Мир Зоны Х: дизайн декораций для фильма «Аннигиляция»
В команду «Аннигиляции» вошли художник-постановщик Марк Дигби, декоратор Мишель Дэй, а также оператор-постановщик Роб Харди и супервайзер визуальных эффектов Эндрю Уайтхерст. Все они работали на предыдущем фильме Алекса Гарленда, «Из машины», так что знали его режиссерский подход.
На съемках фильма «Аннигиляция» (2018) / Фото: Paramount Pictures
При создании картины кинематографисты вдохновлялись лентой Андрея Тарковского «Сталкер», с которой у «Аннигиляции» есть явные сходства. «Но в плане создания изображения для нас все средства хороши, — говорит оператор-постановщик Роб Харди. — Поэтому мы искали способ сделать материал своим».
Трейлер фильма «Аннигиляция» (2018)
Во время трехмесячного периода подготовки Харди жил в Лос-Анджелесе и часто ходил в местный ботанический сад с фотоаппаратом. «Я снимал необычные с архитектурной точки зрения растения, — объясняет он. — Пытался найти странные образы, искал неорганические формы в органике».
Команда рассматривала Национальный парк Флориды как возможную локацию, но отказалась от этой идеи из-за буйной растительности. Британские кинематографисты решили остаться дома, поэтому все лесные сцены были сняты в Виндзорском парке, принадлежащем королевской семье, а все интерьерные кадры — в студии Pinewood.
Арт-отдел оформил парк растениями, растущими на юге США, и добавил экзотических цветов. Получился очень странный лес.
Кадр из фильма «Аннигиляция» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Как и в «Сталкере», в «Аннигиляции» нужно было создать два мира: обычный и видоизмененный, как будто инопланетный. Но Гарленд и Харди решили не делать большого контраста между ними, поскольку главной в истории была арка Лины, героини Натали Портман, ее эмоциональное путешествие. Все визуальное повествование сфокусировалось на ней.
«Мы исходили из того, что все Зоне Х очень странное и необычное, — рассказывает Харди. — Поэтому сделали много экзотических декораций. Но когда Лина возвращается оттуда, она приносит с собой частицу этого странного мира».
Комната допросов
Художники хотели, чтобы эта локация не опознавалась сразу. Зритель постоянно гадает, что это: тюрьма, психлечебница, военное здание? Подобные помещения и стали референсами для декоратора Мишеля Дэя. Мебель для локации делали на заказ.
Кадр из фильма «Аннигиляция» (2018) / Фото: Paramount Pictures
«Мы хотели, чтобы все сразу поняли, что это карантин исследовательской организации, — объясняет Дэй. — Использовали тонированное стекло».
Дом Лины и Кейна
Художникам пришлось изучить историю совместной жизни Лины и ее мужа. По сюжету они оба были солдатами и познакомились в армии. Во время подготовки к фильму команда отсняла множество совместных фото пары — это была разминка для арт-отдела. Зритель должен понять, что их история застыла во времени, как и сама Лина, которая все еще тоскует по пропавшему Кейну.
«В оформлении дома мы хотели передать, что Лина и Кейн — пара, любящая физическую активность, предпочитающая здоровый образ жизни, ловящая каждый момент, — рассказывает художник-постановщик. — Потом мы видим, что Лина поставила свою жизнь на паузу».
Для создания декорации дома Кейна и Лины использовались натуральные ткани, нейтральные тона, что, по мнению Дигби, отражало суть обоих персонажей. Вокруг Лины художник разместил объекты, которые предвосхищают события фильма: например, вырезанный из дерева медведь и японское панно.
Внизу у лестницы висит несколько фотографий, с которыми позже перекликается подобная композиция в доме в заброшенной деревне. Это визуально «закольцовывает» события, а интерьер дома оказывается «отзеркаленным» в доме по ту сторону Мерцания. Там режиссер посадил Лину точно так же, как в их доме сидел Кейн. Лина осознает, что прошла точку невозврата. а мы понимаем, через что прошел Кейн и где он сейчас.
База Southern Reach
Алекс Гарленд предпочитает, чтобы все элементы в кадре были настоящие, а не созданные при помощи компьютерной графики, но здесь — вынужденная комбинация двух технологий.
Кадр из фильма «Аннигиляция» (2018) / Фото: Paramount Pictures
«Мы основывали свой дизайн на исследовании арктических научных строений, — рассказывает Мишель Дэй. — Мы построили интерьер и балкон платформы, а все остальное было достроено графикой».
