Фильм открытия
«Ла Ла Лэнд» (Дэмьен Шазелл; США)
Молодой режиссер Дэмьен Шазелл два года назад прогремел на весь мир своим малобюджетным дебютом «Одержимость». Кто знаком с картиной, не удивится, что второй фильм постановщика удостоен чести открывать Венецианский смотр. Музыкальные увлечения Шазелла реализуются тут в еще большей степени. Романтический мюзикл повествует об отношениях пианиста и начинающей актрисы. Нас ждут Райан Гослинг, Эмма Стоун, Дж. К. Симмонс, полуночный Лос-Анджелес, много джаза, танцев и общая атмосфера теплого лампового ретро. Фильм также участвует в основном конкурсе фестиваля.
Основной конкурс
«Рай» (Андрей Кончаловский; Россия-Германия)
Россию в этом году в Венеции вновь представляет Андрей Кончаловский, два года назад названный здесь лучшим режиссером за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Новый фильм «Рай» резко отличается от пасторального полудока. Черно-белая драма посвящена теме Второй мировой: в нацистском лагере судьба сталкивает участницу французского Сопротивления, некогда эмигрировавшую из России, француза-коллаборациониста и немца-офицера СС. Многонациональный кастинг включает лысую Юлию Высоцкую, Якоба Диля, игравшего у Миндадзе в «Милом Хансе, дорогом Петре» и Виктора Сухорукова в образе Гиммлера. На картину большие надежды, особенно с учетом слухов, согласно которым перфекционизм Кончаловского на ней превзошел все мыслимые пределы.
«Прекрасные дни в Аранхуэсе» (Вим Вендерс; Германия-Франция)
Можно долго размышлять на тему того, что Вендерс уже не тот, однако классик немецкого кино продолжает стабильно снимать по фильму в год, и игнорировать упорство его поисков было бы неприлично. К тому же ожидать от фильма лучшего заставляет то обстоятельство, что сценаристом здесь выступил Петер Хандке, ранее работавший с Вендерсом над «Ложным движением» и «Небом над Берлином». А одну из ролей в картине исполняет Ник Кейв. Тут же добавим, что присутствие мрачного музыканта в Венеции лентой Вендерса не ограничивается. Вне конкурса будет демонстрироваться фильм-концерт Кейва и The Bad Seeds «Еще раз и с чувством».
«По млечному пути» (Эмир Кустурица; Сербия-США-Великобритания-Мексика)
Работа еще одного ветерана европейского кино. Эмир Кустурица возвращается в игровое кино после почти десятилетнего затишья со своей, по всей видимости, самой масштабной работой. Трехчастная драматическая фантасмагория посвящена постоянным темам сербского режиссера: любви и войне, на этот раз боснийской. Главные роли исполнили сам Кустурица и Моника Беллуччи.
«Путешествие времени» (Терренс Малик; США)
Многообещающая и какая-то неслыханная по своим визуальным решениям документальная лента великого затворника и мегаломана Терренса Малика. Работа над ней велась более сорока лет, а сам автор описывает ленту не иначе как свою «величайшую мечту». Мотивы — знакомые всем, кто смотрел «Древо жизни», «К чуду» или «Рыцаря кубков»: рождение вселенной, её развитие и разрушение. Глобально и патетично, как всегда у Малика. За кадром голоса любимцев режиссера: Брэда Питта (в 40-минутной IMAX версии) и Кейт Бланшетт (в 1,5-часовом 35мм варианте).
«Франц» (Франсуа Озон; Франция-Германия)
Франсуа Озон продолжает выдавать по фильму каждый год и изящно теребить общественные нормы морали и нравственности. Действие очередной ленты — что примечательно, черно-белой — разворачивается после Первой мировой войны в Париже. Немка, оплакивающая погибшего жениха, встречает на его могиле загадочного молодого человека, определенным образом связанным с возлюбленным. В главной роли — выразительный Пьер Нинэ, многим запомнившийся по роли Ив Сен-Лорана в одноименном фильме.
«Прибытие» (Дени Вильнев; США)
Один из самых интересных голливудских режиссеров последнего времени («Пленницы», «Враг», «Убийца» говорят сами за себя) Дени Вильнев обращается к научной фантастике. Главная героиня в исполнении Эми Адамс учится общаться с инопланетянами, которые высаживаются по всей Земле — что они несут: мир или войну? Особенно интересно оценить опыт Вильнева в сай-фае с учетом того, что сейчас режиссер трудится над сиквелом «Бегущего по лезвию».
