Главная / Практика / Как снимать диалоги: урок Ридли Скотта

Как снимать диалоги: урок Ридли Скотта

По фильму 1979 года «Чужой» можно научиться многому. В частности — съемкам диалоговых сцен с участием множества персонажей, сидящих за столом. Конечно, это не первое, что приходит в голову при мысли о «Чужом», но именно в декорациях столовой космического корабля впервые в кадре появился ксеноморф.

Автор популярных видеоэссе wolfcrow выпустил ролик, где он анализирует, как именно Ридли Скотт решил поставить эти сцены. Режиссер и оператор Дерек Ванлит долго работали, чтобы правильно расставить акценты, показать распределение сил в команде героев и не выдать настоящего лидера раньше времени.
 

Ролик о сценах в столовой фильма «Чужой» (1979)

Рассмотрим три сцены в столовой: две в начале фильма и третью в качестве поворотного пункта. Во-первых, все три эпизода снимались с ракурса на уровне стола. За редкими исключениями, стол всегда есть в кадре — мы о нем помним на уровне подсознания. Это важно, потому что третья сцена в столовой — тот самый момент, когда мы впервые видим честбастера. В ней Кейн умирает именно на столе. Ридли Скотт готовил нас к этому моменту с самого начала.

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: Twentieth Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: Twentieth Century Fox

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: Robert Penn/Twentieth Century Fox

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: Robert Penn/Twentieth Century Fox

Другой важный элемент — расположение персонажей. Все три сцены разворачиваются в разное время, герои не должны сидеть все время одинаково. Поэтому, например, Паркер просит Эша пересесть. И все же актеры находятся практически на одних и тех же местах, за исключением двух — Рипли и Эша.

Сперва Эш сидит рядом с Далласом. Во второй сцене он уходит на задний план: он начинает понимать, в чем состоит его задача, и больше не пытается быть дружелюбным. В третьей сцене Эш сидит напротив всех остальных. Он больше не член команды. Именно его расположение по отношению к остальным персонажам как бы предугадывает его поступки.


Скриншот из видео

Любопытнее всего наблюдать за Рипли. Она постоянно находится с краю кадра, во всех трех сценах. Когда фильм только вышел, зрители были уверены, что выживет Даллас. Но он умирает очень рано, что должно было шокировать публику. Во многом такой ход похож на смерть Мэрион в «Психо». Если даже капитан не выжил, значит, монстр действительно серьезный противник, настоящее зло.

Во второй сцене Рипли разворачивается на 180 градусов. Теперь она располагается там, где раньше был капитан. Она — вторая по званию и предана своему капитану. В третьей сцене она вновь оказывается с краю, камера ее почти игнорирует. Ее загораживают либо Паркер, либо Даллас. Мы не видим даже крупного плана с ее реакцией на смерть Кейна. Даже Ламберт мы видим больше.

Но все это — отвод глаз. Скотт постоянно отодвигает Рипли на второй план, чтобы мы не обращали на нее особого внимания и не поняли, насколько на самом деле она важна для истории. Это должно нас удивить.


Скриншот из видео

Одна из самых интересных деталей этих трех сцен — общение Паркера и Далласа. С первой же сцены их разделяет значительное пространство. На средних планах Паркер выглядит крупнее всех. Он важен для сцены.

Даллас на среднем плане тоже крупнее Ламберт: камера или стол расположены несколько под углом. Когда команда просит свою долю, мы видим Далласа в кадре одного. Он — капитан, и ему приходится принимать решения в одиночку. Их разговор прерывается, но вскоре мы возвращаемся в столовую.

Теперь команда уже знает, что им нужно проверить источник сигнала, что вновь приводит к разговору о деньгах. Обратите внимание, как Паркер просит Эша пересесть — как будто бы занимая свое место на шахматной доске.

Можно не обратить внимания, что всего лишь пару мгновений назад то же самое делает Даллас, попросив Ламберт освободить его стул. Но Даллас здесь главный — он стоит, возвышаясь над остальными. Единственный, кто стоит в обеих сценах — Эш, которому наплевать на авторитет Далласа. Во время смерти Кейна он встает последним.

Во второй сцене Паркер и Бретт противопоставлены Далласу. Паркер — лидер группировки, он привстает и выглядит в кадре больше. А когда ситуация накаляется, мы возвращаемся к крупному плану Далласа.


Скриншот из видео

В центре третьей сцены — Кейн. Но обратите внимание, что вместе с ним в кадре есть Паркер и Даллас. Они больше не враждуют. Когда Кейн падает на стол, именно они первыми пытаются ему помочь. Оба они — лидеры. Даллас — это очевидный герой. Паркер — уже не такой однозначный. Но геройские качества они проявляют только тогда, когда это строго необходимо.

Источник: nofilmschool.com
 


Обложка: Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой» (1979) / Robert Penn/Twentieth Century Fox

 

Еще по теме

Приемы: Домакетка
Ранее мы рассказали о дорисовках и живописных задниках, которые экономили...
10 приложений и сайтов для поиска вдохновения
01. Storyteller   Очень любопытное англоязычное приложение для генерации идей....
Пункт назначения 6
Что известно о фильме «Пункт назначения 6»
Продолжение культового молодежного ужастика — Пункт назначения 6 — официально...
10 фильмов без слов
«Вор» (Расселл Раус, 1952) Сюжет: Начало холодной войны. Американский физик-ядерщик...
10 актерских советов Роберта Де Ниро
1Учитесь делать правильный выбор Я соглашаюсь работать с режиссером, только...
Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 
Если вы хотите выдать цифровое изображение за пленочное, вам предстоит...
Большие девочки участницы
Реалити-шоу «Большие девочки»: подробности об участницах
В феврале 2024 г. зрители впервые увидели новое телешоу от...
Звуковые клише и как их использовать
Однажды, когда я работал со студенческим короткометражным фильмом, мне нужно было обработать...