Рыболовная хижина
Полузатопленная рыбацкая хижина была первым шагом съемочной группы в неизведанное, поскольку Алекс Гарленд снимал кино в хронологическом порядке.
Мы видим необычные цветы в, казалось бы, обычном пейзаже. Совершенно разные соцветия, растущие на одном кусте, странные, яркие цвета, странные существа, странный свет.
По словам Марка Дигби, референсами послужили мутировавшие растения, найденные вокруг зон у Чернобыля и Фукусимы, подвергнувшихся влиянию радиации. Через несколько лет после аварий в тех местах нашли цветы странных форм, которые размножались в таком виде. «Они все еще походили на ромашки и подсолнухи, — говорит Дигби. — Но одновременно это были уже не привычные нам цветы. Мы воспроизвели это».
«Когда работаешь с режиссером, который еще и сценарист, — продолжает Дэй, — можно очень быстро сработать на усиление идеи. Поскольку сюжет разворачивается в неизвестном южном регионе, мы исследовали локации в Луизиане и Англии, где в итоге и снимали. В Луизиане мы наткнулись на полузатопленную хижину и подумали, что во время сцены с монстром будет еще страшнее, если персонажи окажутся заперты с ним в железной коробке, поскольку хижина представляла собой единую металлическую конструкцию».
В Виндзорском парке поставили кипарисы, вернее, их нижние части, а верхушки потом дорисовывали на компьютерах. По веткам разложили зеленую шерсть, которая изображала мох, особенно после дождя. Также добавили растительности, которая превращала британский парк в болотистую часть Северной Америки.
«Я никогда не видела полностью задекорированный парк, — вспоминает Натали Портман. — Пейзаж напоминал Флориду: все эти деревья, корни, мхи и болото. Это было реалистично и странно одновременно».
Заброшенная военная база
Экспедиция доходит до центра Мерцания и находит заброшенную военную базу со сторожевым постом. Там больше мутаций, а еще — необычный нарост на стене бассейна.
«Мы исследовали разные аномальные, неконтролируемо растущие опухоли, — говорит Дэй. — И то, как они изменяли среду вокруг себя. Исследование включало разные наросты: кристаллические, микроорганические, фрактальные, споры, личинки и слизь. И использовали все находки для создания этих образов. Мы начали с кристалла агата, потом сделали круговые наросты снаружи».
Заброшенная деревня
Позже команда входит в полузаросшую и развалившуюся деревню, где необычные растения захватили территорию и почти поглотили отдельные строения. Дальше герои находят странные деревья в форме человеческих фигур.
«Мы нашли это место очень рано во время поиска локаций, — вспоминает Дэй. — Здесь было много развалившихся строений, но, по большей части, все нужное мы построили с нуля. Мы тут же попросили перестать стричь траву, чтобы местность заросла еще больше. Разрыв во времени между этой находкой и съемкой этих сцен помог подготовить локацию. А главным нашим референсом был вьюн кудзу, который можно найти в Южной Америке».
Именно здесь Лина видит дом, очень похожий на ее собственный, и начинает чувствовать связь с этим местом, более глубокую, чем можно было подумать.
Маяк
Странный свет — это «северное сияние на стероидах» — усиливается, как и другие мутации, когда команда все глубже и глубже проникает в Мерцание. Последние члены экспедиции доходят до маяка, где царит фрактальное безумие. Здесь находится лоно Мерцания.
Мерцание — тоже фракталы / Фото: Paramount Pictures
Главным концептом для создания этого образования стал трехмерный фрактальный нарост — оболочка Мандельброта. Разрез на нем открывает вход в лоно, — место, напоминающее женскую матку. В основе дизайна лона лежала идея неконтролируемой эволюции через ускоренное сворачивание одновременно идущего вперед времени. Фракталы искривляются при продвижении вперед, внутри нас и снаружи.
Декорация была создана на компьютере, а потом воспроизведена из пенопласта в полном размере. По одному сегменту стены было отлито еще восемь копий. После чего всю конструкцию покрыли полиуретаном, чтобы она стала жесткой и водонепроницаемой.
«Мы снимали в Норфолке, на пляже Ханстентон, — говорит Дэй. — Наше исследование привело нас к замерзшему маяку на озере Мичиган. Эти завораживающие ледовые формы, похожие на огромные сосульки, помогли создать необычные формации из фильма. Соединенные с фрактальной идеей, они дали тот визуал, что был нам нужен».
В итоге получилось совершенно завораживающее фантастическое зрелище.
Обложка: кадр из фильма «Аннигиляция» (2018) / Paramount Pictures