Как они переписали «Убийство…»
Новая экранизация или ремейк?
Простите за штамп, но иначе не сформулируешь: не будет преувеличением сказать, что «Убийство в Восточном экспрессе» — это не только один из самых известных романов Агаты Кристи, но и один из самых цитируемых детективов XX века. Существуют десятки кинокартин, радиопостановок, телефильмов, театральных работ, аудиокниг на тему этого творения. Книга даже стала компьютерной игрой. Самая известная экранизация романа — кинолента 1974 года Сидни Люмета, номинировавшаяся на шесть премий «Оскар» и получившая одну — за «Лучшую женскую роль второго плана» (Ингрид Бергман).
Трейлер фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974)
Зарубежная пресса пишет о новом «Убийстве…» в постановке Кеннета Браны больше как о ремейке версии 1974 года, чем как о новой экранизации классического сюжета. Имеют ли эти мнения право на жизнь? И да, и нет.
Трейлер фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)
Любая экранизация требует большой работы, особенно если это детектив (скоро нас ждет адаптация бестселлера Ю Несбё «Снеговик», которая уже подверглась шквалу критики, на ней мы и проверим нашу теорию). Приходится выдирать куски из литературного источника, упрощать или усложнять, стирать одних героев или добавлять новых. А в «Восточном экспрессе», где убийство происходит в поезде с более чем десятком подозреваемых, сложно держать в уме все факты и всех пассажиров. В двухчасовом фильме это еще труднее. Сама автор романа поступила следующим образом: раздала каждому герою разные социальные статусы и национальности, решив, что читателю так будет легче изучать персонажей и строить версии, кто из них убийца.
Герои фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)
Сценарист фильма 1974 года Пол Дэйн упростил понимание еще сильнее и сжал экспозицию романа, в которой некоторые главные герои сначала отправлялись из Алеппо на экспрессе «Тавры» и знакомились по ходу действия, чуть ли не двое суток пересаживаясь из вагона в вагон из одного поезда в другой. Дэйн отправил всех участников сразу в Стамбул, при этом некоторых познакомил на пароме, идущем из азиатской части города в европейскую, других — буквально «на бегу», попутно отправляя Пуаро то ужинать в ресторан, то исследовать коридоры вагона. Сидни Люмет в стремлении еще больше упростить просмотр детектива набрал звездный кастинг, пригласив на роли пассажиров Шона Коннери, Майкла Йорка, Энтони Перкинса, Лорин Бэккол и других известнейших актеров, включая уже упомянутую Ингрид Бергман.
Примерно так же поступили режиссер Кеннет Брана и сценарист Майкл Грин. Они не церемонились с долгой прелюдией и отправили всех главных персонажей прямо в Стамбул. С подбором ролей Брана поступил так же, как и его предшественник, собрав каст сплошь из лиц глянцевых журналов: в фильме снялись Джонни Депп, Уиллем Дефо, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер, Джуди Денч, Дейзи Ридли и другие звезды экрана. В этом отношении можно смело говорить о ремейке — даже постер новой картины напоминает одну из ключевых мизансцен фильма 42-летней давности.
Но перед экспозицией и у Люмета, и у Браны идут важные и довольно характерные сцены, предваряющие путешествие Эркюля Пуаро. Фильм 1974 года начинается с полудокументальных кадров в стиле «Гражданина Кейна», в которых с помощью газетных заголовков рассказывается о похищении и убийстве американской девочки Дейзи Армстронг, то есть о камне преткновения для всего сюжета. Для того времени это было довольно неожиданным началом, но скучно смотрится в 2017 году.
Сцена из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974)
Это понимали Кеннет Брана и Майкл Грин: в их изложении действо происходит быстрее и неожиданнее. В первой сцене Эркюль Пуаро оказывается в Иерусалиме, где разгадывает преступление, похожее на анекдот (вообще, в новой версии довольно много юмора), и лишь после этого отправляется в Стамбул. Для сегодняшнего зрителя, внимание которого нужно захватить с первых же кадров, вполне естественный ход. Тем более что представление нового фильма ремейком картины далекого 1974 года — неважнецкий рекламный трюк. Нынешние подростки — целевая аудитория любого коммерческого фильма — могут и не знать, кто такой Пуаро, а образ бельгийского детектива у Кристи, Люмета и Браны разнится.
