Как это снято: «Титаник»
Запуск: Ромео и Джульетта, российские батискафы и рекордный бюджет
Трагедией «Титаника» Джеймс Кэмерон заинтересовался в 1985 году, когда знаменитая экспедиция океанолога Роберта Балларда впервые обнаружила обломки корабля. Собственно, изначально режиссера увлекли только технологии исследования и съемки океанских глубин (что нашло отражение в фильме «Бездна»). Но прочитав книгу о «Титанике» исследователя Льюиса Эбернети и посмотрев классический документально-игровой фильм «Гибель „Титаника“», Кэмерон обнаружил основу для захватывающей истории. Эпический масштаб катастрофы режиссер решил совместить с любовной линией. Предлагая проект продюсерам 20th Century Fox, Кэмерон так и характеризовал будущую картину: «Ромео и Джульетта на гигантском корабле».
Сценарий «Титаника» Кэмерон самостоятельно написал в 1994 году после длительных исследований всего связанного с кораблем. Он получил кодовое название «Ледяная планета». У текста было несколько драматургических особенностей. Во-первых, там было относительно немного диалогов. Кэмерон сознательно переносил акцент с речи героев на действие. Во-вторых, фильм с начала и с конца обрамляли современные эпизоды, то есть зрителю сразу напоминали о том, что история закончится трагически. Злые языки критиковали Кэмерона, что таким образом он заведомо убивает интригу. Режиссер же неизменно отвечал, что знание печального финала лишь усиливает эмоциональный эффект, а фильм в целом посвящен самому процессу индивидуального переживания катастрофы. Отсюда и личная интонация картины — историю мы видим как бы глазами главной героини.
Подготовку к съемкам Кэмерон начал с двух основных моментов. В сентябре 1995 года режиссер на российском исследовательском корабле «Академик Мстислав Келдыш» отправился в северную Атлантику к месту крушения «Титаника». Там на опять же российских батискафах «Мир-1» и «Мир-2» он совершил двенадцать погружений к затонувшему судну на глубину почти четыре километра. С помощью специально разработанных глубоководных камер с титановым корпусом, способных выдерживать давление в четыреста атмосфер, режиссер провел необходимые глубоководные съемки. Поскольку одно только погружение занимало четыре часа, все репетиции проводились предварительно наверху с помощью детального макета «Титаника». При этом снимать за раз Кэмерон мог не более пятнадцати минут. Небольшая часть отснятого материала в дальнейшем попала в фильм, а в целом эти съемки помогли художникам при создании декораций и миниатюр корабля. Параллельно на студии эффектов Digital Domain самого Кэмерона создали компьютерную анимацию процесса крушения корабля, которая позже вошла в готовый фильм. И тот, и другой материалы впечатлили боссов Fox, и проекту выделили $110 млн на съемки. Сразу заметим, что суммы этой не хватило, и во время съемок и постпродакшна продюсерам периодически приходилось увеличивать бюджет, доведя в итоге сумму затрат до $200 млн, что на момент выхода картины было рекордом.
Кастинг
При гигантском бюджете и постановочном размахе «Титаник», конечно же, не мог состояться без точного актерского попадания главных героев. Однако с учетом достаточно молодого возраста персонажей, это вряд ли могли быть действительно большие звезды. Кроме того, и авторы не хотели звезд, поскольку боялись привнести в фильм шлейф других ролей известных актеров и разрушить атмосферу 1912 года. Это было одной из причин, из-за которой Кэмерон отверг кандидатуры Тома Круза, Кристиана Бэйла и Мэттью Макконахи. Выбор пал на Леонадро ДиКаприо, который тогда еще считался лишь «многообещающим новичком». Он не только был внешне достаточно юн для роли, но и впечатлял актерскими способностями — Кэмерону хватило пяти минут проб, чтобы утвердить ДиКаприо. Схожая ситуация была и с Кейт Уинслет, сыгравшей Роуз. Ей удалось обойти таких более известных конкуренток, как Гвинет Пэлтроу. Примечательно, что центральные персонажи имели прототипы из реальных пассажиров «Титаника». Кэтти Бэйтс по этому поводу отмечает, что тщательно изучала характер и обстоятельства жизни своей героини, светской дамы и активистки Молли Браун.
