Что не так с «Ханом Соло»
Мы ни в коем случае не сомневаемся, что «Хан Соло» ждет успех, пускай и не такой оглушительный, как оригинальные «Звездные войны». Авторы ленты будут довольны.
Вот только на разных уровнях картина производит странное и неуютное впечатление. Давайте разберемся, правда ли сценарий вышел хуже, чем мы ожидали, или нам это только кажется.
Трейлер фильма «Хан соло: Звездные войны. Истории» (2018)
Внимание! Весь нижеследующий текст содержит одни спойлеры! Если вы еще не видели «Хана Соло» или вообще не знаете, кто это такой, то почитайте лучше советы режиссера фильма Рона Ховарда или рассказ о создании декораций в «Последних джедаях».
Пролог
Начало фильма очень похоже на предыдущее ответвление от канона, «Изгой-один». Там, напомним, показано детство героини Джин Эрсо и мотивация ее дальнейших действий, которые легли в основу сюжета фильма.
В «Хане Соло» так же. Первые минуты ленты хоть и не показывают детство будущего благородного контрабандиста, но перед нами «один молодой человек, мечтающий стать пилотом» (так в открывающих титрах и указано) и его возлюбленная. «Молодой человек» — это, разумеется, Хан, а девушка — Ки’ра, с которой поклонники киносаги незнакомы. Возможно, она появляется где-то в комиксах, мультиках или LEGO-играх, но ее точно нет в официальной вселенной «Звездных войн».
Ей как важному герою негде развернуться, как и многим другим персонажам, а также многочисленным новым существам, маячащим на фоне. Из-за последних бэкграунд напоминает то «Людей в черном», то, прости господи, «Пятый элемент», то поправленные в 90-е самим Лукасом классические «Звездные войны».
И все же в прологе нам членораздельно объясняют: есть тинейджер Хан (без фамилии, ее довольно смешно придумают чиновники), его подружка, они хотят сбежать из места, похожего на все постапокалиптические фильмы вместе взятые. Получается, что побуждающим мотивом для действий Хана станет клятва, данная Ки’ре — любыми путями добыть космический корабль, стать самым лучшим в мире пилотом и вернуться за ней. Не обязательно в этом порядке, потому что, читай выше, сценарий перегружен новыми героями: как людьми, так и инопланетными тварями, и роботами. Вот такой приключенческий фильм нам предстоит посмотреть, как бы говорят создатели фильма, и правильно делают.
Это проблема. «Правильно» не всегда означает «хорошо». Потому что здесь же задаешься вопросом: если в сценарии спин-оффа есть герои, которые не присутствуют в классической саге, значит они умрут? Сами или им помогут? Улетят неизвестно куда? Осядут на какую-то ранее не обозначенную планету, где будут волочить старческое одиночество? В «Изгое-один» всех «новичков» убрали под шумок финальной битвы, благо там эпизодически присутствуют лишь пара культовых персонажей, но в «Хане Соло» есть и сам заглавный герой, и здорово и смешно обыгранное его знакомство с Чубаккой, и «Сокол Тысячелетия». Их уже никуда не выдернешь из контекста, в отличие от новых персонажей. Это мы к тому, что за новобранцев, какие бы классные актеры их ни сыграли, уже не переживаешь. Просто любопытно, как с ними расправятся сценаристы.
Впрочем, что-то мы застопорились на прологе. Поехали дальше.
Первый и второй акты
Среди нас есть люди, которые ненавидят драматургическое деление на три обязательных акта и считают такую структуру формалистской. Их мало, но раз уж большинство сценаристов нашей страны предпочитают учиться на учебниках, а не на собственном опыте, то, хорошо, давайте говорить на языке теорий.
Так вот, огорошим вас. В «Хане Соло» нет ни первого, ни второго акта. Точнее, они сливаются в одно целое, и искать границу — пустая трата времени. Здесь нет точки невозврата, нет каких-то формальностей, которые порадовали бы учеников Александра Митты или Роберта Макки. Почему?
Для начала надо разобраться, на кого этот фильм был рассчитан. Если на фанатов «Звездных войн», то они, скорее всего, будут разочарованы: они не увидят ни X-вингов, ни Y-вингов, ни джедаев, ни Дарта Вейдера, ни даже светящихся мечей. Это странно, если иметь в виду, что происходящие события идут почти параллельно «Изгою-один». Плюс-минус 5 лет.
Во всяком случае, нетрудно посчитать: создатели заложили в «библию» фильма факт, что происходящее будет разворачиваться за декаду до «Новой надежды», потом подумали и прибавили еще 5 лет. Идеальное время, за которое главный герой наберет еще больше нахальства и дерзости, чтобы стать тем самым Ханом Соло, как мы его знаем в каноническом исполнении Харрисона Форда.
