Главная / Практика / Хранение данных: опыт киностудии «Амедиа»

Хранение данных: опыт киностудии «Амедиа»

Производство

Наши проекты можно условно поделить на два типа:

— съемка телесериалов или кино в высоком разрешении. Обычно этот материал не идет напрямую в монтаж, для него считаются прокси-копии.

— съемки телепрограмм с использованием оцифровочных машин (серверов). В этом случае продюсеры и исполнительные продюсеры ищут баланс между затратами на съемки и постпродакшн. Обычно подобный материал снимают с потоками 50 или 100 Мбит/с. И цветокоррекцию делают тут же на площадке, чтобы затраты времени на обработку в постпродакшне были как можно меньше.

На киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский
На киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский

Для записи материала во время съемок телепередач киностудия «Амедиа» использует несколько серверов фирмы Skylark. Сериалы и кино передают материалы с площадок на жестких дисках или флеш-картах.

Далее материал переносится в главное хранилище, после чего к нему предоставляется многопользовательский доступ и идет монтаж в обычном или многокамерном режиме.

Для проектов, которые нужно оперативно монтировать нескольким монтажерам, лучшего решения, чем Avid, не найти. Это оптимально, особенно когда монтируют с колес: утром снимают, вечером — в эфире. На киностудии «Амедиа» монтируют на Avid Media Composer. Все станции подключены к единой производственной компьютерной сети, изолированной от офисной. Половина машин работает на сети 10 Гбит/с, а другая половина подключена к сети 1 Гбит/с.
 

Система оперативного хранения

Во время выбора системы хранения нам удалось протестировать достаточно большое количество продуктов. В качестве центрального сервера отдела, обеспечивающего совместный доступ к медиаматериалу, мы используем решение от Tiger Technology. Этот программный продукт позволил нам объединить  различные системы хранения в единый комплекс, предоставить нашему конечному пользователю, монтажеру, полную функциональность, сравнимую с решениями от Avid.

К Tiger у нас подключены два массива Synology и один Maxtronic. На каком из них будут храниться медиаданные, для пользователя не имеет значения. Чтобы повысить скорость доступа к медиафайлам, для работы мы используем твердотельную память — комплект SSD для каждого массива.

Также мы брали на тестирование накопитель LaCie 6big Thunderbolt 3 — настольный накопитель для хранения и обработки материалов высокого разрешения. LaCie 6big обеспечивает скорость обмена данными на уровне до 1400 Мбайт/с.

Накопитель LaCie 6big Thunderbolt 3 на киностудии «Амедиа»
Накопитель LaCie 6big Thunderbolt 3 на киностудии «Амедиа»

В хранилище используются жесткие диски Seagate, их легко заменять. По светодиодным индикаторам на панели можно следить за состоянием накопителей и процессом сборки RAID-массива. Я использовал LaCie как один из массивов главного сервера, который дает общий доступ к материалам нашей компании. Подключил накопитель как сетевой диск к Tiger, а тот предоставил доступ к нему монтажным аппаратным. Два дня монтажеры работали на Synology, два дня на LaCie — не заметили разницы. У нас было 24×6 дисковое хранилище, там около 20 Тбайт пространства, и на 15 Тбайт был проект.

Системы хранения на киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский
Система хранения на киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский

Также проверял работу накопителя в аварийном режиме. В какой-то момент вынул на ходу один из дисков, и пользователи ничего не заметили. Скорее всего, благодаря процессору, встроенному в хранилище, которое позволяло воспроизводить восстановление массива, не снижая производительности по передаче данных.
 

Монтаж: доступ к файлам и система работы

Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский
Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский

В отделе постпродакшн киностудии «Амедиа» основной монтажной программой является Avid. С моей точки зрения, это непревзойденная программа для совместной работы большого числа монтажеров над продолжительными проектами. В качестве маленькой ложечки дегтя могу отметить невозможность изменения прав доступа к проекту во время работы: доступ к хранилищу Tiger сравним с ISIS  — тот, кто первый открыл Bin, получает доступ на редактирование, все остальные получают доступ только на чтение. Все остальное как у старших братьев — даже размер общего диска можно менять «на лету», перераспределяя пространство в пользу более «нуждающегося» проекта.

