Скрипт-супервайзеры — невидимые герои кинопроизводства
Лиза Фотерингем, скрипт-супервайзер, и Райан Линч, режиссер, на съемках веб-сериала SanFranLand
«Мы похожи на отдел, состоящий из одного человека», — рассказывает Ив Баттерли. Главная задача скрипт-супервайзера невероятно важна: он должен следить за последовательностью в деталях отснятых кадров, а также за тем, возможно ли их будет склеить на монтаже. Профессиональный скрипт-супервайзер ответственен за правильное повествование, от него зависит вся работа команды над проектом и расписание съемок.
«Я самый дешевый из отделов, так как я одна, и знаю, как сэкономить деньги», — утверждает Баттерли.
«Каждый от тебя что-то хочет, и ты должен соответствовать их требованиям».
Скрипт-супервайзер должен быть на любом, даже самом дешевом проекте
Всегда помните, что каким бы ни был масштаб вашего проекта, на нем обязательно должен быть скрипт-супервайзер. «Неважно, работаешь ли ты над двухсотдолларовым фильмом или над картиной с участием Криса Пайна с бюджетом 60 миллионов — задача скрипт-супервайзера остается той же самой,поскольку касается всех аспектов производства и постпродакшна. Каждому участнику команды от тебя что-нибудь нужно, и ты обязательно должен помочь ему. Ты становишься чем-то вроде сердца проекта», — говорит Рои Мур.
Смотрите фильмы и работайте ассистентом, чтобы научиться делу
Никто из присутствовавших на профессиональной панели фестиваля SXSW не изучал кино в университете. Рои Мур говорит, что она самоучка: «Я смотрела фильмы и анализировала, сколько крупных планов в той или иной сцене, сколько общих планов, двигается ли камера, следит ли она за персонажами. В каком-то смысле я распутывала производственный клубок фильма — брала сценарий и смотрела, как он перенесен на экран».
«Важно быть понятным и организованным в работе, чтобы во время монтажа не возникло никаких трудностей».
Скрипт-супервайзер спасает постпродакшн
Важность работы скрипт-супервайзера становится наиболее очевидна, когда отснятый материал попадает в монтажную студию. Джина Гранде объясняет, что благодаря правильной работе скрипт-супервайзера монтажер может разобраться, что происходило на съемочной площадке. Когда режиссер говорит монтажеру: «А помнишь тот кадр, где актер сделал такой-то жест рукой и мне очень понравилось?» — тот может обратиться к записям скрипт-супервайзера.
Поговорите с монтажером
Этот совет относится и к монтажеру — он тоже должен организовывать подобные встречи. Монтажер Джош Этье, единственный представитель другой профессиии на конференции скрипт-супервайзеров, время от времени появляется на съемочной площадке фильма, чтобы узнать, как движется работа над проектом и поговорить со всеми членами команды.
«Я прихожу на съемочную площадку, чтобы узнать, как справляются с работой скрипт-супервайзер и супервайзер звука на площадке. Этих людей я буду либо всем сердцем любить, либо ненавидеть, и я хочу сразу узнать, к какой категории они принадлежат», — говорит Этье.
Хотя многие скрипт-супервайзеры думают, что монтажеры не читают их записи, Этье изучает все комментарии к материалу и утверждает, что они бесценны в его ремесле.
Заметки супервайзера на сценарии
«Сначала я просматриваю отснятый материал, составляю свое мнение, которое я впоследствии записываю в виде заметок. Затем, когда я начинаю монтаж, у меня есть свои пометки, а также пометки скрипт-супервайзера. Я сравниваю свои наблюдения с желанием режиссера и понимаю, что мне придется сделать выбор: возможно, он будет неудачный с точки зрения последовательности деталей, но об этом тоже важно знать, чтобы понять, как с этим справляться», — утверждает монтажер.
