Главная / Практика / 10 правил сценарного мастерства от Чарли Кауфмана

10 правил сценарного мастерства от Чарли Кауфмана

01. Будьте собой

Это не просто, но необходимо. Не просто потому, что на пути каждого много препятствий. Самое распространенное из них — это глубоко укорененная вера, что вы не интересны. А поскольку убедить себя в обратном, вероятно, не удастся, подойдите к этому с другой стороны. Попробуйте думать так: «Возможно, я не интересен, но я — это все, что могу предложить. И я хочу предложить что-то достойное. Если сделать это правильным образом, то я окажу миру большую услугу».

Кадр из фильма «Синекдоха, Нью-Йорк» (2008)Кадр из фильма «Синекдоха, Нью-Йорк» (2008)​
 

02. Шаблонов не существует

Сценарий — это исследование. Это о том, чего вы не знаете, шаг в бездну. Конечно, у него обязательно есть отправная точка, но остальное — неопределенность, секрет. Не существует никаких шаблонов, по которым нужно писать. Во всяком случае не должно существовать. Разновидностей сценарной формы может быть столько же, сколько пишущих людей. Нас убедили в том, что некая общая форма должна быть. Но это лишь часть бизнеса, ориентированного на массовое производство. Для него так дешевле и продуктивнее.  

 

03. Определитесь с формой

Кадр из фильма «Аномализа» (2015)Кадр из фильма «Аномализа» (2015)

Помните, что у каждой истории есть своя форма. Вы потому и пишете свой сюжет, что его нельзя выразить, например, живописью. Важно понимать, что вы работаете определенными средствами, в которых история нуждается. Но если не знаете, почему она должна быть выражена именно таким способом, а не другим, значит, ее не стоит делать.
 

04. Отдаленная перспектива — это плохо

Задумайтесь о травматическом опыте в своей жизни. Вспомните, как пережили его. Потом представьте, как будете рассказывать об этом кому-нибудь через год. Потом подумайте, как расскажете об этом несколько сотен раз. У вас будут получаться разные истории. Большинство полагает, что отдаленная перспектива — это хорошо: можно продумать арки героев, добавить мораль, вписать в контекст. Но на самом деле перспектива лишь вводит в заблуждение. Получается реконструкция со смыслом, которая на самом деле мало общего имеет с вашим изначальным опытом.

 

05. Эмоциональные переживания — это хорошо

Значение перспективы переоценено. Когда я пишу, стараюсь погрузиться в хаос эмоционального переживания, а не отделить себя от него, чтобы посмотреть со стороны. Потому что жизни проживаются совсем не так. Жизнь — это не взгляд с дистанции в десять лет, это и есть та история, которую вы рассказываете здесь и сейчас. 

Режиссер Дьюк Джонсон и Чарли Кауфман на съемках фильма «Аномализа» (2015)Режиссер Дьюк Джонсон и Чарли Кауфман на съемках фильма «Аномализа» (2015)
 

06. Учитесь у снов

Ваши сны хорошо написаны. Я знаю это, даже не зная вас. Человек так устроен, что свои волнения, кризисы, тоску, любовь, сожаления, вину в своих снах он превращает в прекрасные истории. Но что открывает перед нами в сновидениях столь дивную творческую свободу, которой нет в обычной жизни? Не знаю, но подозреваю: отчасти это связано с тем, что во сне мы не заботимся о том, как нас воспримут окружающие. Это наш личный разговор с самим собой. Уверен, если вы настроитесь на такой же разговор, когда будете писать, результаты труда изменятся. 

Кадр из фильма «Аномализа» (2015)Кадр из фильма «Аномализа» (2015)
 

07. Редактируйте

Важная вещь — редактура. С ее помощью можно понять, какая часть истории работает, какую стоит приукрасить, а какую выкинуть. Так у произведения появляется форма. Ваша цель — заинтересовать аудиторию. Это относится как к рассказу за обеденным столом, так и к истории, поданной с помощью кино. Только не позволяйте никому объяснять вам, о чем ваша история и что в нее нужно добавить. 

Кадр из фильма «Адаптация» (2002)Кадр из фильма «Адаптация» (2002)
 

08. Известность ничего не меняет

Известность не решит ваших проблем. В свое время я этого не знал и был уверен, что она все изменит. Конечно, в практическом смысле что-то поменялось, например мой шанс запуститься с фильмом теперь больше, чем у автора без репутации. Но на самом деле не на много больше. Главное никуда не делось — мои личные проблемы и то, что делает меня мной.

 

09. Ваше творчество — это не обязательно про маркетинг

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)

Наша культура — это маркетинг. А что такое маркетинг? Это попытка заставить людей сделать то, что ты хочешь. Таков принцип потребительской культуры. Он движет и политикой, и искусством: музыкой, кино, литературой, живописью, исследованиями. Но я не хочу в этом участвовать. Не хочу рассказывать вам, как продать сценарий или как сделать хит, или как встроиться в систему. Я лишь хочу сказать, что верю в возможность другого способа существования в этом мире. Со всем мужеством и честностью я верю: то, что мы создаем, может служить лучшим целям. 

 

10. Найдите свой метод работы

Кадр из фильма «Аномализа» (2015)Кадр из фильма «Аномализа» (2015)

У меня нет совета, как написать сценарий, потому что единственная несомненная истина такова: все по-настоящему ценное идет от вас самих. Мой способ работы — это не тот способ, которым работаете вы, и так с любым творческим актом. Все, что я могу предложить — это я. Все, что вы можете предложить — это вы. Если вы сделаете это искренне и щедро, я буду глубоко тронут.

Источники: /Film, Film School Rejects, The Guardian