Импрессионизм в кино: основные черты и правила
Импрессионизм в живописи
Импрессионизм (от фр. impressionnisme — впечатление) как направление в живописи появилось в конце XIX века во Франции. Творчество импрессионистов стало ответом на аккуратные и выверенные картины реалистов. Художников-импрессионистов интересовал мир незримый, чувственный, субъективный. Чтобы создать иллюзию движения, они писали крупными мазками, смешивая чистые цвета с белым. Среди сюжетов картин — изображения города, природы, воды. Наблюдение и изучение жизни в разных ее проявлениях — вот что роднит импрессионизм и кинематограф.
Выразительные средства импрессионизма, которые позже перешли в кино:
- ассиметричная композиция;
- воздушная перспектива (глубина пространства создается при помощи тонов);
- светотональное освещение;
- размытость очертаний;
- приглушенные тона с яркими акцентами;
- динамичные позы героев;
- необычные ракурсы (выше или ниже уровня глаз);
- кадрированность (детали глаз, рук, лица);
- смешение жанров (натюрморт и пейзаж, натюрморт и портрет);
- символизм природы (вода, туман, трава).
Импрессионизм в кино
Картины импрессионистов напоминают атмосферные однокадровые фильмы, поставленные на паузу. Кино по своей сути и есть впечатление. Но это не значит, что каждый фильм эстетически близок к импрессионизму.
Рассмотрим, как появился киноимпрессионизм и какие фильмы можно к нему отнести.
Импрессионизм в кино в 20-х годах XX века
Когда кино только появилось, от него, как и от фотографии, требовали реалистичности. Однако с развитием киноязыка режиссеры стали отступать от принятых традиций. Термин «киноимпрессионизм» появился во Франции. Впервые о том, что кино — это нечто большее, чем ряд оживших фотографий, заговорил французский кинокритик и режиссер Луис Деллюк в своей книге «Фотогения». Деллюк призывал режиссеров искать красоту в простоте, не бояться туманных и нечетких очертаний и экспериментов с освещением.
Режиссеры 20-х годов использовали в своих работах крупные и сверхкрупные планы, размытость очертаний, виньетирование, светотональное освещение. К образам природы добавились образы цивилизации — туман заменил дым труб. Теперь эмоции на экране передавались не только за счет актеров, но и обстановки, которая служила визуальным отражением переживаний героев.
Трейлер фильма «Наполеон» (1927)
Наиболее яркими режиссерами-импрессионистами той поры были Абель Ганс с фильмами «Наполеон», «Колесо», Луис Деллюк с фильмами «Женщина из ниоткуда», «Лихорадка», Марсель Л’Эрбье с фильмами «Эльдорадо», «Человек открытого моря» и Карл Теодор Дрейер с фильмом «Страсти Жанны д’Арк».
Трейлер фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928)
Импрессионизм в 30-х годах XX века
В фильмах 30-х годов режиссеры продолжали выражать внутреннее через внешнее. Кадры становились все более атмосферными, поэтическими. Благодаря новым возможностям оптики появились глубинные мизансцены.
Сцена из фильма «Аталанта» (1934)
Среди лучших фильмов 30-х годов, близких импрессионизму, можно назвать картины Жана Виго. В его фильме «Аталанта» действие происходит на речной барже, где образ воды придает этой любовной истории особую поэтичность. Другой фильм тех лет, который можно приписать импрессионизму, — «Набережная туманов» Марселя Карне. Еще одна история любви, которая развивается рядом с охваченным туманами портом. Так в кино стала развиваться новая образность, в которой режиссеры могли говорить со зрителем не только словами героев, но и символами.
Трейлер фильма «Набережная туманов» (1938)
Импрессионизм в кино в 60-80 годах XX века
Период с 60-х по 80-ые в кинематографе начался поиск новых форм. В картинах стали появляться визуальные аллегории, символы, метафоры благодаря монтажному сопоставлению.
Продолжились эксперименты с точкой зрения — теперь герой не обязательно должен присутствовать в кадре — его внутренний мир мог передаваться при помощи вещей, его взгляд мог быть взглядом камеры. Время в монтаже могло становиться растянутым благодаря рапидной съемке. Камера стала инструментом наблюдения за жизнью благодаря длинным планам и плавному движению. Кадр стал глубоким, наполненным предметами реального и воображаемого мира.
Все чаще на экране стали появляться гротескные аллюзии на реальный мир. В сценариях усложнялись сюжеты, добавлялись линии воспоминаний, мечтаний и снов. У режиссеров появилась возможность полноценно работать с цветом. Стало возможным создавать яркие цветовые акценты среди приглушенных тонов. Новые возможности фокусировки позволили создавать в кадре размытые цветовые пятна.
Трейлер фильма «Красная пустыня» (1964)
В эту эпоху эстетически наиболее близки к импрессионизму режиссеры Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Клод Лелюш, Робер Брессон, Вим Вендерс, Ингмар Бергман.