Кто такой «Геркулес» Пуаро?
У Агаты Кристи Пуаро — комический персонаж, строящий из себя дурачка: в этом и заключается его оригинальный способ расследований. На первой же странице «Убийства в Восточном экспрессе» он представляется «по уши укутанным во всевозможные шарфы и кашне, из-под которых высовывались лишь красный носик и кончики грозно закрученных усов». У Люмета — это все еще смешной усатый типаж, но уже известный пассажирам детектив, который едет отдыхать.
В версии 2017 года Пуаро — это награжденный сединами и большими усами сам режиссер и актер Кеннет Брана. Если среди вас есть любители употреблять формалистские термины, вроде «арка героя», то он — один из немногих персонажей картины, претерпевающих эту самую арку. В первом акте это чудаковатый тип, который не садится есть яйца, если они разного размера, и заразительно смеется, читая романы Диккенса. Не все герои знают его имя, называя его «Геркулесом». Чтобы не возвращаться к этому в дальнейшем, совет: смотрите «Убийство…» в оригинале, акцент и язык героев порой говорят о персонажах больше, чем их описание.
Первый сюжетный поворот происходит там же, где и у Агаты Кристи, — когда американец Рэтчетт делает ему предложение поработать на него охранником. Пуаро отказывается, напустив на себя важный вид. Когда же приходит черед середины фильма, где сценарист Майкл Грин набирается смелости и вовсю громит классический текст, добавляя экшн-сцены и героев, которых нет ни у Агаты Кристи, ни в версии Пола Дэйна, Эркюль Пуаро становится бесстрашным героем, к финалу приходя не просто детективом, разгадавшим загадку, а морализаторствующим судьей.
А что остальные герои?
На съемках фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)
Сценарий нового «Убийства…» писался долго. С момента, когда продюсеры Марк Гордон и Саймон Кинберг зажглись идеей и обратились в наследственный фонд Агаты Кристи, до того, как председатель Agatha Christie Ltd (он же правнук писательницы) дал «добро», прошло пять лет. За это время актер и режиссер Кеннет Брана не только согласился возглавить проект, но и представил свою слегка отличную от текста романа концепцию. В нее входили и изменения в расстановке акцентов для всех персонажей фильма.
Их, как мы уже говорили, сыграли звезды современности. Они отличаются от персонажей Агаты Кристи, и от действующих лиц в фильме Сидни Люмета. Если у последнего они говорят максимально близко к тексту оригинала, то у Кеннета Браны они порой несут «полную отсебятину» (точнее, то, что написал Майкл Грин). Но это все работает на динамику картины. Она движется куда быстрее, чем поезд в европейских снежных перевалах.
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove
В ситуации с «Восточным экспрессом» сценарист и продюсеры тоже добавили изменения от себя: он застревает не в снегу, а на скрипящем мосту над опасным виадуком из-за схода гигантской снежной лавины . Чтобы зрители не уснули, Пуаро то выходит на крышу поезда, то обедает на снежной природе, то мы вынуждены смотреть, как на помощь застрявшим едет дрезина с рабочими.
Совсем уже создатели фильма развязали себе руки в финале. Нет-нет, убийца тот же, но сцена, в которой Пуаро рассказывает, как он разгадал преступление, решена, как… ни много ни мало «Тайная вечеря» работы да Винчи. Сам же детектив не ходит туда-сюда по ресторану, а предстает суровым ментором, читающим приговор не конкретным людям, а всему обществу.
В этом можно найти забавные параллели с, простите еще раз за наше вольнодумие, фильмом «12» Никиты Михалкова, тоже своего рода переосмыслением еще одного шедевра Сидни Люмета. В версии Никиты Сергеевича, который, как и Кеннет Брана, сыграл главную роль в своем фильме, финал не столь близок к пьесе Реджинальда Роуза, а более строг и суров.
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove
Ну и в конце нельзя не обойтись без маленького и неочевидного спойлера. По словам продюсеров фильма Кеннета Браны, то, что Пуаро не ставит точку, как в конце романа Кристи, а уезжает вдаль на автомобиле, — это намек, что нас ждет целый киносериал про бельгийского сыщика. Если, конечно, нынешнее «Убийство в Восточном экспрессе» не провалится в прокате.
Обложка: кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / 20th Century Fox / Nicola Dove