, из фильма в фильм, понемногу менялся, сохраняя свои главные визуальные особенности — контрастную одежду (чаще лилового с зеленым цветов, как в графическом романе), зеленые волосы, выбеленное лицо и жуткую улыбку клоуна. Мы вспомним лишь некоторые самые яркие его перевоплощения.
Сериал «Бэтмен» (1966-1968), фильм «Бэтмен» (1966)
Первая экранная версия Джокера, пожалуй, одна из самых забавных. Игравший его Сизар Ромеро отказался сбрить усы и их замазали гримом, что вкупе с кое-как приклеенным париком зеленоватого цвета выглядит довольно нелепо, хотя и вполне под стать Бэтмену в сатиновых трусах поверх трико. Яркие пурпурные и зеленые цвета костюма были использованы художником по костюмам сериала Пэтом Барто для того, чтобы заставить Джокера выглядеть как можно более похожим на его комиксовый прототип.
Джокер из «Бэтмена» 1966 года не изменился, поскольку и Ромеро, и художник по костюмам остались прежними — фильм задумывался как пилот для сериала, хотя, по ряду причин, вышел на экран между 1-м и 2-м сезонами.
Фильм «Бэтмен» (1989)
Режиссер одной из самых удачных киноисторий о Бэтмене Тим Бертон несколько иначе подошел к визуализации персонажей комикса. «Мне было совершенно ясно: сериал шестидесятых слишком китчевый, — вспоминает он, — Новые, возрожденные комиксы полностью опровергают такое прочтение. Мы внесли некоторые изменения в образ Джокера. Он самый яркий герой фильма и, самый недвусмысленный злодей. Мне понравилась идея показать человека, превратившегося в клоуна, ставшего безумцем».
Разговаривая с художником по гриму Ником Дудманом, Бертон попросил не скрывать лицо Николсона, которое у некоторых зрителей и так ассоциировалось с его жутковатым персонажем из фильма Стэнли Кубрика «Сияние».
Дудман вернулся к оригинальному комиксу о Бэтмене и кое-что позаимствовал из фильма с Ромеро. Джокеру-Николсону точно не нужны были тяжелые черные брови, темная подводка для глаз и огромный красный клоунский рот. Художник по гриму только усилил накладками черты лица Джека и выбелил кожу. «Это карикатура, это что-то сверхъестественное и несколько сюрреалистичное [и] я должен был это вписать в реальность», — говорит Дудман.
Костюмами в фильме занимались Боб Рингвуд и Тони Данстервилл. Но сам гардероб Джокера тех же контрастных сочетаний, что и раньше, полностью шили у Томми Наттера — известного мужского дизайнера, имеющего собственное ателье на Сэвил-Роу в Лондоне. Среди его клиентов были The Beatles и Элтон Джон. Наттер был славен своим хулиганским стилем, безупречным кроем, любовью к клетке и ярким краскам. «Они пришли ко мне, потому что никто другой не смог сшить все эти фраки, — вспоминает Наттер, — В итоге мы сделали около 60 костюмов, потому что понадобилось немало дублей для спецэффектов».
Фильм «Темный Рыцарь» (2008)
В качестве источника вдохновения для создания грима Джокера в фильме «Темный рыцарь» режиссер Кристофер Нолан принес гримеру Джону Кальоне–младшему репродукции картин Фрэнсиса Бэкона. Поскольку персонаж Хита Леджера наносил макияж сам, Кальоне придумал свой интересный ход.
«Это должно было выглядеть так, словно парень сделал свой грим, а потом спал в нем около недели», — говорит он. Для создания этого эффекта, художник использовал не плотный, клоунский грим, а краски на спиртовой основе, плюс, время от времени брызгал на лицо актера водой «Эвиан» и заставлял его хмурить лоб, чтобы появились морщины. Этот грим не поправляли, а напротив, ждали, пока он немного впитается и обнажит кожу Леджера. «Я должен был найти совершенство в несовершенстве макияжа, сделать эффект „живого и измученного“», — рассказывал Кальоне.
Художник по костюмам этого фильма Линда Хэмминг не приступала к созданию костюма Джокера до тех пор, пока не родился грим: «Дело в том, что до работы с гримерами я не могла думать об одежде, не представляя лицо Джокера, поскольку это самая важная часть. Я собрала изображения Джокера из старых комиксов и иллюстрированных новелл, фотографии панк-музыкантов, денди всех мастей, картины Фрэнсиса Бэкона, фото старых клоунов с потекшим гримом, работы дизайнеров Александра МакКуина и Вивьен Вэствуд», — рассказывает Хэмминг. Ее идея заключалась в том, чтобы создать образ не клоуна, а эксцентричного современного панка, немного похожего на Кита Ричардса.
«Костюм Джокера покрасили и скроили вручную, а потом состарили в нашей мастерской. Его галстук сделали на Джермин-стрит, носки изготовили на заказ, а замечательные туфли произвели в Италии. Он своего рода денди: кожаные туфли выглядят модно, но их носки немного увеличены и приподняты. Это немного по-клоунски. Все остальное у него вполне современное. Даже прическа Джокера: волосы у него зеленые без особой на то причины — просто потому, что его краска испортилась».
