Есть ли жизнь в «Марсианине»
Чрез тернии романа к звездам кино
Начиная с 2011 года Энди Вейер начал размещать в интернете первые главы будущего романа по нескольку частей в каждые шесть-восемь недель, читательская аудитория увеличивалась, и через несколько лет история была завершена. Энди выставил книгу на продажу на сайте Amazon за 99 центов, и с ним связался агент. Затем последовало воплощение мечты любого писателя – в 2014 году книга вышла в твердой обложке, а «Марсианин» стал международным бестселлером.
«Я в ожидании этого фильма уже успел дважды прочитать книгу: на английском языке и на русском. Конечно, будут люди, которые не согласятся со сценаристами, переделавшими какие-то важные моменты и финал. Но, знаете, есть несколько степеней “толкиенутости”. Первая степень – прочитал книгу. Вторая – прочитал и понравилось. Третья – прочитал и участвовал в игрищах. Четвертая – по паспорту “Гэндальф”. Но есть еще и пятая степень – “Толкиен не прав, все было не так”. Так и с романом “Марсианин”».
Марк Серов – космонавт-испытатель, инженер РКК «Энергия»
Итак, сценарий был готов, Мэтт Дэймон согласился сниматься в роли Марка Уотни, осталось найти постановщика. Саймон Кинберг решил, что это должен был быть «не просто хороший, а великий режиссер». И тут продюсеры получили неожиданную новость: можно пригласить Ридли Скотта, который в тот момент перенес разработку сиквела «Прометея» на неопределенный срок. Режисссер, получив сценарий «Марсианина», сразу взялся за него. Как рассказывает Скотт, главным побуждающим моментом стала невыполнимость задачи, ставшей перед Уотни, и невероятная сложность съемок, с которой режиссер еще не сталкивался за всю свою карьеру.
Одиночество, скука
В течение пяти недель одиночных съемок Мэтт тянул на себе весь сюжет. Постоянное отличное расположение духа и хорошее чувство юмора актера поддерживали всю съемочную группу в самые напряженные и сложные моменты.
«Современный человек в эпоху соцсетей вряд ли с ума сойдет от одиночества. Марк ни на секунду не прекращал трудиться. Не покладая рук, не для какой-то абстрактной науки, а чтобы выживать. Ему с ума сходить некогда. Если вы обратили внимание, Марк Уотни всегда ведет диалог – или монолог – с камерами, которые его окружают. И этот момент очень точно подмечен».
Марк Серов
Калифорнийская торговая марка, создающая миникамеры, стала, по сути, едва ли не главным стратегическим партнером в продвижении фильма. В «Марсианине» вовсю использовались кадры, снятые на GoPro, а компания широко рассказывала о своей роли в фильме.
В остальном же фильм снимался на Red Epic Dragon и Red Scarlet Dragon. Сцены, которые требовали наиболее полного 3D-погружения, вроде эпизодов в открытом космосе, были сняты при помощи компании 3ality Technica, специализирующейся на стереосъемках. В частности, была использована система TS5.
Основные съемки фильма «Марсианин» стартовали 8 ноября 2014 года в Будапеште. Создателей фильма особенно привлекли павильоны возле известной студии «Корда», включая самый большой в мире «Павильон №6». Заботливо созданный специалистом тепличного хозяйства Роджером Холденом марсианский ландшафт был окружен, возможно, самым большим зеленым экраном (длина – более 90 м, высота – около 20 м, а общая площадь – почти 2 тысячи квадратных метров).
Съемки фильма «Марсианин»
Марк Серов
Любопытно, что так как Уотни выращивает картофель на Марсе, «колонизируя планету», то консультанты фильма не были бы профессиональными специалистами, если бы не попытались вырастить картофель в декорациях «Корды». Строго следуя процедуре, описанной в книге, была построена теплица с полностью искусственным климатом, включая освещение, обогрев и подачу питательных веществ, с разрезанием плодов на половинки по рецепту Уотни. И… получилось! Всего за время съемок были выращены 1 200 картофелин, в среднем 8 клубней на одно растение. Так был колонизирован не только Марс, но и декорации, воссоздающие его.
«Зачем нам колонизировать Марс? В любом техническом деле самый главный вопрос: “зачем?”. Как в любом техзадании сначала идет цель, затем задачи, способы решения и так далее. Посещение Марса с научной исследовательской целью – это понятно. Колонизация Марса – это пока из области научной фантастики. Для этого понадобятся ещё сотни и сотни лет. А то, что Марк Уотни сажает там картошку, то он называет себя колонизатором ведь в шутку, не более, он же понимает (и мы понимаем), что это шутка».
Виктор Шабанов, заместитель руководителя по науке НПП «Звезда»
Центр управления полетами, узел связи НАСА, также снимался в Будапеште. Скотт решил не использовать зеленый экран вместо мониторов центра, которые можно было бы добавить на этапе пост-производства, а предпочел использовать их как источники света, позволяя актерам реагировать на изображения в реальном времени.