Актерское исполнение превыше всего
Этье также говорит, что довольно часто делает выбор вопреки правильной последовательности. «Когда смотришь фильм или телешоу, то постоянно сталкиваешься с этим. Это не вина скрипт-супервайзера, а следствие того, что прекрасная актерская работа может быть как раз в тех кадрах, которые нарушают последовательность каких-то деталей. Монтажеры всегда выберут актерскую игру» — поделилась своими наблюдениями Джина Гранде.
Большинство ошибок в последовательности — не вина скрипт-супервайзера
Баттерли не совсем уверена, что нарушение последовательности деталей лежит на плечах скрипт-супервайзера: «Художники по костюмам несут ответственность за то, во что одеты актеры, точно так же обстоит ситуация и с реквизиторами: если что-то пойдет не так с костюмами и вещами на площадке — это их ошибка. Но если эти ошибки попадут в кадр — это уже лежит на плечах скрипт-супервайзера. Я единственный человек на площадке, кто следит за кадрами, декорациями, количеством снятых страниц за смену, опущенными сценами. На съемках также очень важно знать — укладываемся ли мы в расписание или нет и нужно ли выбрасывать сцены».
Найдите общий язык с режиссером
На скрипт-супервайзерах лежит огромная ответственность, и они должны докладывать режиссеру, если что-то идет не так. Проблема в том, что режиссеры не всегда рады это слышать.
«Я научилась одной хитрости: рассказав режиссеру о проблеме, уставьтесь взглядом в пол. Так можно избежать ощущения, что выходит конфликтная ситуация», — советует Мур.
У Баттерли свой особый подход к режиссерам: «Я всегда доношу информацию в виде вопроса. Получается что-то вроде этого: «Ничего страшного, что этот актер одет в голубую рубашку, а в прошлой сцене он носил красную?»»
«Ничего нельзя поделать, работая с режиссером, который не любит, когда ему указывают на ошибки. В таком случае тебя уволят».
Кадр из фильма «Развлечение» Рика Альверсона, в котором Рои Мур была скрипт-супервайзером
Поговорите с режиссером, прежде чем обращаться к актерам
Учитывая сложные отношения скрипт-супервайзера и режиссера, всегда нужно советоваться с ними по поводу актеров. Иногда режиссеры не любят, когда супервайзер вмешивается в их работу. «Порой они хотят быть единственными, кто руководит актерами, и ошибки в последовательности их не волнуют. Однако бывают и такие, которые просят тебя исправить ситуацию и отправляют к актерам», — говорит Мур.
«Не подсказывай реплику актеру, если он этого не просит — это может все испортить. Вполне возможно, что он максимально сконцентрирован на своем образе, и в такие минуты нельзя нарушать его спокойствие. Вы только уничтожите самую многозначительную тишину на свете», — делится опытом Баттерли.
Цифровая съемка требует больше внимания
Электронные гаджеты не сильно облегчат вам работу. Самые лучшие инструменты для скрипт-супервайзера — это ручка и бумага. Чем больше вы пишете, тем меньше вам запоминать.
Если вы пользуетесь электронным планшетом и стилусом, то делаете то же самое, что и с обычными канцелярскими предметами, но с более дорогим оборудованием. Однако если продюсер спросит вас, пользуетесь ли вы современными технологиями, ответ должен быть утвердительным: они почему-то думают, что использование гаджетов каким-либо образом влияет на работу скрипт-супервайзера.
Больше камер — больше гонорар
Многие участники конференции заметили, что на современных съемках используют все больше и больше камер, соответственно, скрипт-супервайзеру нужно следить за большим количеством мониторов. К счастью, эти трудности компенсируются повышенными гонорарами.
Баттерли рассказывает, что за работу с одной камерой она получает один гонорар, больше — за две, но если количество камер увеличивается до трех и более, деньги остаются прежними. Она собирается убедить продюсеров повышать ей гонорар за каждую камеру. Многие ее коллеги уже добились этого.
Источник: nofilmschool.com