Главная / Практика / Приемы: Сплит скрин

Приемы: Сплит скрин

Сплит скрин (от англ. Split screen – «разделенный экран») – это прием, позволяющий соединять в одних декорациях объекты, которые не могут быть сняты одновременно. Например, если один актер играет близнецов, и должен появиться в одном кадре в нескольких ролях. Создание эффекта заключается в том, чтобы снять изображение только на одной части кадра, закрыв другую маской или каше. Потом кинематографист делает вторую маску, которая закрывает уже экспонированную часть кадра, и снимает вторую часть изображения на ранее неэкспонированной площади пленки. При проявлении изображения сливаются в единое целое. 

Сегодня это делается на этапе композитинга, что позволяет легко подбирать маски, но в прошлом операторам приходилось делать это практически вслепую, а любая ошибка означала, что съемку придется начать заново. 

Таким трюком баловались еще на заре кинематографа. Например, в 1900 году Жорж Мельес снял фильм «Человек-оркестр», в котором сыграл всех семерых участников музыкального коллектива.

Чуть позже – уже в 1921 году – Бастер Китон повторил и усложнил этот прием в своем фильме «Театр», где сделал пять двойных сплитов, пять тройных и одну сцену на девять экспозиций. Для этого он построил практически герметичную черную коробку для камеры, прорезав для объектива девять крошечных окошек. Проблема, как всегда, лежала в синхронизации «вслепую». Если вы помните, в те времена камера работала на «ручной тяге». Оператор вращал ручку аппарата, обеспечивая движение механизма. Задача состояла в том, чтобы снять одну девятую кадра, потом смотать пленку обратно на исходную позицию. После чего предстояло снова отснять одну девятую кадра, открыв другое окошечко маски и закрыв предыдущее. А потом снова отмотать пленку обратно. В синхронности этих движений туда-сюда и крылся успех всего предприятия.

Оператор Китона Элджин Лессли был «ходячим метрономом», а вот самому Китону требовались какие-то ориентиры, по которым он бы отмерял свои действия. Поэтому за кадром сидел музыкант и наигрывал на банджо ритмичную музыку.
 

Иногда кинематографисты использовали этот прием исключительно из эстетических соображений. Например, первый спецэффектник Голливуда Норман О. Доун запросто «двигал» горы с помощью сплит скрина, просто впечатывая в кадр нужное изображение. Или заставлял актрису целовать саму себя за три года до более известного случая в фильме «Два претендента»  (в оригинале «Маленький лорд Фаунтлерой»). Ниже – его комментарии к созданию сцены в фильме «Право на счастье» (1917), в которой Дороти Филлипс целует сама себя в двух ролях. Подобный сплит скрин позволил Любови Орловой сыграть две роли в фильме «Весна», а Майклу Джей Фоксу – три в фильме «Назад в будущее 2». 

Описание спецэффектов фильма «Право на счастье», автор Норман О. Доун​
 

Норман О. Доун разработал (и оставил описания) около 800 эффектов для 80 фильмов. Сегодня его «панели» с описаниями хранятся в Университете Техаса в Остине.

Еще один пример применения сплит скрина в художественном кино – совмещение живых актеров с миниатюрными монстрами. Например, в фильме «Затерянный мир» Уиллис О`Брайен снимал своих кукол-динозавров методом покадровой анимации, а актеров нужно было снимать с нормальной скоростью. Не говоря уже о том, что актеров нужно было сделать маленькими на фоне огромных динозавров. В павильоне строили кусок полноразмерной декорации, полностью повторявшей декорацию макета, в котором проходила съемка ящеров. Во время съемки динозавров ту часть кадра, где потом будут люди, закрывали маской. В финальном композите полноразмерная декорация сливалась с миниатрюрной, и два изображения становились единым целым. Третьей экспозицией О`Брайен иногда вставлял в кадр реальные локации, например, текущую реку.

Кадр из фильма «Затерянный мир» (1925)Кадр из фильма «Затерянный мир» (1925)

Голливуд использовал этот прием для совмещения людей в одном кадре с опасными животными, а в советском кино таким образом «размножали» массовку. Например, в фильме «Илья Муромец».

Массовка в фильме «Илья Муромец» (1956) «собиралась» из одних и тех же статистовМассовка в фильме «Илья Муромец» (1956) «собиралась» из одних и тех же статистов

Чтобы одновременно показать одного человека в двух ролях, совсем необязательно статично делить кадр на две части. Можно применять движущуюся маску, когда линия деления двух экранов все время перемещается в зависимости от движения персонажей. 

Кстати, в «Гражданине Кейне» часть знаменитых кадров с глубоким фокусом – это сплит скрины с двумя или даже тремя соединенными вместе частями: передний план, средний и дальний снимались отдельно с наведенным именно на них фокусом, другие объекты в кадре в это время просто не освещали.

Тройной горизонтальный сплит скрин в фильме «Гражданин Кейн»: отдельно снимались натюрморт на переднем плане, Орсон Уэллс на среднем и интерьер на заднемТройной горизонтальный сплит скрин в фильме «Гражданин Кейн»: отдельно снимались натюрморт на переднем плане, Орсон Уэллс на среднем и интерьер на заднем

И конечно, все знают не менее знаменитый финальный кадр из хичкоковских «Птиц», состоящий из 32-х экспозиций! Просто птиц в тот день на площадке было мало, и они не смогли бы за один раз покрыть всю требуемую площадь, поэтому их перемещали по декорации и снимали частями. Небо на этом кадре – это дорисовка. Последние солнечные лучи, красиво пронизывающие облака, тоже сняты отдельно.

32 экспозиции в одном кадре в фильме «Птицы» (1963)32 экспозиции в одном кадре в фильме «Птицы» (1963)

Если вы думаете, что это прием сегодня ушел в прошлое, вы глубоко заблуждаетесь. Сплит скрин живее всех живых. С его помощью по-прежнему «размножают» массовку, например, в фильме «Пен: Путешествие в Нетландию» (2015), или дают одному актеру возможность сыграть сразу две роли, как, например, Тому Харди в фильме «Легенда» (2015).

Массовка в фильме «Пен: Путешествие в Нетландию» (2015) снималась в несколько этапов

Кадр из фильма «Легенда» (2015)Том Харди в двойной роли в фильме «Легенда» (2015), 80% кадров с близнецами снято с помощью сплит скрина