Фильм «Отряд Самоубийц» (2016)
Восемь лет спустя, итальянский визажист Алессандро Бертолацци в фильме «Отряд самоубийц» Дэвида Эйера по-своему развил культовый облик Хита Леджера, за что получил премию «Оскар».
Гример знал, что не может слишком далеко уйти от канонических зеленых волос и белого лица — и это пришлось оставить. Но в остальном, для создания образа Джокера Бертолацци использовал фотографии молодого Дэвида Боуи. Персонаж Джареда Лето меньше всего похож на предыдущих Джокеров, он — гангстер-хипстер с зачесанными назад, темно-зелеными волосами, татуировками по всему телу, коронками во рту и черными тенями вокруг глаз.
Бертолацци высветлял актеру кожу лица с помощью шести-семи слоев органического макияжа, нанесенного аэрографом, последний слой был блестящим, поэтому создается ощущение, что, хотя актер и очень бледен, но снимается без грима. «Мне нравилась идея, что этот парень — труп. Я представлял его утром перед зеркалом, но вместо того, чтобы чистить зубы, он берет лезвие и режет свое лицо, просто так, для удовольствия», — говорит Бертолацци.
Художник по костюмам Кейт Хоули сказала, что работать над любым культовым фильмом, таким как «Отряд самоубийц», сложно, потому что его персонажи всем давно известны. «Режиссер Дэвид Эйер не хотел, чтобы они выглядели как супергерои, поэтому мы в качестве вдохновения обращались к уличной культуре».
Стиль Джокера был позаимствован художником у современных глав картелей. «Все вульгарно и нарцисстично», — пояснила Хоули. У Джареда Лето в фильме не так много экранного времени, поэтому было сделано около пяти костюмов классической, «джокерской» гаммы, но совершенно других по стилю: тут есть лиловое пальто из кожи под крокодила, спортивные штаны, серебристый пиджак, большое количество хип-хоп-украшений. Вместе с татуировками и гримом все это смотрится устрашающе.
Фильм «Джокер» (2019)
В новом фильме Тодда Филлипса Джокер — не супергерой, хотя снова имеет основные визуальные черты своего тезки из комикса: зеленые волосы, белое лицо, контрастного цвета костюм. «Эта история рассказана так, словно все происходило в реальной жизни, и именно это делает проект интересным» — говорит художник по гриму Ники Ледерманн.
Главный герой — клоун, который постепенно сходит с ума и превращается в психопата Джокера. «И нам пришлось придумать грим, который бы объединил клоуна и Джокера», — говорит Ледерманн. Изначально гример отталкивался от того клоунского грима, в котором выступал Артур, а потом трансформировал его в личину Джокера.
«Мы брали матовые краски, чтобы лицо не блестело. И пользовались сложными цветовыми сочетаниями, чтобы передать характер персонажа: синий у нас — это смесь зеленого и бирюзового. Красный — это красновато-коричневый цвет, который напоминает кровь. Даже его косая улыбка является метафорой того, что все не идеально. Может быть, это и смешно — а может быть, и нет», — сказал гример.
Художника по костюмам Марка Бриджеса изначально тоже испугала перспектива работать со всем известным образом. Но потом он вспомнил свою юность и любимого Джокера в исполнении Ромеро, который и вдохновил его на создание стиля персонажа.
В начале фильма мы видим героя в костюме клоуна: «Зная, что некоторые характерные движения персонажа в фильме напоминают Чарли Чаплина, я немного поработал с его силуэтом, при этом помня, что наряд Артур собирал сам», — говорит Бриджес.
«Все мои варианты были основаны на том, чтобы что-то сказать об этом человеке, и я решил одеть его в слегка устаревшую поношенную рубашку, брюки из полиэстера и акриловый свитер, который был недорогим и мог бы быть куплен в комиссионном магазине. Мой выбор исходил из его личной внешности и финансового положения, поскольку он небогат и живет в непрестижном районе».
Дизайн основного костюма был прописан в сценарии как «выцветший красный костюм, который провисел у него в шкафу многие годы». «Я начал с самого начала и отправился по маршруту героя, — рассказывает художник по костюмам, — „базовый“ костюм мы видим на нем в комедийном клубе, потом при разных обстоятельствах к нему прибавлялись другие предметы, — и вот мы получаем финальный результат. На последней примерке, когда Феникс надел его с правильными рубашкой и жилетом случилось идеальное попадание в 1970-е годы, с чуть более длинным пиджаком, и вот он обретает странную, идущую ему уверенность в себе, которой не было у Артура, но которая прекрасно подходит Джокеру».
Вот так интересно раскрывали художники через костюм и грим образ одного персонажа и в итоге получались совершенно разные Джокеры из различных миров. Наверняка будут и другие, поживем — увидим.
Обложка: кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.