Запрещенные вещества в кино: реквизит и бутафория
Что делает хорошую сцену с наркотиками запоминающейся? Вспомните, как драматично в фильме «Почти знаменит» героиня Кейт Хадсон Пенни Лейн принимает горсть транквилизаторов. Вспомните пафосное празднование свадьбы героев Джонни Деппа и Пенелопы Крус в фильме «Кокаин» и как изящно выглядит Мия Уоллес в исполнении Умы Турман, принимающая огромную дозу героина в «Криминальном чтиве».
Возможно, все именно так, как говорил Марк Рентон, герой «На игле»: «Какая разница, когда есть героин?» Действительно, что качественно снятая сцена с наркотиками может оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
Посмотрев «Т2: Трейнспоттинг», мы задумались, как же создают подобные эпизоды? Из чего состоит белая пудра? Где авторы закупаются муляжами «косяков»? Как актеры изображают принятие дозы, не употребляя наркотики по-настоящему?
Чтобы понять, как создать правдоподобную сцену употребления наркотиков, мы побеседовали с реквизиторами Джеффом Батчером и Эриком Черипка, в чьих послужных списках числятся такие фильмы, как «Гангстер» и «Рестлер», и попросили поделиться опытом.
Для начала приведем несколько фактов: как ни странно, но впервые в истории кинематографа наркотики появились в фильме Томаса Эдисона — того самого изобретателя лампочки. Картина называлась «Китайский опиумный притон» и появилась на свет в 1894 году. О фильме известно мало, однако до наших дней дошел 22-секундный отрывок, в котором мы видим гэг, впоследствии ставший классикой кинематографа. (Очевидно, Эдисона привлекала тема наркотиков, поскольку десятью годами позже он выпустил фильм «Деревенщина в опиумном притоне»)
Удивительно, но в первых голливудских фильмах довольно часто обращались к теме наркотиков. В таких фильмах, как «Ради сына» и «Тайна прыгающей рыбы», кокаиновая и опиумная зависимость были не только главной темой, но еще и объектом для шуток: например, в «Тайне…» Дуглас Фэрбенкс исполнил роль детектива Коук Эннидей (игра слов — «cocaine day»).
С уходом эпохи немого кино с экранов исчезла вольность в теме наркотиков. Причиной чему является жесткий контроль изображения наркотических веществ в кино. В «Сумасшествии вокруг марихуаны: киномьюзикл» 1937 года, как становится понятно из названия, марихуана является врагом номером один, а разрекламированный голливудскими звездами кокаин, которым они баловались в ранние годы кинематографа, вовсе исчез с экранов. Однако к концу 1960-х значительная часть американского общества состояла из хиппи и представителей контркультуры, и наркотики еще с большим размахом вернулись в кино. С тех пор они прочно укрепились на экране, благодаря чему у нас есть такие культовые фильмы, как «Паника в Нидл-Парке», «Аптечный ковбой», «Реквием по мечте» и «Ананасовый экспресс» (или любой фильм с участием Сета Рогена и Джеймса Франко).
Кокаин
Состав «экранных» наркотиков во многом зависит от того, будет ли их кто-то принимать в кадре. Если по сценарию персонаж употребляет кокаин, это значительно влияет на изготовление бутафорского заменителя. Батчер говорит, что каждый раз с актером необходимо консультироваться насчет особенностей его диеты и аллергий.Кадр из фильма «Рестлер»
Чтобы подделать кокаин, Батчер обычно использует инозитол — витамин, который содержится в растениях и животных: «У него ободряющий эффект из-за содержащегося в нем витамина B». Занятно. Но не все в курсе подобных «побочных эффектов», поэтому бывают случаи, когда актеры думают, что им дали настоящий кокаин. Такой была реакция Микки Рурка на съемках «Рестлера»: «Ты уверен, что там ничего нет? Я чувствую прилив энергии», — вспоминает Батчер реакцию Рурка. Актер, однако, со всем прекрасно справился, и его даже номинировали на «Оскар» за лучшую роль.
А вот у Джоны Хилла еще более неудачный опыт с бутафорскими наркотиками: во время съемок «Волка с Уолл-стрит» он принял слишком много ненастоящего кокаина. Вот, что он рассказал в интервью The Guardian в 2014 году: «Я занюхал слишком много той дряни, и у меня развился бронхит. В легкие попал порошок, и я проболел полтора месяца. Но я бы не раздумывая все это повторил. Я не знаю, как правильно выразить чувства, когда принимаешь фальшивый кокаин в фильме Скорсезе… Меня застыдили, когда я сказал, что это мечта любого актера. Но для меня все именно так, в этом есть нечто эпохальное».
