Приемы: Как создаются фильмы ужасов
Природа страха
Страх связан с инстинктом самосохранения. Когда мы испытываем страх, в нашем организме вырабатывается энергия, необходимая для побега. Страх предупреждает нас о возможной опасности. Больше всего нас пугает неперсонифицированная, невидимая, необъяснимая опасность. Такая угроза непредсказуема — мы не знаем, как с ней справиться, мы к ней не готовы.
Страх рождается, когда в привычном нам мире что-то идет не так. Порядок вещей нарушен, гармония сменяется хаосом. Жанр фильмов ужасов фиксирует мир между этими двумя состояниями. Мы смотрим фильмы ужасов не только для того, чтобы пощекотать себе нервы. Мы хотим насладиться экранизацией хаоса — увидеть воплощение того, что нашему глазу только мерещится боковым зрением. Именно тогда мы можем почувствовать себя частью первобытной стихии и, в конечном счете, освободиться от страха. Фильмы ужасов ведут нас туда, куда мы не решаемся пойти в своих снах и фантазиях.
Особенности жанра
Как и другие жанры, хоррор пришел в кино из литературы. Страшные рассказы по своей структуре сначала напоминали драму, а позднее — детектив. Драма и детектив до сих пор составляют основу хорроров.
Главная особенность жанра — показ шоустопперов — зрелищных страшных сцен, в каждой из которых есть завязка, кульминация и развязка. Создание таких сцен требует от режиссеров большого мастерства и фантазии. Лучшие фильмы ужасов — те, что сумели дойти до подсознания зрителя и обнажить его страхи.
Фильм ужасов может начинаться как обычная драма или детектив. Жанр хоррора появляется в тот момент, когда герой сталкивается со злом.
Зло может принимать любые формы. Не так важно, кто носитель зла — важно, в какой атмосфере все происходит. Самые сильные фильмы ужасов те, в которых зло — это не просто отклонение от нормы, а воплощение тайных механизмов бытия. Как и страшные рассказы в литературе, жанр хоррора — это попытка человечества преодолеть свой самый сильный страх — страх смерти.
Драматургия страха
Разгадка тайны — основной сюжетный мотив фильмов ужасов. Разгадка тайны требует расследования. Герою необязательно быть детективом. Он может быть обычным человеком, для которого расследование — единственный шанс спастись.
Рейчел из «Звонка» Гора Вербински начинает журналистское расследование, чтобы разгадать тайну гибели своей племянницы. Но после случайного просмотра кассеты-убийцы она сама оказывается в опасности.
Сцена из фильма «Звонок» (2002)
Если главный герой детектив, разгадка тайны для него — дело чести. Объяснить необъяснимое — значит сделать мир безопасным, вернуть гармонию. Сильным желанием вернуть порядок миру обладает агент Купер из «Твин Пикс». Герой-идеалист, влюбленный в местную природу, готов пожертвовать собой ради истины.
Иногда герой пытается разгадать тайну, чтобы разрешить свой внутренний конфликт. Например, герой-психотерапевт в «Шестом чувстве», пытаясь помочь мальчику с психическим расстройством, хочет таким образом избавиться от мук совести из-за проблем с другим пациентом.
Герои фильмов ужасов могут быть разными. Главное, чтобы зритель смог им сопереживать. Зритель всегда сопереживает герою в сценах преследования. Кроме того, в этих сценах герой раскрывается как личность, демонстрируя качества, о которых, возможно, не подозревал.
Важную роль в создании фильмов ужасов играет точка зрения. Режиссеру нужно решить — с чьей точки зрения будет фильм и сколько информации будет знать зритель. Будет ли зритель знать больше, чем герой, или пройдет за его спиной путь от начала до конца? От этого зависит развязка истории.
Если хоррор опирается на жанр детектива, то мы чаще всего проходим с героем весь путь в его расследовании и знаем столько же, сколько и он. Случаи, когда мы знаем больше, чем герой, имеют определенную цель. Например, в «Твин Пикс» мы знаем больше, чем агент Купер. Но зло, с которым он сталкивается, нам так же непонятно, как и ему. Мы знаем, кто убил Лору Палмер, но мы не понимаем, что это за сила, и зачем она это сделала.
В большинстве фильмов ужасов мы видим то, что видит герой. Иногда мы даже смотрим глазами героя. Эмили из «Шесть демонов Эмили Роуз» видит демонов, и мы видим их вместе с ней. Мы не сомневаемся, что демоны действительно появлялись перед героиней.
