Как «сконцентрировать» информацию в сюжете
Большая проблема многих новостных сюжетов состоит в том, что после того, как зритель их посмотрит, он не запоминает ничего из услышанного. Особенно когда сюжеты с большим информационным массивом следуют один за другим, а информация в них распылена на много мелких и малозначимых фактов.
Все-таки мы вынуждены признать, что одной из целей современной журналистики является формирование сознания, а, следовательно, для зрителя надо расставлять правильные и нужные акценты.
Таким образом, основные проблемы могут возникать в двух случаях:
- При избытке информации.
- При недостатке информации.
Выделяйте главное
Вы, наверное, заметили, что телевизор часто называют «зомбоящиком» именно из-за новостей, поскольку именно они создают информационную сеть, «зомбирующую» сознание. Мы порою даже не понимаем, о чем идет речь, когда смотрим новости, думаем о своем или вообще не о чем не думаем, а новости все равно смотрим.
Так вот для того, чтобы зритель точно улавливал суть повествования, сюжету мало быть просто интересным, он должен быть также наполнен смыслами — одним главным и несколькими второстепенными. Для достижения этого есть несколько приемов.
Во-первых, выделите главный смысл своего рассказа, а затем расставьте приоритеты во второстепенных. Помните, что главных смыслов не может быть два, иначе один из них — чаще всего второй, обязательно перекроет первый. Второстепенные смыслы уже можно строить исходя из их приоритетности.
Во-вторых, помните, что нельзя сказать вообще все. Нужно сказать лишь то, что важно, а остальное — уже только «добавка». У каждого, даже небольшого сюжета должна быть цель. И если цель поставлена, то исходя из нее уже и формируются задачи. Ошибка многих начинающих спикеров заключается в том, что у них не хватает времени на то, чтобы сказать самое интересное и самое главное. Опытные же спикеры ставят цель выступления и придерживаются ее до конца.
Убирайте лишнее
Набор синонимичных словосочетаний, которые не несут смысла, могут сделать сюжет более запоминающимся только в том случае, если он озвучен в русле художественного произведения. Если же речь идет о телесюжете, то здесь лучше дать объединяющие и емкие слова, чтобы каждый зритель сам их раскрыл. Тем более в его распоряжении будет видеоряд.
Попробуйте взять какой-то сложный текст и поработать с ним с карандашом. Выделите в этом тексте ключевые слова и словосочетания, которые составляют его каркас. Затем отбросьте лишнее, переименуйте отдельные сложные обороты, заменив их емкими словами или словосочетаниями. Вы увидите, как, сохранив смысл, сделаете материал более легким для восприятия.
Структурируйте
Далее мы вводим аудиторию в курс дела, давая информационный блок. Затем мы должны, например, рассказать о том, почему что-то произошло и что могло повлиять на сценарий развития событий. Наконец, в конце важно подвести итог, вернуться к основному акценту и завершить сюжет аналогично вступительной части.
Так выглядит лишь примерная структура, которая может быть принята для выстраивания линии телесюжета, она может быть совершенно другой — творческий подход создателя никто не отменял. Но нужно помнить, что в любом случае структурированный сюжет воспринимается лучше и дает больший эффект.
Выделяйте причинно-следственные связи
Причинно-следственные связи могут выстраиваться не только внутри сюжета, они зачастую возвращают зрителя к предыдущим событиям. Важно создать у аудитории понимание того, что привело к существующему положению дел. А также связать воедино прогнозы развития ситуации с основной темой текущего рассказа.
Делайте акцент и возвращайтесь к нему
Когда возникает подобная ситуация можно предложить две стратегии: