Идентификация в сценарии: спин-оффы, ремейки, приквелы и сиквелы
В прошлый раз мы говорили, как представить персонажа, чтобы зритель захотел ему сопереживать. Однако различные продолжения, ремейки и перезапуски — это те самые грабли, на которые натыкается практически каждый продюсер. Подобные испытания достойно почти никто не проходит.
Знаете, кому это удалось? Гарри Поттеру и Джеймсу Бонду.
Во время подготовки к выходу продолжения многие размышляют: «Зритель с персонажем уже знаком, к чему тратить экранное время и снова возиться с деталями, описанием героя и прочим». Логично.
И, к сожалению, неверно. Между выходом второй и третьей части любой франшизы проходит минимум год, и зритель за это время может не просто вылезти из костюма персонажа, но и примерить другой. Ежемесячно в прокат выходят десятки новых фильмов. Вполне возможно за минувший год зритель нашел себе новое увлечение: он отправился с бесстрашным авантюристом Джеком Воробьем покорять новые морские просторы или гоняет вместе с ребятами из «Форсажа» на крутых автомобилях.
И задача любого производителя франшизы — втащить героя назад, в созданную им киновселенную.
Во второй и третьей книге из серии о Гарри Поттере Джоан Роулинг так же скрупулезно прорабатывает идентификацию, как и в первой, а Стивен Кловз так же тщательно сохраняет эти наработки в сценарии экранизаций.
Давайте проверим, как поживает обидчивая дама Идентификация в этих фильмах.
А чудесно поживает.
К Гарри является эльф Добби и предупреждает мальчика, что в Хогвартсе тому грозит смертельная опасность (угроза жизни, конечно, относится к идентификации). Гарри отвечает Добби, что не может остаться в доме Дурслей, Добби роняет на голову важной гостье огромный торт и исчезает, сорвав тем самым крупнейшую сделку по закупке дрелей дядюшки Вернона. Гарри ждет суровое наказание («Гарри Поттер и Тайная комната»).
К Дурслям приезжает сестра дядюшки Вернона, которая терпеть Гарри не может, и без всяких обиняков прямо с порога заявляет: «Если бы его подбросили мне, я б его тут же сдала в приют!»
Любим мы эту тетю? Нет. Сочувствуем сироте? Да. И заметьте, мы будем сочувствовать такому герою вне зависимости от его имени и фамилии — даже если зовут его Джим, Петя или Ли. Далее наш Гарри срывается, колдует, и тетушка превращается в надутый шарик.
Дядя Вернон кричит: Верни тетку обратно! Тебе нельзя колдовать в доме!
Гарри: Да? Наплевать!
И, прихватив тяжелый сундук с учебниками и пожитками, наш герой покидает Дурслей. Вот Гарри совсем один посреди ночи бредет по сырой улице. Он не знает, куда ему идти, у него нет денег, его друзья разъехались кто куда — Гермиона во Франции, Рон путешествует по Египту вместе со всей семьей. После истории с надуванием тетушки Гарри, скорее всего, исключат из Хогвартса. Ситуация становится еще хуже, когда на Гарри надвигается большая черная собака, и он падает на мокрый асфальт.
И все это — идентификация уже всем хорошо знакомого персонажа в третьем фильме.
Вы скажете: «Что же теперь, каждый раз возиться с идентификацией?». И да, и нет. Идентификацию необходимо проводить снова и снова, но, к счастью, ее можно сократить до одной сцены в начале фильма (сиквела, приквела и т. д.). Достаточно создать стрессовую ситуацию для главного героя, показать его боль, дискомфорт, напомнить аудитории, что перед ними живой человек и все возможно. Намекнуть, что любимец публики в конце фильма может, например, схлопотать пулю или сорваться с небоскреба, на который карабкался.
И тут нелишним будет вспомнить об альтернативном факторе: что-то грозит уже знакомому нам герою, и угроза более чем реальна. Вспомним золотые слова Александра Митты.
Альтернативный фактор — это принцип, который мы выводим из немедленной угрозы здесь и сейчас.
В жизни великое множество страхов и угроз, но все они концентрируются в семи категориях.
1. Удар по самоуважению.