Съемочной группе разрешили снимать запуск ракет на мысе Канаверал, включая вывод на орбиту многоцелевого транспортного корабля «Орион» в декабре 2014 года. Этот современный космический корабль предназначен для доставки людей далеко в космос и может считаться первым шагом к освоению человеком Марса.
Сотрудничество с НАСА инициировал Берт Ульрих, сотрудник этого агентства по связям с киноиндустрией и телевидением, и затем к нему подключились другие специалисты. Берт Ульрих говорит, что роман Энди Вейера сейчас неофициально рекомендуют прочитать всем в Космическом центре имени Линдона Джонсона. По книге изучаются возможные и невозможные неполадки в космосе, внештатные ситуации.
«В “Марсианине” более-менее реалистично показано то, во что никто не верит, а именно: в космосе может случиться всё. Может всё взорваться. Можно детонировать бомбу на станции. Может быть пожар, как бы ни отрицали некоторые. Хотя инженерами всё делается для того, чтобы техника не горела. Я принимал участие в тушении пожара на МКС, во время которого понял: все маловероятные события случаются, нельзя отвергать эти мелочи. По физике пожар в корабле происходит так: огонек загорается, съедает вокруг себя кислород и гаснет. Поэтому разработчики думали, что если случается пожар, то останавливается система вентиляции, подача воздуха прекращается, все тушится. Но у нас загорелось то, что не может гореть, – кислородная шашка и корпус, который сделан из нержавеющей стали. Оказалось, что само вещество, которое находилось в этом корпусе, вырабатывало кислород. И никакая система вентиляции здесь не поможет. Как нам потом сказали, таких случаев – один на миллион».
Александр Лазуткин, российский космонавт
Главное, чтобы скафандр сидел
Были разработаны разные типы скафандров. Так, для сцены песчаной бури вес шлемов и скафандров составлял около 20 кг. На шлемах было установлено шесть лампочек, которыми можно управлять отдельно с пульта дистанционного управления, работающего от двух маленьких батареек. Вентилятор внутри рюкзака системы жизнеобеспечения по шлангу посылал воздух в шлем.
Во время исследования поверхности планеты астронавты носили оранжево-белые плотно прилегающие скафандры обтекаемой формы, не затрудняющие движения, как костюм аквалангиста.
«На самом деле, есть два типа одежды космонавта: скафандр давления и скафандр облегающий. На основе последнего сегодня делаются разработки в Массачусетском университете. Очевидно, что именно его имели в виду дизайнеры фильма, когда создавали внешнее защитное устройство для астронавтов на Марсе. Но таких скафандров, которые позволяли бы так легко перемещаться по планете, конечно, не может быть. Это было бы здорово, если бы всё на самом деле так и было, но пока проблем в создании подобного настоящего скафандра больше, чем достижений».
Виктор Шабанов
«Гермес» и «Ровер» – не только средства передвижения
По словам члена команды каскадеров Леонарда Вудкока, на создание системы перемещения астронавтов ушло 150 м балок, 90 м профилей, 70 блоков и около 400 м специальной веревки Tech-12. «Я даже не знаю, сколько потребовалось лесов, – признается Леонард. – Я не мог сосчитать».
«Техническую сторону “Марсианина” я комментировать не хочу, но в кино есть одна, наверное, действительно правдоподобная деталь. Когда Марк управляет марсоходом, он использует ручку джойстика. Вот эта ручка – действительно реальная. Она – от имитации истребителя F-16. Мы ее знаем, мы с ней работали, изучали в свое время. Всё остальное – научный бред, вроде отдельного спортзала на космическом корабле или скафандра, который больше похож на гидрокостюм для подводной рыбалки. Но это всё мелочи, сделанные для того, чтобы зритель не заскучал, поэтому не стоит обращать на них внимание»
Марк Серов
В качестве послесловия
Роман Журавлев, ведущий инженер лаборатории изучения солнечного ветра Института космических исследований РАН: «Очень приятно, что в последнее время выходит много таких фильмов, как “Интерстеллар”, “Гравитация” или “Марсианин”. Их цель – показать не научные исследования, а людей с чувствами, которые могут плакать или шутить. Люди, которые исследуют космос, это прежде всего романтики».
Марк Серов, космонавт-испытатель РКК «Энергия»: «Наша фирма очень тесно сотрудничает со ВГИКом. Некоторые студенты, выпускники, защищая диплом, приходят к нам, мы помогаем с оборудованием, с площадками, консультируем. Приходят и профессионалы. Недавно хотели снимать сериал, но пока что-то, видимо, не пошло. Я вижу, что тематика интересная, но для нас еще сложная. Но Ридли Скотт ведь чуть ли не с детства не боится этой темы, потому что он снял «Чужого», так что это для него – семечки».