По словам актера Билла Пэкстона, в мире не существовало студии, в которой мог бы быть снят «Титаник». Поэтому Fox и Кэмерон, по сути, построили новую студию специально под фильм. В начале 1996 года на побережье Розарито мексиканского штата Нижняя Калифорния разбили целый город из декораций. Центральным его объектом была модель-декорация правого борта «Титаника» высотой с восьмиэтажный дом и длиной в 231 метр (то есть всего лишь на 34 метра короче оригинала) — это самая большая модель, создававшаяся для кино. Гигантский бассейн, в котором должна была поместиться эта модель, создавали искусственно — с помощью пяти тонн динамита. Корабль возводили почти год, и обошелся он в $15 млн. В декорации была детально воссоздана часть интерьеров «Титаника», в том числе фойе первого класса с лестницей и коврами.
Сначала декорация послужила для съемок неповрежденного корабля, а по ходу съемок ее частично разобрали для сцен потопления. Кормовая часть макета опускалась в воду с помощью находившихся под ней огромных гидравлических домкратов. Максимальный угол наклона составлял шесть градусов. Впрочем, иногда эффект наклона создавали проще — заваливанием угла камеры и наклоном тех или иных объектов. Эффект падения людей создавался с помощью тросов, а также костюмов с замаскированными колесиками, позволявшими каскадерам катиться. Благодаря подобного рода ухищрениям удавалось создать эффект наклона до 45 градусов. Чтобы снизить риск увечий для актеров и группы, многие элементы декорации делались из резины.
В павильонах студии Fox появились и другие декорации «Титаника» — интерьеры уже затонувшего и полуразрушенного корабля. При их создании опирались на подводные съемки, ранее проведенные Кэмероном, а самой большой сложностью была имитация старения объектов. Заметим, что все декорации воссоздавались в точном соответствии с историческими свидетельствами: от черно-белых фотографий до воспоминаний свидетелей и консультаций историков. Интересно, что к подготовке интерьеров и реквизита была привлечена та же компания, что занималась строительством и отделкой «Титаника», White Star Line. Несмотря на всю тщательность проработки декораций, большую их часть в итоге пришлось затопить, для финальных эпизодов. При этом декорации изначально делались утяжеленными, чтобы они не всплывали в воде.
Вообще самые дорогие и трудозатратные сцены в фильме — это сцены затопления корабля. Связано это со сложными условиями работы с водой. Для каждого нового дубля (а перфекционист Кэмерон делал много дублей) воду приходилось заливать и откачивать заново. Температура воды обычно не превышала 15 градусов, что, впрочем, по словам ДиКаприо, помогало играть более убедительно.
Модели
Продолжим тему моделей, особенно важную в случае «Титаника». Для различных сцен фильма также изготовили еще четыре модели корабля: 7,5-метровую (масштаб 1:35), 13-метровую (масштаб 1:20) 18-метровую (масштаб 1:14,5, DPI) и 44-метровую (масштаб 1:6). Первые две модели использовались в основном в сценах, где корабль погружается в воду. 44-метровая модель «играла» судно в кадрах, где на корабле уже нет освещения.
Также для сцены, где «Титаник» раскалывается надвое, построили 30-метровую (масштаб 1:4) кормовую часть судна. Эпизод разлома снимался в отдельном бассейне. Специальный кран наклонял корму модели, затем опускал, после чего она ломалась на две части. Чтобы получить больше кадров, сцена снималась три раза, так что модель приходилось несколько раз восстанавливать. Отдельная студия занималась изготовлением различных детализированных частей корабля: спасательных шлюпок, пропеллеров, кранов, иллюминаторов, труб и так далее.
Визуальные эффекты: цифровые дублеры и хромакей
«Титаник», как и почти все фильмы Кэмерона, стал вехой в области визуальных эффектов. Их созданием занималось семнадцать студий, в том числе такие крупные, как уже упоминавшаяся Digital Domain, Industrial Light & Magic и Cinesite. Прежде чем перейти к разбору основных визуальных эффектов фильма, заметим, что Кэмерон придерживался той позиции, что эффекты желательно делать практическими средствами, и прибегать к графике стоит лишь тогда, когда практически эффект осуществить невозможно.
Значительную роль в фильме «сыграли» цифровые дублеры. Они использовались в сценах, где, например, необходимо было показать общий план корабля с людьми на борту. Авторы снимали людей на самом большом макете, сканировали отснятый материал и переносили актеров на компьютерные модели корабля. Также использовалась технология motion capture. Люди выполняли определенные движения, из которых составлялась целая библиотека. В дальнейшем на эти движения можно было наложить «вырезанные» лица и одежду настоящих актеров. Всего с применением технологии motion capture было отснято сорок человек, но на их основе с помощью копирования было создано более тысячи моделей. Они сильно помогли, например, в сцене крушения корабля — если прыжки с высоты девяти метров снимались с каскадерами, то для более опасных прыжков с высоты двадцати и более метров использовались цифровые дублеры.
