Мастер: Джек Николсон
Антигерой и шут
Популярность к Джеку Николсону пришла на заре эпохи Нового Голливуда. В это время, на рубеже 1960-70-х годов, на экране утверждался трезвый, лишенный «розовых очков» взгляд на действительность, а вместе с этим рождался и новый тип персонажа — антигерой. Обычно это не обремененный благородством, добротой, модельной красотой и прочими традиционными доблестями, но все же привлекательный персонаж. И привлекательность эта кроется во внутренней свободе, в честности взгляда на себя и на мир, в бунтарском стремлении к преодолению существующих рамок, клише и стереотипов. Николсон по своему характеру, актерским данным и даже внешности отвечал этим требованиям к экранному образу идеально.
За годы в кино актер создал десятки антигероических образов, среди которых есть и неудачливые романтики, и обыватели, вздумавшие бежать от «нормальной жизни», и художники с тягой к саморазрушению, и обаятельные плохие парни, и «циники с добрым сердцем», и другие «падшие ангелы». Некоторые из его образов можно назвать хрестоматийными антигероями: это пианист Роберт Дюпи в «Пяти легких пьесах», частный детектив Джейк Гиттс в «Китайском квартале», преступник Рэндл МакМерфи в «Пролетая над гнездом кукушки», неудавшийся писатель Джек Торренс в «Сиянии» и, конечно же, Джокер в «Бэтмене».
Общая черта многих героев Николсона — склонность к шутовству. Это не только эксцентричное поведение и ироничное отношение к миру, но, прежде всего, приспособляемость к окружающей действительности и одновременно — внутренний уход от нее. Герои Николсона — это лишние люди, которые в поисках лучшей жизни пытаются играть по ненавистным им, но принятым в обществе правилам. Обычно игра эта заканчивается трагически.
Внешность: улыбка чеширского кота и дьявольские брови
Остановимся чуть подробнее на внешности Николсона. Особый характер его образов формируется за счет колорита его физических данных: выразительного лица и богатой мимики. Вкупе это делает исполнителя одновременно харизматичным и привлекательным. Для начала отметим его уникальную хитроватую улыбку до ушей. Одни называют ее «улыбкой чеширского кота», другие — «акульей улыбкой», третьи — «белозубым оскалом». В каждом из определений есть доля правды. Особенность этой улыбки в том, что ничего хорошего она, как правило, не сулит. Скорее она служит «предвестием бури», то есть сменяется чем-то контрастным: например, вспышкой гнева. Иными словами, это улыбка, призванная ввести оппонента (и зрителя) в заблуждение и, возможно, запугать на подсознательном уровне. Не случайно специалисты по паралингвистике отмечают сходство улыбки Николсона со звериным оскалом перед схваткой или охотой — открытый рот, демонстрация не только верхних, но и нижних зубов. С такой улыбкой, конечно, закономерно, что именно Николсона выбрали на роль Джокера в «Бэтмене». Интересно, что сам актер признается, что осознал зловещую «силу своей улыбки» еще в возрасте пяти или шести лет.
Дополняет белоснежный оскал Николсона специфический изгиб его бровей. Они образуют треугольные формы, придающие облику актера особую харизму с ярко выраженным демоническим характером. Именно благодаря бровям актера в свое время выделяли на курсах по актерскому мастерству. Прибавим к улыбке и бровям нездоровый огонек гипнотизирующих карих глаз и неподражаемый маниакальный смех — и станет понятно, почему Джеком Торренсом или все тем же Джокером не мог быть никто иной, кроме Николсона.
Метод Станиславского
На съемках фильма «Сияние» (1980)
Например, на съемках «Сияния» Николсон вызывал у себя состояние злобы и агрессии, вспоминая ссоры с бывшей супругой (оценить этот процесс можно в ролике выше — действительно очень познавательно). О своей работе над ролями Николсон говорит так: «Я придаю все меньше значения тому, что у актеров обычно называется «созданием образа». Все эти прихрамывания и шепелявости, манера говорить… Мне неохота с ними возиться. Это должно идти изнутри. Главное — то, кто ты есть. Вот над чем нужно работать. К любой роли я подхожу автобиографически».
Заметим, что система Станиславского принесла Николсону внушительное количество наград. Помимо «Золотых глобусов», призов Каннского и Московского кинофестивалей отметим рекордных двенадцать номинаций на «Оскар» и вновь рекордных три победы (среди мужчин такое же количество наград только у Уолтера Бреннана и Дэниэла Дэй-Льюиса).
Экспромт
Джек Николсон — мастер экспромта. Его актерские импровизации порой становились не просто украшением роли, но даже выделяли его в глазах зрителя. Именно так произошло с самой первой примечательной ролью в фильмографии актера. В малобюджетном би-муви «Магазинчик ужасов» Роджера Кормана Николсон появлялся в качестве эпизодического персонажа-мазохиста. Реплик было мало, из сценария о герое толком ничего понятно не было, а режиссер давать комментарии отказывался. Как вспоминает сам Николсон: «Я отправлялся на съемки, зная, что я должен быть крайне причудливым». В итоге актер сходу снабдил своего персонажа сочной мимикой, жестами, неподражаемыми интонациями, и как результат — полюбился зрителю.
Сцена из фильма «Отступники» (2006)
Также Николсон ловко использует импровизацию в работе с партнерами, чтобы добиться естественности их реакций. Во время съемок «Отступников» актер шокировал всех на площадке, когда отклонился от сценария и выхватил пистолет. Так он изрядно напугал Леонардо ДиКаприо и вызвал у него неподдельные эмоции.
Самый известный пример удачного экспромта Николсона связан с фильмом «Сияние». Фраза «А вот и Джонни!» (Here’s Johnny!) в сцене, где его герой выламывает топором дверь ванной комнаты, пытаясь пробиться к жене, отсутствовала в сценарии. Актер сымпровизировал ее на площадке. Сегодня фраза ушла в народ, оказалась в топе «100 известных цитат из американских фильмов» по версии Американского института кинематографии и послужила основой для великого множества мемов.
Управление гневом
Солнцезащитные очки
Николсон и в жизни, и на экране, вне зависимости от погодных условий, часто носит солнцезащитные очки. Актер говорит, что их ему прописали, но иногда дает и другое объяснение этому, простое и в то же время удивительное: «В солнцезащитных очках я чувствую себя настоящим Джеком Николсоном. Без них я просто толстый старик». Вот уж от кого не ожидаешь проблем с самооценкой.
Распитие спиртного
Голос Николсона
Сцена из фильма «Отступники» (2006)