12 правил сценарного мастерства Стивена Моффата
01. Пишите и читайте
Мой главный совет — пишите. Пишите много. Не спрашивайте как, просто пишите. И одновременно побольше читайте литературы в том же духе, в котором вы хотите писать. Так вы найдете ответы на все волнующие вас вопросы. Например, если вы пишете сценарии, почитайте Уильяма Голдмена (писатель, драматург, обладатель «Оскаров» за фильмы «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и «Вся президентская рать» — прим. tvkinoradio.ru) — он знает все.
02. Пишите еще больше
Если вы напишите что-то действительно достойное, вас обязательно заметят. Я часто слышу, как люди жалуются: «Я написал сценарий, и теперь я в отчаянии». На это мне хочется воскликнуть: «Один сценарий? Почему не пятьдесят сценариев?». Чтобы чего-то добиться, вам нужно писать постоянно и не думать о походах на «правильные» вечеринки или деловых контактах — все это неважно. Если вы сделаете блестящий сценарий, к нему в любом случае проявят интерес.
03. Пишите о том, что вас волнует
Каждый автор пишет о том, через что прошел сам, просто потому, что такие вещи, как правило, понятней и ближе. Потому мой совет такой — пишите истории, которые по-настоящему волнуют и воодушевляют вас.
04. Как начать новый драфт
Когда вы знаете, что вам предстоит много писать, полезно начать с нескольких страниц, которые позволят вам понять, в силах ли вы справиться с намеченным масштабом. Хорошенько обдумайте свою идею: перипетии, клиффхэнгеры и так далее. Помните, что скорей всего вам не удастся впихнуть все ваши идеи в одну историю. Когда вы примите эту мысль, приступайте к расстановке приоритетов — решите, что лучше всего подойдет для данного сюжета.
05. Учитесь хранить секреты
Пожалуй, самое важное в писательском мастерстве — это умение хранить секреты, магия «ничего-никому-неговорения». Если вы всем рассказываете о своей идее, это влияет на то, как вы ее напишите. Например, прямо сейчас я очень воодушевлен идеей для финала эпизода, но я не хотел бы ее озвучивать. И вовсе не потому, что я могу испортить вам интригу, а потому, что выдав вам эту идею, я убью всю магию творчества. Раньше я часто рассказывал другим о своих задумках и обычно, только рассказав, терял веру в то, что придумал. Поэтому теперь я стараюсь держать идеи при себе. Расселл (Т.Дэвис — сценарист и продюсер сериала «Доктор Кто» — прим. tvkinoradio.ru) поступает так же — они никогда никому не говорит, над чем работает. Потому что идеи, высказанные вслух, превращаются в пепел, становятся чем-то тривиальным.
06. Не бойтесь изменений в последний момент
Мне кажется, что работать над тем, как и сколько информации передать зрителю до последнего момента — это нормально. То есть можно до самого конца менять детали повествования. Это позволяет играть с тонкой гранью между загадочным и запутанным. Я, во всяком случае, постоянно так делаю.
07. Ограничений не существует
Я не знаю, что такое ограничения и рамки. Как говорит Расселл о «Докторе Кто»: «Мы делаем новое шоу каждую неделю». Значит, для каждой серии нужно искать новый формат. У нас же не просто сериал, где актеры ведут бесконечные диалоги.
08. Как писать злодеев
Отрицательный герой — это не обязательно воплощение зла. Вообще мне кажется, что такая прямолинейность бессмысленна. Ведь все зло в истории мира творилось согласно определенной и ясной повестке дня — люди были уверены, что их поступки правильны и необходимы. Даже люди, направившие самолет на башни Всемирного торгового центра, были уверены, что поступают правильно. Хотя для всех остальных это, безусловно, безумный и зловещий акт. Мы плохо понимаем, что такое зло, и задача сценариста в том, чтобы разбираться в этом вопросе. «Доктор Кто» как раз и работает с этой загадкой, отвечая на вопрос: как это произошло? Это помещает Доктора в центр истории. Он — человек, который собирает разрозненные части воедино. Если бы перед нами были просто злодеи, которые хотят захватить мир, это бы ничего не значило. Но когда перед нами злодеи со сложными идеями, которые необходимо понять — тогда другое дело. Доктор пытается разобраться, чего они хотят, чего они пытаются добиться, а затем останавливает их. Между этими действиями — огромный драматический потенциал.
09. Создавайте сложных героев
Вы можете затрагивать сложные вопросы морали. Но смысла в этом будет немного, если в итоге все сведется к мысли: «Это хороший герой, а это плохой». Поэтому я забочусь о том, чтобы усложнить своих героев. Чем больше в них загадки, тем больше работы для Доктора.
10. Не ленитесь
Не было ни одного сценария, во время работы над которым я бы не приходил в ужас от моей неспособности писать. Это и правда сложно. Помню, как спрашивал Расселла: «Тебе никогда не хотелось высунуть голову в окно и закричать: “Я понятия не имею, что я делаю!”». Каждый раз, когда мне удается написать что-то достойное, я думаю, что это просто удача. Это тяжелая работа и именно такой она и должна быть. Поэтому когда я читаю плохие сценарии, я всегда считаю, что они плохи лишь по причине лени. Автор просто поленился подумать еще. Помнится, Джон Клиз во время работы над «Отелем “Фолти Тауэрс”» сказал: «Я хорошо справляюсь с комедией лишь потому, что знаю, каким трудом она должна даваться». Очень точно сказано. Помните, что писать ужасно тяжело и эмоционально крайне затратно.
11. Неуверенность нормальна
Неуверенность в себе — это нормально. Никто не бывает на сто процентов уверен в том, что он пишет. И нет ничего хуже, чем отдавать свою работу кому-либо для чтения. А затем ждать…
12. Иногда просто не время писать
Вы можете запереться в пустой комнате с компьютером без интернета, и все равно потерять концентрацию и выйти оттуда без единой строчки. Просто потому, что иногда мы не готовы писать. Ни один автор не бывает достаточно сконцентрированным ежедневно и круглосуточно. Это нормально, если проходит два-три часа, а у вас не родилось ни одной ценной мысли. Ничего страшного. Просто продолжайте писать.
Источники: Purdie Writing