Схожим образом создавались панорамные планы плывущего «Титаника». Для них сначала с вертолета в открытом море был отснят корабль времен Второй мировой Lane Victory. Затем аналогичное движение камеры с помощью компьютерного управления повторили в студии с 13-метровой моделью. Далее кадры модели и океана объединили, и получилась убедительная иллюзия реального плывущего «Титаника».
Невозможен «Титаник» был бы и без использования хромакея. С его помощью дорисовывалось пространство многих сцен. Например, хрестоматийная сцена на носу корабля. Актеры в действительности находились на носу декорации, окруженные «зеленым» фоном. Другой пример — сцена, в которой часть «Титаника» вместе с Джеком и Роуз уходит под воду. Актеры и макет позади них снимались отдельно, то есть сначала актеры играли на фоне хромакея, а затем та же сцена фиксировалась с макетом. На постпродакшне материалы совмещались, а также добавлялись цифровые дублеры и анимированные брызги.
Приведем примеры так называемой «невидимой» графики. Фильм снимался в Мексике, а не в северной Атлантике. Соответственно небо над группой было совсем не тем, что с точки крушения корабля. Поэтому отдельные студии занимались тем, что меняли звёзды и созвездия на «правильные». Также и вода с воздухом в Мексике были гораздо теплее, чем в момент гибели «Титаника». Чтобы передать это, актеров не стали снимать в отдельном ледяном бассейне, а просто сделали цифровой пар.
Музыка
И еще один важный элемент «Титаника» — музыка. По словам Джеймса Кэмерона, музыка не только придала всему фильму нужную интонацию, но и сделала его по-настоящему крупным поп-культурным феноменом. Между тем, целый ряд обстоятельств едва не помешал этому. Начнем с того, что Кэмерон не хотел сотрудничать с композитором Джеймсом Хорнером. Режиссер был не вполне доволен его работой на «Чужих», да и более подходящую кандидатуру видел в лице ирландской певицы и композитора Энии. Под ее музыку делался черновой монтаж, но в последний момент Эния отказалась от сотрудничества. Тогда Кэмерон все-таки обратился к Хорнеру. Композитор писал музыку, ориентируясь одновременно на стилистику Энии и традиции классической голливудской музыкальной аранжировки. Впрочем, Хорнер отказался от использования настоящего хора, решив, что это придаст музыке ненужный церковный элемент. Хор был заменен синтезатором.
Другой любопытный момент касается самой известной композиции фильма — «My Heart Will Go On». Кэмерон не хотел, чтобы в фильме были песни с вокалом, однако Хорнер все-таки пошел против воли режиссера. Композитору, правда, пришлось долго выжидать подходящее настроение у Кэмерона, чтобы продемонстрировать ему свое сочинение. В итоге эта песня в исполнении Селин Дион (причем записанная ею с первого дубля) стала одной из самых известных композиций, когда-либо созданных для кино.
Релиз: 2 миллиарда и 11 «Оскаров»
Необходимо сказать несколько слов и о судьбе фильма после релиза. Дело в том, что на протяжении всех трех лет создания картины как кинопресса, так и голливудское сообщество предвещали ей крах в прокате, подобный тому, что был у других излишне амбициозных проектов, вроде «Клеопатры». Кэмерон даже шутит (или не шутит), что в случае провала картины вполне был готов к самоубийству. И действительно, в первую прокатную неделю «Титаник» не показал выдающихся результатов. Однако реклама и «сарафан» сыграли свою роль — от недели к неделе фильм стал демонстрировать рост сборов, что, как известно, встречается редко. В итоге лента заработала в мире рекордные $2,19 млрд (результат был побит лишь спустя двенадцать лет «Аватаром» того же Кэмерона). Сюрприз поджидал и в наградном сезоне. «Титаник» получил рекордные 14 номинаций (столько же было только у «Все о Еве» и недавно у «Ла-Ла Ленда») и выиграл в одиннадцати (такие результаты были только у «Бен-Гура» и третьего «Властелина колец»). И нельзя не согласиться, что Кэмерон такое высокое признание заслужил.