«Комната 104»: как создать низкобюджетный инди-сериал
Эмметт, который уже не в первый раз принимает участие в проектах дуэта, рассказал, как проходит создание низкобюджетного сериала для HBO.
Мы часто шутили, что на буфет для съемочной команды «Игры престолов» выделен больший бюджет, чем на полное производство «Комнаты 104». Этому, конечно, нет официального подтверждения, тем не менее мне ни разу не приходилось снимать эпизод сериала за три дня. У нас было строгое правило: не превышать продолжительность съемочной смены — одиннадцать с половиной часов — так как отсутствовали средства на оплату переработки.
Все сценарии были написаны так, чтобы нам не приходилось располагать камеру за пределами номера отеля. Это решение нам пришлось принять по большей части из-за экономии бюджета, так как дополнительное оформление экстерьеров было бы нам не по карману. Все думали, что мы сможем снимать по серии за три дня, потому что никуда не переезжаем, не перевозим и не переустанавливаем оборудование на различные локациях и так далее. Действительно, с большинством эпизодов нам удалось уложиться в график, но успевали мы еле-еле.
Марк Дюплас построил карьеру на продюсировании низкобюджетных проектов с хорошим сюжетом, для съемок которых можно было ограничиться одной локацией: это как «Baghead», «Сестра твоей сестры», «Ночевка», «Creep» и многие другие. Съемки «Комнаты 104» гораздо больше походили на работу над инди-фильмом с бюджетом сто тысяч долларов, как, например, «Возлюбленные», чем на предыдущий телепроект братьев Дюплас для HBO, «Вместе».
Экономия
Кадр из сериала «Комната 104»
Аренда грузовиков для перевозки оборудования и актеров также очень дорогая, а чтобы убедиться, что все они смогут припарковаться, нужны дополнительные люди. И даже переезд от одной локации к другой тоже требует больших затрат — съемочная группа в этот момент не работает, но платить ей все равно нужно.
Поскольку съемки «Комнаты 104» шли на одной локации, у нас получилось сэкономить львиную долю транспортных расходов. Конечно, мы не могли обойтись без нескольких перевозчиков и автомобилей, но это все равно стоило намного меньше, чем на производстве обычного телевизионного проекта.
Во время съемок «Комнаты 104» нам также нужно было очень точно подбирать осветительное оборудование. Здесь мы были ограничены не только бюджетом, но и площадью съемочного пространства, на котором не получилось бы разместить все оборудование. Итак, за исключением Arri Skypanel, 5k-прожектора, PAR-прожектора и нескольких чайнаболлов, мы все закрепили заранее так, чтобы это не попадало в кадр и не мешалось..
Также мы смогли сократить другую статью расходов, связанную с разными локациями. Съемки шли в декорации номера отеля, а он достаточно статичен и не требует дополнительного оформления после того, как основная концепция воплощена в жизнь. Очевидно, что нам не нужно было ежедневно менять локации, каждый раз заново оформляя все, что находится перед камерой.
Личные ограничения
Во время создания пространства для съемок, то есть номера отеля, мы столкнулись как с пространственными сложностями, так и с проблемами, связанными с содержанием. Мы построили номер, который был немногим больше стандартной комнаты в отеле. Все для того, чтобы разместить съемочную команду и оборудование. Комната была размером 18 на 22 метра с очень скромной ванной. Однако перед нами стоял зловещий вопрос эстетического оформления.
Наша команда была помешана на выборе цвета стен и обоев комнаты. Сначала я и наш художник-постановщик Джона Марковитц хотели разнообразить монотонность номера, добавив фактурности материалам и оформлению, однако Марк непреклонно настаивал, чтобы съемочная площадка полностью повторяла интерьер среднестатической комнаты в американском трехзвездочном отеле. Нам было нужно, чтобы этот номер могли бы себе позволить самые разные персонажи, так что он не должен был быть слишком элитным или китчевым.
Мне потребовалось некоторое время, чтобы преодолеть свой страх перед двухмесячными съемками в абсолютно безликом пространстве, но, кажется, нам удалось найти некий компромисс: в номере несколько характерных элементов, которые не слишком сильно бросаются в глаза. Я уважаю решение Марка не отходить от повседневности, которому он четко следовал на всем протяжении производства.
