Главная / Практика / Скрипт-супервайзеры — невидимые герои кинопроизводства

Скрипт-супервайзеры — невидимые герои кинопроизводства

Довольно просто стать режиссером, когда ты скрипт-супервайзер. По крайней мере, так утверждал Боб Баингтон на конференции, посвященной этой профессии, прошедшей на фестивале SXSW. К сожалению, многие не в курсе, чем занимается скрипт-супервайзер. Возможно, потому, что у него очень много обязанностей.

Лиза Фотерингем, скрипт-супервайзер, и Райан Линч, режиссер, на съемках веб-сериала «SanFranLand»Лиза Фотерингем, скрипт-супервайзер, и Райан Линч, режиссер, на съемках веб-сериала SanFranLand

«Мы похожи на отдел, состоящий из одного человека», — рассказывает Ив Баттерли. Главная задача скрипт-супервайзера невероятно важна: он должен следить за последовательностью в деталях отснятых кадров, а также за тем, возможно ли их будет склеить на монтаже. Профессиональный скрипт-супервайзер ответственен за правильное повествование, от него зависит вся работа команды над проектом и расписание съемок.

«Я самый дешевый из отделов, так как я одна, и знаю, как сэкономить деньги», — утверждает Баттерли.

 

«Каждый от тебя что-то хочет, и ты должен соответствовать их требованиям».
«Если ты скрипт-супервайзер, то это значит, что у тебя нет помощников. Самые лучшие в нашем деле похожи на незаметных ниндзя: они решают проблемы еще до того, как их обнаружили», — рассказывает Баттерли.

 

 

Скрипт-супервайзер должен быть на любом, даже самом дешевом проекте

Скрипт-супервайзер должен быть на любом, даже самом дешевом проекте

Всегда помните, что каким бы ни был масштаб вашего проекта, на нем обязательно должен быть скрипт-супервайзер. «Неважно, работаешь ли ты над двухсотдолларовым фильмом или над картиной с участием Криса Пайна с бюджетом 60 миллионов  — задача скрипт-супервайзера остается той же самой,поскольку касается всех аспектов производства и постпродакшна. Каждому участнику команды от тебя что-нибудь нужно, и ты обязательно должен помочь ему. Ты становишься чем-то вроде сердца проекта», — говорит Рои Мур.

 

Смотрите фильмы и работайте ассистентом, чтобы научиться делу

Кадр из сериала «Сообщество»Кадр из сериала «Сообщество»

Никто из присутствовавших на профессиональной панели фестиваля SXSW не изучал кино в университете. Рои Мур говорит, что она самоучка: «Я смотрела фильмы и анализировала, сколько крупных планов в той или иной сцене, сколько общих планов, двигается ли камера, следит ли она за персонажами. В каком-то смысле я распутывала производственный клубок фильма — брала сценарий и смотрела, как он перенесен на экран».

 

«Важно быть понятным и организованным в работе, чтобы во время монтажа не возникло никаких трудностей».
Баттерли считает, что если человек хочет стать сценарным супервайзером, то нужно действовать. Она предлагает попробовать поработать в этой сфере безвозмездно лишь однажды, в то время как Мур говорит, что в начале своего пути около 50 раз бесплатно участвовала в проектах AFI. Но все сходятся в одном: самый безотказный способ стать скрипт-супервайзером — работать ассистентом на съемках.

 

Скрипт-супервайзер спасает постпродакшн

Кадр из сериала «Сообщество»Кадр из сериала «Сообщество»

Важность работы скрипт-супервайзера становится  наиболее очевидна, когда отснятый материал попадает в монтажную студию. Джина Гранде объясняет, что благодаря правильной работе скрипт-супервайзера монтажер может разобраться, что происходило на съемочной площадке. Когда режиссер говорит монтажеру: «А помнишь тот кадр, где актер сделал такой-то жест рукой и мне очень понравилось?» — тот может обратиться к записям скрипт-супервайзера.

 

Поговорите с монтажером

Этот совет относится и к монтажеру — он тоже должен организовывать подобные встречи. Монтажер Джош Этье, единственный представитель другой профессиии на конференции скрипт-супервайзеров, время от времени появляется на съемочной площадке фильма, чтобы узнать, как движется работа над проектом и поговорить со всеми членами команды.

«Я прихожу на съемочную площадку, чтобы узнать, как справляются с работой скрипт-супервайзер и супервайзер звука на площадке. Этих людей я буду либо всем сердцем любить, либо ненавидеть, и я хочу сразу узнать, к какой категории они принадлежат», — говорит Этье.

Хотя многие скрипт-супервайзеры думают, что монтажеры не читают их записи, Этье изучает все комментарии к материалу и утверждает, что они бесценны в его ремесле.

Заметки супервайзера на сценарииЗаметки супервайзера на сценарии

«Сначала я просматриваю отснятый материал, составляю свое мнение, которое я впоследствии записываю в виде заметок. Затем, когда я начинаю монтаж, у меня есть свои пометки, а также пометки скрипт-супервайзера. Я сравниваю свои наблюдения с желанием режиссера и понимаю, что мне придется сделать выбор: возможно, он будет неудачный с точки зрения последовательности деталей, но об этом тоже важно знать, чтобы понять, как с этим справляться», — утверждает монтажер.
 