Зато «Соло» не вызовет никаких вопросов у неофитов. Это самостоятельное кино про похождение космического пройдохи, которое начинается спустя три года после того, как Хан оставил Ки’ру. После пролога мы сразу встречаем его на настоящей войне — и это главная удача режиссера Рона Ховарда (на самом деле, к Ховарду больше всего претензий, но мы не будем трогать заслуженного режиссера, который имеет право за выслугу лет говорить с нами на своем уже устоявшемся языке).
Хан, возмужавший за какие-то несколько лет, оказывается настоящим солдатом на полях сражений, напоминающих не одиночные перестрелки бластерами, а ни много ни мало окопные хроники Первой Мировой. То, за что хвалили «Изгой-один» — «наконец-то в „Звездных войнах“ показывают настоящую войну», — в «Соло» приумножено в несколько раз. Тут вам и взрывы, и еле просматривающиеся сквозь комья грязи герои, и трупы с кровищей — все то, чего были лишены все предыдущие фильмы.
Небольшая группа повстанцев во главе с Тобиасом Беккетом (Вуди Харрельсон на протяжении фильма дает мастер-класс актерского мастерства юным артистам) путешествует, чтобы доставить главному злодею фильма Драйдену Восу (Пол Беттани) непонятные нам, смертным, вещества: то ли бомбы, то ли химическое оружие. И вот эти товарищи, изначально еле переносящие друг друга, к концу фильма непременно становящиеся «не разлей вода», проходят все круги космического ада, но потихоньку, шаг за шагом.
Это поступательное движение сюжета, без скачков и неожиданных сюрпризов, напоминает нам оригинальную сагу. Вот они полетели туда-то, взяли что-то, полетели дальше, следующий пит-стоп, исправились, полетели до следующей точки, и так далее. Это подарок поклонникам классики, сюжеты которой примерно так и развивались в «Новой надежде» и «Империи наносит ответный удар». Но сегодня, спустя 40 лет после «IV эпизода», подобное выглядит как атавизм. Понятно, фанаты саги должны увидеть, как Хан выигрывает в карты «Сокола Тысячелетия», как Чубакка становится лучшим другом главного героя, как Соло жульничает с контрабандой — но это настолько предсказуемо, что выглядит как формальность.
Мы не раз отмечали, что сейчас модно снимать смешно. Мы заблуждались. Это было секундным помешательством, основанном на нескольких «марвеловских» фильмах. Но юмор все равно должен иметь место даже в драмах уровня последних «Мстителей». В «Хане Соло» за шутки отвечают Чуи и новый робот L3. Это робот женского пола, причем показан он/она воинствующей (и потому безумно смешной) феминисткой. Вот такой юмор.
Спустя час после начала фильма происходит первый сюжетный поворот. Не ахти какой и довольно предсказуемый, но все же зрители здесь должны оживиться. Здесь из космического вестерна жанр начинает выруливать на путь космической саги. Можно сказать, что примерно на этой отметке начинается второй акт. Этот водораздел еле различим, потому что темпоритм не меняется, но первый сценарный твист и пресловутый мотив «герои оказываются не теми, кем кажутся» появляется где-то здесь.
Третий акт
Сценаристы, кажется, проснулись примерно на 90-й минуте фильма. Происходит первый Большой Поворотный Момент. Наконец-то звучит всем знакомая музыкальная тема Джона Уильямса, а с ней появляется и имперский крейсер. Появляются штурмовики. Появляются X-винги. Появляется голограмма не скажем кого, но это действительно самая неожиданная сценарная находка, из-за которой поклонники как один подскакивают на креслах и вопят от восторга.
То есть здесь возникает чувство, что мы смотрим совсем другой фильм. Учитывая, что проект преследовали неудача за неудачей, сценаристы и режиссеры менялись чуть ли не каждый месяц, то, возможно, в этом и заключается причина того, что в последние полчаса происходят самые важные события картины, которые дают нам повод вспомнить, что мы находимся во вселенной «Звездных войн», а не в мелодраматическом боевике.
Тут есть все, за что мы любим «Звездные войны»: предательства, неожиданные открытия потаенных сюжетных линий, интриги, убийства, плохие герои вдруг становятся хорошими, хорошие на самом интересном месте становятся плохими. Фильм избавляется от «новичков», о которых мы говорили в прологе. Все это происходит в настолько короткий промежуток времени, что мы не успеваем следить за каждым преподнесенным сюрпризом и мотивами, которые его сопровождают.
Ясно только одно: (спойлер!) в финале герои полетят на планету Альдераан, где, согласно информации, полученной от Тобиаса, «собирается интересная команда». Создатели специально оставили место, чтобы в случае хороших сборов этого «Хана Соло» дать развернуться оставшимся в живых героям в полную силу в сиквеле, какой бы подзаголовок он не приобрел.
Обложка: кадр из фильма «Хан соло: Звездные войны. Истории» (2018) / Jonathan Olley / Lucasfilm