Невидимые эффекты «Аббатства Даунтон»
21 ноября на экраны нашей страны вышла картина «Аббатство Даунтон», завершающая многолетний сериал об обитателях одного британского поместья.
Трейлер фильма «Аббатство Даунтон» (2019)
Действие фильма разворачивается в 1920-х годах прошлого века. По сюжету, в Аббатство Даунтон должна нагрянуть королевская чета — король Георг V и королева. Все причастные к этому событию просто сбиваются с ног в попытке организовать идеальный вечер для монаршей семьи.
В фильмах такого плана обычно довольно много невидимых эффектов, о которых рассказывают не очень охотно — их не видно, поэтому как бы и нет. Но это не так! На самом деле, самые простые сцены могут оказаться полностью собранными на этапе постпродакшна.
Компания Framestore занималась этим проектом под руководством VFX-супервайзера Кайла МакКаллока. Кинематографисты выбрали именно эту студию, потому что специалисты Framestore занимались фильмом «Темные времена» — Англия времен Второй мировой войны. Всего они сделали более 170 шотов с эффектами второго плана для создания невидимых переходов; кадры, из которых требовалось убрать современные атрибуты и неподходящие объекты; а также — создали нужную историческую среду.
Путешествие письма
В открывающей сцене, переносящей нас в идеализированную Англию ХХ века, некое письмо путешествует из Букингемского дворца в аббатство Даунтон. Для создания этой сцены потребовалось множество работы. Во-первых, нужно было привести к требуемому историческому виду все показанные строения: Букингемский дворец, само Аббатство (замок Хайклер) и деревню Лакок, которая снималась в роли деревни Даунтон.
Работа началась с получения фотограмметрии нужных элементов и съемки локаций. После чего потребовалось почистить весь материал, удалив из него приметы современности, а также добавить фактуры в виде грязи и прочего.
Но станция Кингс Кросс слишком изменилась с тех пор, чтобы можно было на ней хоть что-нибудь отснять. Поэтому потребовалось полностью выстроить ее в компьютере со всеми паровозами, тележками, атмосферой, интерьерами и экстерьерами.
Съемочная группа нашла исторический паровоз и несколько вагонов и сняла нужные кадры на маленькой платформе в Северной Англии. Однако большую часть отснятого пришлось заменить их цифровыми аналогами.
Это была самая большая цифровая сцена фильма.
Парад в деревне
На съемках у команды не было возможности получить нужное количество массовки. Поэтому оператор-постановщик и VFX-супервайзер совместными усилиями организовали съемку сплит-скринов, в которой принимали участие одни и те же артисты массовых сцен, но в разных частях кадра.
На этапе постпродакшна нужно было соединить эти сплит-скрины и увеличить количество зрителей.
И хотя команда постаралась отснять максимальное количество кадров на локации, некоторые «дыры» все равно пришлось «штопать» после окончания съемок.
Вокруг Аббатства
VFX-команде пришлось создавать пейзажи вокруг Аббатства, заменяя газоны, деревья и траву, удаляя линии электропередач, машины и современные дороги. Перед началом работы они провели историческое исследование, поддерживая связь с художником-постановщиком фильма Доналом Вудом и историческим консультантом Элистером Брюсом.
«Была проведена огромная работа над деталями, — рассказывает МакКаллок. — Мы „цеплялись“ ко всему: внешний вид поверхности улиц, тип асфальта, которым они покрыты, система канав и методы их постройки. Мы прошли этот материал с очень мелким гребнем и причесали все — даже траву под лошадью короля — в каждом кадре!»
Сцены внутри Аббатства, особенно, в нижних его частях, были сняты в павильонах студии Шеппертон. Верхние покои снимались на локации в замке Хайклер. Нужно было создать иллюзию, что обе части принадлежат одному зданию.
«Необходимость „сшить“ все кадры воедино потребовала несколько месяцев работы, — продолжает МакКаллок. — Я предлагаю всем попробовать догадаться, где проходят „швы“ этих соединений».
В некоторых сценах камера перемещается со двора замка Хайклер в декорации студии Шеппертон без монтажных склеек, то есть — с невидимыми. И это — тоже работа VFX-команды студии Framestore.
Для некоторых видов сверху кинематографисты использовали съемку с дронов.
«Мой любимый шот — последний в фильме, — продолжает супервайзер. — Когда съемка идет с дрона, отлетающего от замка. Он выглядит простым, но на самом деле потребовал огромной работы по реконструкции всей среды. Мы удалили лампы, заменили деревья и землю, почти весь пейзаж, а также небо. Очень надеюсь, что зрители этого не заметят».
Созданием видов идеализированной Старой Англии занимались всего 30 человек на протяжении 10 месяцев.