Трейлер фильма «Небо над Берлином» (1987)
Импрессионизм в современном кино
В современном кино импрессионизм встречается не так часто. В эпоху динамики, смешения жанров, цитатности и интертекста такой стиль подойдет только историям, в которых на первый план выходит внутренний мир героя. Истории, в которых режиссер хочет продемонстрировать текучесть жизни, запечатлеть время, уловить момент бытия.
Трейлер фильма «Пианино» (1992)
Наиболее заметные фильмы, в которых присутствует эстетика импрессионизма, с 90-х и до наших дней, — это «Пианино» Джейн Кэмпион, «Часы» Стивена Долдри, «Девушка из Дании» Тома Хупера, «Лоре» Кейт Шортланд.
Трейлер фильма «Девушка из Дании» (2016)
Как сделать фильм в стиле импрессионизма
Разберем стилистику импрессионизма на примере фильма «Лоре» Кейт Шортланд. Это фильм о 16-летней немецкой девушке, родителей которой в 1945 году арестовали за членство в СС. Лоре вместе с новорожденным братом, 13-летней сестрой и двумя 10-летними братьями предстоит пройти через всю Германию на Север — к бабушке, чтобы увидеть, что стало с их привычным миром.
Трейлер фильма «Лоре» (2012)
Драматургия
Это фильм о взрослении через путешествие. Сценарий написан с точки зрения главной героини Лоре. Ее юношеское любопытство выражается через внимание к деталям, желании рассмотреть все пристально, потрогать.
Вероятно, это первое ее путешествие без родителей и первое испытание в жизни. Зная исторический контекст, мы предполагаем, что героиня должна измениться в конце. Она должна пересмотреть свои взгляды, узнав об ужасах войны.
В сценарии есть события, которые оказывают сильное влияние на Лоре. Она видит мертвого человека в заброшенном доме. В бывшем здании школы на стенде о зверствах в концлагерях висит фотография ее отца-сотрудника СС. Она слышит, как женщины жалуются, что им приходится смотреть на фотографии мертвых евреев в обмен на кусок хлеба. Все это заставляет Лоре задуматься, но не поменять свои взгляды.
В сценарии появляется любовная линия. По пути Лоре с детьми встречают молодого человека по имени Томас. Он помогает им попасть в американский сектор, показав документы еврея и сказав, что он их брат. Томас начинает идти с ними, помогать и добывать еду. Дети быстро проникаются к нему симпатией — все, кроме Лоре. Она ненавидит Томаса за то, что он еврей. В то же время ее начинает тянуть к нему. И это взаимно.
Прошлое Томаса покрыто тайной. Он говорит детям, что сидел в концлагере, на запястье у него татуировка-номер. Однако позже он говорит, что сидел в тюрьме за воровство. В борьбе между влечением и отвращением к Томасу, Лоре совершает глупости, из-за которых гибнет человек, а затем она сама чуть не тонет с младшим братом на руках.
Когда Томас решает покинуть их, Лоре умоляет его остаться. Он остается на какое-то время, но сходит с поезда до Гамбурга, когда понимает, что потерял свои документы. В конце, когда дети добираются до дома бабушки, 10-летний брат Лоре признается ей, что это он украл у Томаса документы, чтобы тот никогда их не оставил. Лоре рассматривает документы и понимает, что на фотографии не Томас, и что, может быть, он даже не был евреем. После всех этих событий Лоре меняется. Она начинает стыдиться своих родителей и возражает бабушке, которая продолжает восхвалять Фюрера.
Режиссура
Режиссер использует рапид, чтобы передать новизну впечатлений юной главной героини — ее интерес к жизни, ее попытки переосмыслить происходящее, первое любовное чувство. Реальной время в фильме смешано с растянутым. Драматургически это уместно, ведь героине нужно время, чтобы успеть осознать быстро меняющийся мир. В фильме мало диалогов и много действия. Между Лоре и Томасом нет ничего однозначного, все показано намеками, полутонами, что тоже сближает фильм с эстетикой импрессионизма.
Операторская работа и монтаж
Фильм снят с помощью крупных, сверхкрупных планов и деталей с использованием портретной оптики. Динамичная камера как будто дышит. Все цвета на фоне размыты. Цветовая гамма фильма выполнена в голубоватых оттенках. В композиции кадров много деталей предметов быта и природы. Важную роль играет образ воды — фильм начинается с того, что Лоре выходит из ванны. На протяжении всего фильма дети моются в водоемах, переправляются через реку, едут к морю в Гамбург. Вода предстает как образ очищения, потока жизни, перемен.
Основные черты импрессионизма в кино
Чтобы создать фильм в стиле импрессионизма, нужно прежде всего отталкиваться от сценария — подойдет ли он вашей истории, насколько сюжет затрагивает темы личных переживаний героя, есть ли в сценарии вечные вопросы жизни. Можете ли вы передать внутреннее через внешнее, есть ли в сценарии образы природы?
Вот основные советы:
|
Обложка: кадр из фильма «Зеркало» (1975) / Мосфильм