Грим и визуальные эффекты «Рокетмена»
Грим и парики
Для создания образов персонажей фильма Декстера Флетчера «Рокетмен» было нанято 11 гримеров, работавших под руководством художника по гриму Лиззи Йанни-Джорджо. Тэрон Эджертон играет Элтона в возрасте от 17 до 39 лет. И до 35 лет его разные возрасты решены гримом и париками, но для возраста старше 35 лет уже понадобились пластические накладки. Их делал скульптор Барри Гоуер.
Лиззи выбрила Тэрону залысины и проредила его собственные волосы, чтобы показать разные стадии облысения Элтона. Кроме того, были оттенены и зубы актера, чтобы его улыбка была похожа на улыбку певца.
Что касается Шейлы, матери Элтона, то сначала Брайс Даллас Говард хотела оставить свой собственный цвет волос, что вызвало бы вопросы. Но когда Лиззи попробовала на ней темный парик, актрисе понравилась трансформация, и было решено использовать его. Цвет кожи тоже был важной частью образа. Основой макияжа послужила база La Prairie и пудра этой же марки.
Парики и прически были важной частью создания образов и демонстрации течения времени. У Тэрона было четыре разных парика. У остальных актеров второго плана было по два-три парика, что позволяло показывать персонажей в разных временных отрезках. Всего для фильма создали 23 парика.
Стоит отметить, что внешний вид самого Элтона в разные временные интервалы неплохо задокументирован в фотографиях и видеозаписях.
Для состаривания каждого актера художники усилили их черты, но при этом постарались вложить в эти черты образы тех реальных людей, которых они играли.
Для Эджертона было сделано несколько накладок из силикона, которые усиливали облысение. Также были добавлены мешки под глазами, морщины у глаз и носогубные складки разной глубины.
Такие же накладки были сделаны для Джейми Белла. Грим Ричарда Мэддена был менее заметным.
«У Брайс очень красивая структура лица и кожа. В случае с женскими персонажами очень легко переборщить. Мы протестировали разные носогубные складки, прежде чем решили сделать их тоньше. У нее также были мешки под глазами и морщины, но мы постарались сделать их менее заметными».
Поскольку история разворачивается на протяжении всего двух-трех десятилетий, художникам не пришлось делать из всех актеров глубоких стариков. Поэтому они в основном только углубили глаза, заострили скулы и подкрасили кожу, чтобы показать течение времени и взросление персонажей.
Визуальные эффекты
Что касается визуальных эффектов, то главным подрядчиком на проекте была студия Cinesite. В их работу входили невидимые монтажные склейки, стадион со зрителями и ностальгические воспоминания или мечты.
«Декстер подошел к визуальным эффектам с точки зрения нарратива. Если мы не меняли историю, он прислушивался к нашим предложениям. Часто он описывал, что хотел бы увидеть, а мы думали, как мы можем это сделать. Он доверял нам, и это были отличные рабочие отношения».
Одной из сложных сцен был концерт в баре «Трубадур».
Здесь пришлось снимать со скоростью 24 кадра в секунду: съемочная группа боялась, что при скорости 96 кадров в секунду пропадет размытие в движении, поскольку выдержка будет слишком короткой. Нужно было воспроизвести эффект слоумо и убрать различные артефакты.
Для воссоздания эффекта слоумо Cinesite использовали собственную внутристудийную разработку и создали еще 24 кадра, сохраняя размытие в движении. Затем пропустили полученное через оптический процесс и получили требуемые 96 кадров в секунду. И уже потом произвели чистку материала.
Это были кадры, в которых зрители начинали левитировать, поэтому массовка переднего плана была на тросах. Но на тросах были не все, и оставшуюся массовку нужно было приподнять над полом, чтобы анимировать полет, и вставить их обратно в кадры, одновременно удалив тросы переднего плана.
Для кадров, которые мы видим на фоне песни «Рокетмен», использовалось самое большое количество эффектов. Это включало переходы в разные декорации и даже съемку в бассейне, где эта сцена и начинается.
В этих эпизодах взрослый Элтон Джон встречается со своей молодой версией на дне бассейна. А заканчивается сцена на знаменитом концерте на стадионе Dodgers Stadium.
Для кадров на стадионе потребовалось 150 пассов со зрителями. Их спроецировали на белые карты, выложенные на заднем плане слоями. Для референсов использовались фото с концертов, чтобы воссоздать рекламные баннеры и другие элементы оформления, включающие прожектора и осветительные элементы.
