Как создавались практические эффекты в фильме Терренса Малика «Путешествие времени»
«Путешествие времени» снимали в разных локациях. Чтобы получить некоторые кадры, съемочной группе пришлось прибегнуть к помощи телескопов. Но за теми фрагментами, которые нельзя было снять вживую, Терренс Малик обратился к VFX-супервайзеру Дэну Глассу и его команде специалистов, с которыми работал на предыдущем большом проекте — «Древо жизни».
Терренс Малик
Однако все знают, что Терренс Малик предпочитает аналоговые эффекты компьютерным, поэтому при создании нужных кадров команда сделала упор на практические технологии. В частности, для создания макрокадров и видов Вселенной использовался так называемый cloud tank. Cloud tank (дословно: «аквариум с облаками») — это съемочный аквариум, в котором с помощью различных жидкостей снимают всякие «текучие» процессы, чаще всего — да, именно облака. Если в фильмах докомпьютерной эры вы видите какие-либо движущиеся облачные формации, например, в фильме «День независимости» или «Близкие контакты третьей степени», то их наверняка делали именно там.
Как это работает?
Нужных формаций достигали методом проб и ошибок. Причем после каждого дубля воду, естественно, приходилось менять, заново повторяя процесс создания слоев разной плотности. Так что подбор жидкостей в таком аквариуме — это очень длительный процесс.
Например, это изображение, показывающее работу солнца, снимали в аквариуме снизу вверх, а в воду добавляли краску и химикаты.
Также в аквариуме воссоздавали и сцены микромира. Часто материал из реального мира не использовался, но подсказывал кинематографистам, в каком направлении стоит двигаться. Например, для сцены, в которой одна клетка поглощает другую, потребовалась компьютерная графика, потому что реальная микросъемка оказалась слишком «плоской» для киноэкрана. Поэтому ее пересняли так, будто она получена с помощью электронного микроскопа, который дает более объемную картинку.
Изображение создано с помощью глицерина и яичного желтка
«Эта сцена — ключевая в понимании развития эволюции в сторону все более сложных организмов, — говорит Гласс. — Мы нашли пример этого процесса, снятый через микроскоп, и оцифровали этот фрагмент как референс. Чтобы понять, как все это выглядит в трехмерном пространстве, мы обратились за помощью к команде, обслуживающей электронный микроскоп. С его помощью можно увидеть очень красивый и зрелищный трехмерный микромир, однако снимать его в движении в таком виде еще нельзя. Так что все эти картинки неподвижны и мертвы. Мы взяли фотографии как референсы и на их основе воссоздали движение».
Процесс создания сверхновой
Кроме аквариума в таких случаях применяют также дым-машины, модели, нагретую глину, поведение насыщенных железом жидкостей в магнитном поле, а кристаллы соли на вращающихся дисках служат для имитации поля астероидов. В ход идут и другие подручные средства. Сегодня отснятые изображения можно модифицировать на компьютере, но изначально их все-таки снимают «живьем».
В фильме можно увидеть и более традиционные сегодня цифровые эффекты. С их помощью созданы, например, рептилии, которые существовали до динозавров. Фоновые изображения снимали в пустыне Атакама в Чили, а потом выстраивали трехмерные модели животных, накладывали на них текстуры и анимировали.
Кадр из фильма «Путешествие времени»
Даже для сцен с цифровыми созданиями Малик снимал кадры, освещенные сзади. Это значит, зритель увидит только силуэты животных. «При этом мы не всегда старались снимать так, чтобы в центре внимания было предполагаемое существо, — говорит Гласс, — Мы просто снимали, как нам казалось естественным, а потом думали, куда поставить животное, чтобы не казалось, что все искусственно выстроено из-за компьютерной зверушки. Мы пытались снимать в документальном ключе, будто нам просто повезло запечатлеть что-то».
«Фильм потребовал использования всех технологий, которые накопились за все это время, — продолжает он, — и, понимая, чего Терренс хочет добиться, мы могли жонглировать ими».
За визуальные эффекты в «Путешествии времени» отвечают студии Method Studios, One of Us и Locktix, но почти все VFX-сцены фильма изначально отсняли «в реале».