Творческие решения
Все творческие решения для меня были в первую очередь связаны с тем, чтобы уложиться в трехдневный срок. Как распланировать съемки? Какое съемочное и осветительное оборудование наиболее эффективно? Я должен отдать должное своей команде. Наш гафер Тони Варула собрал систему освещения из Arri Skypanel и подключил все источники освещения к одному пульту управления, что очень сильно ускорило съемочный процесс. Часто нам приходилось от дневной сцены переходить к ночной, а затем — к предрассветной. И все это в первой половине дня. Если бы не профессиональные оператор пульта управления и толковый гафер, я однозначно не справился бы со съемками в столь короткий срок. Мы научились управлять цветом освещения с бесконечным набором настроек и создавать настроение на съемочной площадке в мгновение ока. В этом плане Skypanel обладает очень гибкими настройками, с ним нетрудно работать. До изобретения этого устройства нам пришлось бы таскать лестницу, чтобы вручную менять непозволительно дорогие фильтры.
Мне всегда казалось, что ограниченный бюджет стимулирует поиск более креативных творческих решений, в результате которых получается нечто гораздо более интересное, чем если бы вы сделали все «правильно». Недавно я снимал сцену с двумя персонажами на фоне стеклянной двери, и чтобы меня и камеру не было видно в отражении, я разместил ее намного ниже, чем обычно: кадр получился гораздо интереснее с визуальной точки зрения. Мне очень понравился результат, но лишь спустя некоторое время я понял, что добился его только благодаря поиску альтернативных решений, а не инстинктивно. Так или иначе, меня похвалят за хороший кадр.
Художественному отделу во главе с Джоной также удалось сотворить немного малобюджетной магии. В обычных телепроектах, которые снимают в павильоне, есть отдельная мастерская и старший рабочий. У нас ничего этого не было. Мастерская должна была делить пространство со съемочной площадкой, а затем освободить его для электриков и художественного отдела. В сериале было две серии, действие которых происходило в 1970-м и в 1997-м годах. Чтобы их обустроить, Джона и его команда эльфов с фермы Санта-Клауса не стала создавать новые декорации, а переработала существующую в течение одной ночи, при всем при этом не было ощущения, что это одна и та же съемочная площадка. Все эти изменения обошлись нам за бесценок, а вы об этом даже не догадаетесь.
Хотя у проекта очень маленькая команда, не было ощущения нехватки людей: в маленьком пространстве на съемочной площадки мы сидели друг у друга на головах. Это было серьезным испытанием на вежливость и гигиеничность. Приходилось находиться либо посреди производства, либо продираться сквозь бесконечные провода от оборудования. Восемьдесят процентов пространства занимала техника.
Сериал или антология?
Когда Марк позвонил мне с предложением поработать над проектом, мы очень долго обсуждали, насколько я буду свободен в выборе визуальной составляющей сериала. Согласно традициям, пилотный эпизод демонстрирует правила визуализации проекта, которые должны соблюдать все последующие режиссеры и операторы-постановщики. Я боялся, что сериал получится слишком скучным, если мы будем от эпизода к эпизоду придерживаться одних и тех же стилистических решений.
Марк великодушно предоставил мне возможность разработать собственный стиль для каждого эпизода, чтобы они не были похожи друг на друга.
Мой подход отличался от традиционной схемы «режиссер-оператор», так как я заранее набрасывал визуальные решения эпизодов еще до того, как у них появились режиссеры. Все они оценили проделанную мной работу, поскольку у них хватало своих забот и не было достаточно времени для препродакшена. Как только мы начинали съемки, я уже не мог сесть с режиссером и спокойно обсудить эпизод, так что обеденные перерывы мы посвящали разговорам о предстоящих сценах.
Опыт работы над телевизионными проектами подсказывал мне, что новопришедшие режиссеры стараются избегать сложных и «крутых» кадров, которые использовали их предшественники. Я взял это себе на вооружение и не стал злоупотреблять стилизованными планами, чтобы они казались вторичными.
Дейви-Блу и Джеймс Ван Дер Бик на съемках «Комнаты 104»
Одно из главных достоинств антологии — это возможность каждый раз переосмыслять шоу. Не было страха, что оно станет вторичным. Возможно, мы шли на небольшой риск, каждый раз представляя новых персонажей, так как боялись, что зритель не будет ощущать с ними прочную связь, как в остальных телепроектах. Связь с персонажами вызывает ощущение удовлетворения, а здесь нам приходилось идти по краю. На мой взгляд, некоторых персонажей получилось раскрыть меньше, чем других, а оценит ли это зритель — зависит от него самого.
И все же, мне кажется, что сериал нашел свою нишу. Это что-то вроде набора короткометражных фильмов, действие которых происходит в знакомой зрителю обстановке.
Источник: indiewire.com