Главная / Практика / 10 правил режиссера Даррена Аронофски

10 правил режиссера Даррена Аронофски

Создатель ярких и запутанных инди-фильмов, чьи работы то заслуживают всенародную любовь, то подвергаются беспощадной тотальной критике. Даррен Аронофски никогда не был конформистом, давлению не поддавался, снимая философские притчи на метафизические темы под видом спортивной драмы или хоррора. Он рассказывает о правилах, которые вывел за время работы над своими фильмами.

Снимайте свою историю

Люди любят истории, но какой будет эта история, решать режиссеру. Невозможно и не нужно угадывать, что желают видеть толпы кинозрителей. Пусть ваш фильм будет фильмом, которые могли бы создать только вы. Как Кубрик, Феллини и Куросава обладали уникальным голосом, который звучит в их произведениях, так и вам стоит снимать «свой» фильм, который никто больше не создаст.

И такие фильмы будут успешны — людям интересно разнообразие и индивидуальность в кинематографе. У каждого кинотворца были свои причины заняться творчеством, этим его работы и привлекают публику.

Не сдавайтесь

Сложности и препятствия будут всегда. Сколько бы фильмов вы не сняли, какое бы громкое имя не приобрели, вашу работу все равно будут сопровождать проблемы. Можете возмущаться, негодовать, плакать, главное — не сдавайтесь. Сам Аронофски так и делает. По его воспоминаниям, он сидел в кафе с девушкой, когда ему сказали по телефону, что бюджет его будущей ленты «Фонтан» сокращен в два раза. Режиссер разрыдался прямо за столиком…, а потом взял себя в руки и переписал сценарий. Подобные истории сопровождают его работу всегда. Его уговаривали не брать Микки Рурка на главную роль в «Рестлере», а в «Черном лебеде» убрать балетные сцены.

Сделайте съемочную команду семьей

Съемочный процесс дело долгое и нервное. Поэтому атмосфера на площадке должна быть дружественной или даже семейной. Это касается все — актеров, гримеров, ассистентов. От слаженности их работы зависит результат.

Когда режиссер пытается добиться хорошей игры от актеров, ему, прежде всего, нужно подружиться с ними. От психологического террора мало толку, если человек не чувствует себя частью съемочной группы, ради которой готов выложиться полностью. Это правило очень важно для режиссеров новичков, для которых каждый этап работы — испытание, тут без помощи семьи не обойтись.

Готовьтесь к съемкам

При создании фильмов всегда не хватает денег, что еще терпимо, и времени — что ужасно затрудняет производственный процесс. Поэтому подготовка нужно начинать пораньше. Готовясь к съемкам «мама!» кинорежиссер Аронофски нашел склад в Бруклине, арендовал его и решил, что здесь будут проходить предварительные репетиции. На протяжении 3 месяцев главные актеры разбирали сценарий постранично, решая как воплотить ту или иную сцену. И все это в огромном пустом помещении, без декораций, грима и костюмов.

Не бойтесь ограничений

Почти любое ограничение можно превратить из затруднения в характерную особенность. Это отлично видно на примере создания «Пи». Фильм снимали на черно-белую пленку, так как финансирования не хватало на создание качественной цветовой палитры. А невозможность создания нормальной палитры делала невозможным создание нужного настроения в ленте. А для «Пи» настроение было важнейшим элементом.

Кроме того режиссер всегда работает исключительно с одной камерой, не понимая как можно работать с несколькими. Ведь через камеру и рассказывается история на экране, поэтому ее верное расположение очень важно.

Подружитесь с актерами

По мнению автора, разобраться в технической специфике съемок ему было гораздо проще, чем поладить с актерами. Их работа насыщена эмоциями, чтобы результат был удачен, актер должен чувствовать себя в безопасности, ему нужно ментальное пространство, где он может творить и ошибаться без опаски. Это возможно только если он доверяет режиссеру.
С актерами нужно вести себя как с друзьями — говорить прямо и честно даже о неприятных моментах съемок. Опираясь на доверительные отношения можно добиться много большего, чем прибегая к психологическим манипуляциям.

Представьте себя зрителем

В фильме вы рассказываете свою историю, но рассказываете-то ее для других! Поэтому всегда думайте о зрителе, при постановке кадра представьте себя на месте человека, впервые видящего эту сцену. Он может понять ваш рассказ?

У происходящего на экране доложен быть определенный смысл. Причем его должен видеть не только автор картины, но и кинозритель. По мнению Аронофски это — один из самых сложных этапов съемок. Увидеть работу, над которой трудился много месяцев, словно в первый раз.

Не отказывайтесь от своей концепции

Начиная снимать фильм у вас есть своя концепция, по мере продвижения работы она будет все усложняться и усложняться. А потом, при тестовом показе ленты фокус-группе вам говорят — переделайте тут, вырежьте там и доснимите это.

Так было при показе «Ноя», когда контрольная группа зрителей плохо восприняла размышления на библейскую тему в совсем не библейском ключе. И студия потребовала сократить фильм в 3 раза. Только урезанная версия не понравилась публике еще больше. И режиссер Аронофски настоял на выпуске первоначальной версии. По его мнению, если уж фильм будет неудачей, то вашей неудачей, а не безымянных лиц из студийного руководства.

Завершайте работу

Как грустно заметил сама режиссер — фильмы можно только бросить, но не закончить. Тему можно развивать бесконечно, крадя время и ресурсы у других работ, которые могли бы быть интереснее и перспективнее. Поэтому «отпускайте» произведение, пусть заложенные в него смыслы развиваются без вас.

Попытайтесь изменить мир

Сам Даррен Аронофски не стесняется выражать в фильмах свои взгляды. Он считает, что настоящий режиссер не имеет право создавать «пустышку», фильм, который не несет никакой философии.

Разумеется, кинотворчество развлекает зрителя, как и любое другое творчество. Но только творчество станет искусством, только бросая вызов нашему миру. Картина может поднимать любые вопросы — хоть политические, хоть экологические, но затрагиваемые проблемы должны менять мир зрителя.