Актерское исполнение превыше всего

Бен Аффлек и скрипт-супервайзер Шейла Уолдрон на съемках фильма «Прощай, детка, прощай»Бен Аффлек и скрипт-супервайзер Шейла Уолдрон на съемках фильма «Прощай, детка, прощай»

Этье также говорит, что довольно часто делает выбор вопреки правильной последовательности. «Когда смотришь фильм или телешоу, то постоянно сталкиваешься с этим. Это не вина скрипт-супервайзера, а следствие того, что прекрасная актерская работа может быть как раз в тех кадрах, которые нарушают последовательность каких-то деталей. Монтажеры всегда выберут актерскую игру» — поделилась своими наблюдениями Джина Гранде.

 

Большинство ошибок в последовательности — не вина скрипт-супервайзера

Ронит Равик-Босс, скрипт-супервайзер, и Дэвид М. Розенталь, режиссер, на съемках фильма «Идеальный парень»Ронит Равик-Босс, скрипт-супервайзер, и Дэвид М. Розенталь, режиссер, на съемках фильма «Идеальный парень»

Баттерли не совсем уверена, что нарушение последовательности деталей лежит на плечах скрипт-супервайзера: «Художники по костюмам несут ответственность за то, во что одеты актеры, точно так же обстоит ситуация и с реквизиторами: если что-то пойдет не так с костюмами и вещами на площадке — это их ошибка. Но если эти ошибки попадут в кадр — это уже лежит на плечах скрипт-супервайзера. Я единственный человек на площадке, кто следит за кадрами, декорациями, количеством снятых страниц за смену, опущенными сценами. На съемках также очень важно знать — укладываемся ли мы в расписание или нет и нужно ли выбрасывать сцены».

 

Найдите общий язык с режиссером

Скрипт-супервайзер Эй Джей Кук и сценарист Айра Перлстайн на съемках фильма «Misconceptions»Скрипт-супервайзер Эй Джей Кук и сценарист Айра Перлстайн на съемках фильма Misconceptions

На скрипт-супервайзерах лежит огромная ответственность, и они должны докладывать режиссеру, если что-то идет не так. Проблема в том, что режиссеры не всегда рады это слышать.

«Я научилась одной хитрости: рассказав режиссеру о проблеме, уставьтесь взглядом в пол. Так можно избежать ощущения, что выходит конфликтная ситуация», — советует Мур.

У Баттерли свой особый подход к режиссерам: «Я всегда доношу информацию в виде вопроса. Получается что-то вроде этого: «Ничего страшного, что этот актер одет в голубую рубашку, а в прошлой сцене он носил красную?»»

 

«Ничего нельзя поделать, работая с режиссером, который не любит, когда ему указывают на ошибки. В таком случае тебя уволят».

 

Когда начинаешь работу над проектом, важно определить, с каким типом режиссера придется взаимодействовать. «Я поняла, что существует два типа режиссеров: уверенный и компетентный. Иногда приходится работать с новичками, которые не знают, что нужно делать. Однако они уверены в себе, советуются с тобой и потом объявляют команду группе. Так они будут выглядеть героями в глазах других и проникнутся к тебе теплыми чувствами, — объясняет Баттерли. — Но есть режиссеры, которые не слышат тебя: ты указываешь им на ошибку, а они отмахиваются и могут уволить. Меня увольняли множество раз не потому, что я плохой скрипт-супервайзер, а потому, что режиссеры понимали свои ошибки, но выходили из себя, когда им напоминали о них».

Кадр из фильма «Развлечение» Рика Альверсона, в котором Рои Мур была скрипт-супервайзером.Кадр из фильма «Развлечение» Рика Альверсона, в котором Рои Мур была скрипт-супервайзером

 

Поговорите с режиссером, прежде чем обращаться к актерам

Джун Рэндалл, скрипт-супервайзер фильма "Сияние"Джун Рэндалл, скрипт-супервайзер фильма «Сияние»

Учитывая сложные отношения скрипт-супервайзера и режиссера, всегда нужно советоваться с ними по поводу актеров. Иногда режиссеры не любят, когда супервайзер вмешивается в их работу. «Порой они хотят быть единственными, кто руководит актерами, и ошибки в последовательности их не волнуют. Однако бывают и такие, которые просят тебя исправить ситуацию и отправляют к актерам», — говорит Мур.

«Не подсказывай реплику актеру, если он этого не просит — это может все испортить. Вполне возможно, что он максимально сконцентрирован на своем образе, и в такие минуты нельзя нарушать его спокойствие. Вы только уничтожите самую многозначительную тишину на свете», — делится опытом Баттерли.

 

Цифровая съемка требует больше внимания

Электронные гаджеты не сильно облегчат вам работу. Самые лучшие инструменты для скрипт-супервайзера — это ручка и бумага. Чем больше вы пишете, тем меньше вам запоминать.

Если вы пользуетесь электронным планшетом и стилусом, то делаете то же самое, что и с обычными канцелярскими предметами, но с более дорогим оборудованием. Однако если продюсер спросит вас, пользуетесь ли вы современными технологиями, ответ должен быть утвердительным: они почему-то думают, что использование гаджетов каким-либо образом влияет на работу скрипт-супервайзера.

 

Больше камер — больше гонорар

Эмма Анна Блэк, скрипт-супервайзерЭмма Анна Блэк, скрипт-супервайзер

Многие участники конференции заметили, что на современных съемках используют все больше и больше камер, соответственно, скрипт-супервайзеру нужно следить за большим количеством мониторов. К счастью, эти трудности компенсируются повышенными гонорарами.

Баттерли рассказывает, что за работу с одной камерой она получает один гонорар, больше — за две, но если количество камер увеличивается до трех и более, деньги остаются прежними. Она собирается убедить продюсеров повышать ей гонорар за каждую камеру. Многие ее коллеги уже добились этого.

Источник: nofilmschool.com
 

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...