Чтобы избежать таких инцидентов, реквизитор Эрик Черипка придерживается другого подхода: созданный им заменитель кокаина внешне максимально приближен к оригинальному наркотику, но актер не должен его принимать внутрь. Черипка придумал соломинку, не пропускающую порошок: он остается в небольшой камере внутри. Саму соломинку можно завернуть в долларовую купюру или еще что-нибудь тематически подходящее.
Больше кокаина
Иногда фильму требуется больше, чем дорожка в стиле клуба Studio 54. Нужен целый кусок! Вспомните хотя бы партии, которые перевозили на частных самолетах в фильме «Кокаин».
Существуют специальные сайты, посвященные продаже и аренде бутафоских брикетов кокаина, упаковок героина и мешков марихуаны. Готовьте чемодан с фальшивыми деньгами, чтоб оплатить фальшивые наркотики.
Марихуана
Особенно трудно инсценировать курение травы, так как многие актеры просто-напросто не умеют курить. «Если актер не умеет курить, но старается изо всех сил доказать обратное, то это сразу бросается в глаза — он выглядит неестественно. Он держит сигарету не так, как настоящий курильщик. Что касается травки (как визуально, так и в плане употребления), я использую продукцию International Oddities. Это определенный вид травы, который очень похож на марихуану, но не производящий никакого эффекта».
Оказывается, все это справедливо, только если вас не зовут Дрю Бэрримор. Батчер рассказывает о съемках фильма «Расстояние на любви», в одной из сцен которого герои Бэрримор и Джастина Лонга курили бонг: «Случай выдался необычный. Я использовал проверенные смеси International Oddities. Перед началом съемок я раскуривал бонг в течение часа, чтобы создать иллюзию, что им пользовались в течение долгого времени. На съемочной площадке, уже после завершения сцены, Дрю решила, что она под кайфом, а режиссер ей поверил. Я не знаю, что случилось, ведь я сам целый час все это раскуривал и ничего не почувствовал, кроме небольшого головокружения. Хотя чего еще можно ожидать после часа курения чего бы то ни было».
Героин
По словам Черипки, этот страшный наркотик сложнее всего имитировать на экране, ведь дьявол, как говорится, в деталях. Дело не только в подборе правильного оттенка порошка (Батчер рассказал, что однажды приобрел настоящий героин, чтобы удостовериться во внешнем виде наркотика), но еще и в самом ритуале. «Главное — подобрать хороший бутафорский шприц», — объясняет Черипка. Что он имел в виду? Существуют такие виды «складывающихся» шприцов, содержимое которых наполняет внутренний цилиндр, благодаря чему создается иллюзия, что вещество уходит в руку. Также стоит обратить внимание на очень важную деталь: «Многие во время приема очищают иглу, смешивая вещество со своей кровью и повторяют этот цикл несколько раз, поэтому на съемочной площадке приходится это учитывать, чтобы не терять достоверность».
Все становится еще сложнее, когда речь идет о прошлом. Например, до 1990-х было очень трудно достать иглу: «Раньше использовали пипетки и соски-пустышки, а если речь идет о 1960-70-х, то тогда в ходу были аптечная резинка и долларовые банкноты».
Немаловажен внешний вид самого порошка. Так, в «Гангстере» Ридли Скотта с Дензелом Вашингтоном и Расселом Кроу в главных ролях Черипка использовал маннитол.
Алкоголь
Хотя алкоголь это и не наркотик, это не значит, что ему не надо искать замену для съемок. Батчер вспомнил забавный случай в самом начале своей карьеры ассистента по реквизиту. Тогда он работал на съемках «Аризонской мечты» 1993 года с участием Джонни Деппа и Джерри Льюис. В одной из сцен герой Деппа должен был выпить несколько шотов виски Jack Daniels. Когда Батчер принес актеру холодный чай в рюмках, тот попросил у него «особый чай», то есть настоящий виски. 11 рюмок спустя актера пришлось уносить со съемочной площадки.
«Скучная правда такова, что большинство актеров и режиссеров отлично понимают, что использование настоящих наркотиков и алкоголя на съемках не сулит ничего хорошего», — подытожил Батчер.
Мет
Когда не можешь дозвониться до Уолтера Уайта, в дело идет смола. В случае сериала «Во все тяжкие» — подкрашенная в голубой цвет. Когда она затвердеет, ее можно раздробить на небольшие кусочки и разложить по пакетикам. Вуаля! Теперь вы как Хайзенберг.
Источник: refinery29.com