Весь материал был снят на ARRI ALEXA.
«Сложнее всего было с бликами на линзах. Иногда было бы проще просто отротоскопить материал и потом воссоздать блики. Но нужно было делать это осторожно, чтобы материал совпадал в плане хроматических аббераций и резкости по краям кадра, поскольку мы использовали всю его ширину. Было довольно сложно воссоздать все искажения».
Результат получился отличным. Команда не только воссоздала блики объективов камеры, но и добавила дополнительные.
Cinesite не применяли Massive или Houdini для симуляции толпы на стадионе. Это были классические 3D-спрайты. «Мы построили стадион, объясняет Фосс. — И расставили на нем карточки, содержащие отснятый материал со зрителями. Отснятый материал был расставлен согласно ракурсу съемки. Сначала это было не так сложно, когда мы видели стадион с точки зрения сцены». Но дальше задача усложнялась — в фильме было больше сцен пролета камеры над стадионом. Карточки должны были содержать соответствующий отснятый материал, в котором люди были обращены к камере определенной стороной.
«В итоге в фильме есть кадры, показывающие зрителей с разных высот, под разными ракурсами и с разным освещением. Это сделало наш подход к созданию массовки не самым простым, но все сработало».
В финальных кадрах с запуском ракеты использовали симуляцию жидкости в Houdini.
«Самой сложной для меня была сцена в бассейне, — говорит Фосс. — Мы отсняли Эджертона под водой, потом почистили эти кадры и соединили их с маленьким Реджи, отснятым в сухом павильоне с соответствующим освещением и задымлением. Мы добавили ему шлем, реалистичные отражения, пузырьки воздуха и водные искажения.
Здесь нужно было соединить два отснятых материала, не используя систему контроля движения. И, к сожалению, часть бассейна была просто черной, без кафельной плитки. Нужно было воссоздать эту плитку. Больше всего работы было потрачено на вырезание Эджертона из материала. Ребенка же снимали в хромакейном павильоне, и там было другое движение камеры. И после этого нужно было репроецитровать мальчика, а также пианино в этот цифровой бассейн».
Во время подводной съемки Тэрона под водой удерживал груз, но рядом были водолазы, которых нужно было убрать из кадра вместе с их пузырьками. Бассейн был неглубоким — всего три метра глубиной. Но в фильме он должен быть гораздо глубже, и погружение Элтона — дольше. Что касается отражений, то на исходном материале со шлемом их не было, поэтому они воспроизводились уже на этапе постпродакшна.
Кроме концерта на Dodger Stadium, студия Cinesite также сделала и австралийский концерт, во время которого Элтон был одет в костюм британской королевы. И частично оба стадиона использовались для сцены с игровым автоматом.
Эпизод с игровым автоматом — еще одна визуально сложная сцена фильма. Здесь Элтон играет на пианино на игровом автомате. И камера вращается вместе с ним, что отражает его состояние в тот момент, когда жизнь катилась под откос.
Холгер предложил показать разные концерты во время этого вращения, один за другим, а крышка рояля помогала делать переходы между ними. Последние кадры этой сцены показывают полный хаос его жизни.
Субботний бой в пабе состоял из девяти различных моментов, которые были сняты без использования моушн контроля. При этом их нужно было соединить в единый шот длинною три с половиной минуты.
«Тайминг большей части переходов был изменен. Мы проецировали их обратно. В большинстве кадров Тэрона пришлось ротоскопить из фона, чтобы заменить последний и вставить актера обратно».
Сцена включала замену среды. Дома вокруг парка развлечений — это цифровая дорисовка.
Всего Cinesite сделали 233 шота для «Рокетмена». Большинство этих кадров требовали удаления современных объектов и чистки, потому что сюжет разворачивался в пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы. «Мы работали над 400 шотами, объясняет Фосс. — И это был очень плавный монтаж. Но в самую последнюю версию большинство наших шотов не вошли».
Но это не меняло сюжет, просто делало фильм плотнее. Например, в сцене, когда Берни и Элтон сидят на крыше их квартиры, там есть цифровой мэттпейнт Лондона. В финальной версии фильма 20 таких шотов, а Cinesite сделали 40.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Рокетмен» (2019) / Фото: Paramount Pictures