Средний объем проекта на данный момент составляет 20-25 Тбайт. Сейчас у нас идут разнообразные проекты, в которых основной съемочный материал в 50 Мбит/с, один проект в DNxHD 120, соответственно, 120 Мбит/с, и один проект, у которого материал DNxHD 185 10 бит.

Каждый проект индивидуален. Например, над проектом работают два монтажера — по сериям. После того, как серию приняли, происходят сразу три параллельных процесса: озвучивание, цветокоррекция и компьютерная графика. Аппаратные озвучивания у нас Avid Pro Tools на MAC и PC. Станция цветокоррекции DaVinci подключена по 10 Гбит/с сети к хранилищу Synology. Как только все собралось, монтажер выгоняет мастеры.
 

Защита данных

Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский
Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский

Наши клиенты хотят иметь 100% контроль над материалом. Мы обеспечиваем непрерывность процесса для конечного пользователя, продюсера, что бы ни случилось. Моя задача, как руководителя, — обеспечить доступность данных и их сохранность. Технические проблемы есть, но мы не допускаем потерь.

Внутреннее пространство хранения разбито на две части. Материалы, у которых должны быть гарантии сохранности, дублируются на две разные машины. Одна часть — это то пространство, которое контролирует Tiger, это материал для общего доступа. Второе пространство — системные папки, которые защищены паролем. Таким образом материал резервируется.

Каждое утро я просматриваю почту — что там мне написал мой сервер, все ли у него в порядке? Везде есть диск автоматического восстановления — и массив в случае критического сбоя сам решает, что пора восстанавливаться. Хотя обычно когда видишь, что количество ошибок на диске больше десяти, запускаешь восстановление вручную.

Что касается дисков — в среднем вылетает один диск из тридцати в год, вне зависимости от марки. Сохранность данных обеспечивается резервным копированием критических данных на двух независимых серверах и на дисках клиента. Часто так бывает, что мы предлагаем дополнительное хранилище, но заказчики просто приносят свои внешние жесткие диски — на них они хранят в том числе сданные проекты.

У всех производителей от Avid до Adobe есть облачные хранилища. Они предлагают арендовать их емкости. Здесь есть опасность стать заложником технологий, мне кажется. Библиотеки и резервирование, которые предлагает Avid, стоят неподъемных денег. У нас массив 200 Тбайт, если перекинуть этот объем, учитывая их расценки, даже если откинуть стоимость транспортировки, цена получается заоблачная.
 

  Киностудия «Амедиа» — одна из крупнейших российских киностудий полного цикла. Предоставляет в аренду 16 съемочных павильонов и вспомогательные помещения, широкий спектр современной киносъемочной и осветительной техники, большой выбор реквизита, мебели и костюмов, а также услуги постпродакшн.
 
 

Еще по теме

Мастер: Франсуа Озон
Продуктивность: по фильму в год Франсуа Озон на съемках фильма «Молода и...
По законам военного времени где снимали
Места съемок и процесс создания сериала «По законам военного времени»
Многие задавали вопрос По законам военного времени где снимали, ведь...
Стоп-кадр в финале: 7 лучших примеров
Если во времена работы с пленкой выбранный для «остановки» кадр...
Саунд-дизайн на практике: озвучивание инфографики
Когда приходится работать с инфографикой, сразу возникает вопрос: стоит ли...
мистические триллеры
10 мистических триллеров, пробирающих до мурашек
Безголовые призраки, страшные куклы-чучела, старухи-убийцы — герои фильмов, при просмотре...
Черное зеркало лучшие серии
10 лучших серий «Чёрного зеркала» по мнению зрителей
Необычный проект, серии которого представляют собой отдельные истории, снятые разными...
15 фильмов из «Темных ночей». В фокусе – Грузия, Россия, «Оскар» и дебюты
Фильм открытия «Моя бабушка» (Котэ Микаберидзе, СССР, 1929) В центре...