Но что, если бы нас лишили точки зрения героини? Как, например, в фильме «Реквием» Ханса-Кристиана Шмида — мы видим, что героиня видит демонов, но мы не можем увидеть их ее глазами. Мы видим лишь ее мучения, как видели бы в жизни, с объективной точки зрения. О том, как выглядели ее демоны, нам остается только догадываться. Таким образом, режиссер оставляет нам простор для фантазии. Ведь полные глубокого, невыразимого ужаса глаза героини чуть ли не страшнее любых материализованных демонов.
Трейлер фильма «Реквием» (2005)
Точка зрения — это тот инструмент, при помощи которого фильм может выделиться из массы безликих хорроров. Например, мы становимся на точку зрения мальчика в «Шестом чувстве» только после того, как он рассказал психотерапевту свой секрет о том, что он видит призраков. Интересным решением также является показ событий с точки зрения представителя зла. Таким образом, зритель может почувствовать себя по ту сторону баррикад.
Поскольку хоррор — особенный жанр, его драматургическая структура тоже имеет свои особенности. Завязкой в фильмах ужасов всегда становится мотив, заимствованный из волшебных сказок — пересечение границы между мирами, попадание в мир хаоса, на территорию зла.
В фильмах ужасов хорошо работает классическая трехактная структура, когда герой меняется в конце. Также выигрышным решением становится реальное время — структура, при которой события будто происходят в реальном времени по хронометражу и по технике съемки.
Сцена из фильма «Другие» (2001)
И, конечно, хорошо работает структура-перевертыш, при которой герой сам оказывается злом или объектом своих страхов. Например, героиня «Ведьмы» Роберта Эггерса в конце сама ощущает себя ведьмой после подозрений своих родителей. Или героиня фильма «Другие» вместе со своими детьми сама оказывается мертвецом с фотографии. И, конечно, главный герой «Сияния» Стенли Кубрика по ходу сюжета становится на только представителем зла, но и одним из давних обитателей отеля.
Сцена из фильма «Сияние» (1980)
Если говорить об основных сюжетных мотивах фильмов ужасов, то можно выделить следующие:
- герой пытается вернуться домой («Носферату, симфония ужаса»);
- герой нарушает запрет («Звонок»);
- герой случайно видит то, что не должен был видеть («Суспирия»);
- герой попадает в иное пространство («Астрал»);
- герой отправляется в дорогу за чем-то, что ему нужно («Ведьма из Блэр»);
- зло проникло на территорию героя («Изгоняющий дьявола»);
- герой не может выбраться из места, в которое попал («Сияние»).
Аудиовизуальные приемы
С эстетической точки зрения, главное в жанре фильмов ужасов — экранизация хаоса. Здесь вдохновением для режиссеров может служить мифология разных стран и народов, накопившая огромное количество предметов страха. Взять миф и рассказать его по-новому. Именно это сделал режиссер японского фильма «Звонок» Хидэо Наката.
Трейлер фильма «Звонок» (1998)
Основные режиссерские приемы фильмов ужасов основаны на двух первобытных страхах человека — страхе темноты и страхе преследования. Контраст света и тени является визуальным выражением двойственности и амбивалентности мира. Темнота сужает наше поле зрения. С одной стороны, в темноте мы не видим угрозы. С другой стороны, если мы не видим угрозы, это не значит, что ее нет.
Визуальное воплощение контраста света и тьмы хорошо получается у Дэвида Линча, который вдохновлялся работами американского художника Эдварда Хоппера. Отклонения от нормы, различные искажения действительности рождают в душе зрителя самый сильный психологический страх.
В хоррорах очень важен монтаж. В динамичных сценах преследования или убийства хорошо работает короткий монтаж (знаменитая сцена в душе в «Психо» Альфреда Хичкока). Для сцен, в которых нужно создать напряжение, отлично подходят длинные планы.
Сцена из фильма «Психо» (1960)
Как например сцена в «Сиянии» Стенли Кубрика, в которой Дени долго едет на велосипеде по коридорам отеля, пока не встречает двух девочек-близнецов. Девочки-близнецы являются нам в виде короткого 25-го кадра, что служит визуальной метафорой того, как зло внезапно врывается в наш мир.
Таким же кадром является изображение дьявола, которого девочка видит во время медицинского обследования в «Изгоняющем дьявола».
К аудиовизуальным приемам в фильмах ужасов можно еще отнести работу с ракурсами, гримом, акцентами и паузами.
Как сегодня удивить зрителя
Задача напугать зрителя так или иначе сводится к попыткам режиссеров затронуть глубоко скрытые психологические страхи. Эксперименты с драматургической структурой, точкой зрения и аудиовизуальными приемами продолжаются. Возможно, в скором времени нас ждет новое слово в жанре хоррора, как это было в начале нулевых с «Ведьмой из Блэр» и «Паранормальными явлениями».