2. Профессиональный провал.
3. Физический вред.
4. Угроза смерти.
5. Угроза жизни семьи.
6. Угроза жизни популяции.
7. Угроза человечеству.
Глава: Альтернативный фактор
И вот тут стоит вспомнить еще две франшизы, которые с честью выдержали испытание идентификацией во втором фильме. Это «Борниана» и «Джон Уик».
Авторы франшизы про Джейсона Борна в самом начале фильма создали идеальную ситуацию.
- Джейсон живет с Мари в Индии, по-прежнему ничего не помнит из своего прошлого и ведет записи.
- Борн сообщает Мари, что за ними следят. И он сам виноват, слишком расслабился.
- Джейсон и Мари бегут, их преследуют, в них стреляют.
- Возлюбленная Борна погибает. Он перестает бежать и переходит в нападение.
Зритель мгновенно подключается к эмоциональному состоянию героя. Авторы прекрасно справились с идентификацией персонажа и теперь могут два с половиной часа плести вокруг Борна любые интриги. Недовольных криков «А в книге вообще не так все было!» они не услышат.
Авторы «Джона Уика» в конце второго фильма уже сделали крючок на продолжение франшизы. И почему же они так уверены в успехе? Потому что они не притащили во второй фильм именитых «гостей», не забили экранное время крутыми спецэффектами, а остались верны сдержанной стилистике первой части о скорбящем вдовце, киллере в отставке, на которого очень некстати напала уличная шпана, вообразившая себя крутыми мафиози.
В начале второго фильма к Джону Уику приходит его бывший «партнер» и член итальянской мафии Сантино Д’Антонио. Он просит Джона убить свою сестру. Джон не может отказать, «партнер» загнал его в угол, ведь Сантино когда-то помог Джону выйти из игры, жить спокойной жизнью с любимой женщиной. Джон просит Сантино отказаться от его просьбы, но тот настаивает.
В начале фильма перед нами очень уставший, раненый Джон Уик. На него давит Сантино, и, несмотря на то, что герой не хочет браться за старое, у него нет выбора. Он загнан в угол клятвой на крови, которую дал давным давно.
Более чем достаточно для идентификации. Но авторы решили подстраховаться — и на всякий случай Сантино взрывает дом Джона Уика. Ну, теперь-то точно никто не покинет кинотеатр, пока Джон не расправиться с негодяем-итальянцем!
Вот это называется идеальной идентификацией персонажа. Иными словами — так создаются легенды!
А вот альтернативный путь, по которому идут создатели «Форсажей» и «Три Икса». Они превратили свою франшизу в крутую тусовку, заполнив место идентификации «друзьями» главного героя, и оглушили зрителей виртуозными спецэффектами. Шоу получилось. Но можно ли назвать это фильмом? Едва ли. После просмотра зритель вряд ли вспомнит имена даже главных героев, не говоря уже о вновь объявившихся персонажах, которых авторы франшизы вообще забыли «представить» зрителю. Дождутся ли они сочувствия аудитории? Нет. Более того, эта толпа незнакомцев изрядно раздражает.
Разрушив идентификацию главных героев, авторы разрушают собственную киновселенную. Зритель уже ничуть не удивится, если в девятом «Форсаже» Доминик Торетто и друзья начнут гонять с Джеймсом Бондом. Или тусовка Торетто помчится на помощь Мстителям, спасать Нью-Йорк от нашествия инопланетян.
Неважно, работаете ли вы над оригинальным фильмом или над четвертым продолжением. Главному герою (или героям) необходимо пространство в любой части фильма. Иначе ваш зритель может не вспомнить даже их имена.
И если вы хорошо поработали над своими персонажами, вы можете крутить вокруг них любые истории, сиквелы, приквелы — все, что душе угодно, лишь бы не выпадало из общей стилистики фильма.
Главное — доработка сценария обойдется вам в копейки. Любой профессиональный сценарист внесет необходимые исправления, тем самым существенно повысив шансы на успех проекта, над которым будут еще не один месяц корпеть операторы, актеры, режиссеры, монтажеры и декораторы.
Обложка: кадр из фильма «007: Координаты «Скайфолл» (2012) / MGM