«Женщина, которая ушла» (Лав Диас; Филиппины)
Лав Диас — любимец ключевых кинофестивалей мира и главное на сегодняшний день имя филиппинского кинематографа. В своей свежей, как всегда черно-белой работе он раскрывает проблему похищения людей, в 90-е годы приобретшую в его стране масштаб национальной катастрофы. Трудно удержаться от замечания — по меркам Диаса почти четырехчасовую ленту можно назвать короткометражкой, ведь есть в его фильмографии опусы и по восемь, и по девять, и по одиннадцать часов.
«Плохая партия» (Ана Лили Амирпур; США)
Обзор основной программы завершим еще одним примером того, как самобытный режиссер благодаря малобюджетному, но впечатляющему дебюту стремительно вышел на новый уровень. Пару лет назад Ана Лили Амирпур заставила говорить о себе «иранским вампирским вестерном» «Девушка возвращается одна ночью домой». Картина оказалась настолько безумной, что поработать с молодым автором над следующей лентой охотно согласились Киану Ривз, Джим Керри и Джейсон Момоа. «Плохая партия» — еще один дикий жанровый коктейль, на сей раз из мелодрамы, постапокалипсиса и хоррора. По сюжету где-то на просторах Техаса в мрачном будущем каннибал влюбляется в свой потенциальный обед. Ну разве не круто!
Вне конкурса
«Аустерлиц» (Сергей Лозница; Германия)
Как и Андрей Кончаловский, украинец Сергей Лозница в своей новой документальной работе обращается к теме войны и концлагерей. Проехав по Дахау, Берген-Бельсену, Равенсбрюку и Заксенхаузену, режиссер задается вопросом о том, как сегодня простыми людьми переосмысляется кошмарный исторический опыт.
«По соображениям совести» (Мэл Гибсон; США-Австралия)
Мэл Гибсон после десятилетнего затишья вернулся к режиссуре. В основе его военной драмы — реальная, удивительная и воистину духоподъемная история. Адвентист седьмого дня Десмонд Досс по идейным соображениям уклоняется от того, чтобы брать в руки оружие даже после призыва на фронт Второй мировой. Что не мешает ему спасти во время битвы за Окинаву семьдесят пять человек. Главную роль исполнил Эндрю Гарфилд, а также на экране появятся Сэм Уортингтон, Винс Вон, Хьюго Уивинг и Тереза Палмер. Картине уже прочат серьезные позиции в предстоящей оскаровской гонке.
«Сафари» (Ульрих Зайдль; Австрия)
Мизантропичный австриец Ульрих Зайдль продолжает свои бесстрастные исследования темных сторон человеческой природы. На сей раз режиссер отправляется в Африку, чтобы посмотреть на популярное развлечение туристов из Европы — убийство. Процесс охоты на диких животных, зафиксированный холодной и отстраненной оптикой Зайдля, выглядит особенно жутко.
«Планетариум» (Ребекка Злотовски; Франция-Бельгия)
Третий полный метр Ребекки Злотовски, чья мелодрама «Гранд Централ» некогда была отмечена специальным призом в Каннах. Действие «Планетариума» разворачивается в Париже накануне Второй мировой войны. Сестры-экстрасенсы завершают крупное турне и заводят знакомство с продюсером, мечтающим извлечь благодаря девушкам прибыль. Вопреки своим способностям, героини оказываются не в силах разглядеть надвигающуюся на мир катастрофу. Главные роли исполнил яркий тандем Натали Портман и дочери Джонни Деппа Лили-Роуз Депп.
«Молодой Папа» (Паоло Соррентино; Италия-Франция-Испания-Великобритания-США)
Демонстрацией сериалов на крупнейших мировых кинофестивалях уже никого не удивишь. В Венеции в этом году представят два эпизода телепроекта HBO и Canal+ «Молодой Папа», снятого, пожалуй, главным итальянским режиссером наших дней Паоло Соррентино. Джуд Лоу играет самого молодого понтифика в истории (вымышленного, естественно). Герой становится таковым в результате хитрого рекламного хода, однако впадает в депрессию, не зная, что делать с возложенным на него бременем.
Фильм закрытия
«Великолепная семерка» (Антуан Фукуа; США)
Закрывается Венецианский кинофестиваль в этом году фильмом Антуана Фукуа, мастера жирного голливудского блокбастера, что на первый взгляд может показаться странным. Однако удивление чуть проходит, если учесть, что «Великолепная семерка» является ремейком одноименной классики вестерна 1960 года, в свою очередь восходящей к «Семи самураям» Акиры Куросавы. Кроме того примечательно, что сценарий картины писал создатель «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто. Защищать деревню от бандитов предстоит Дензелу Вашингтону, Итану Хоуку, Крису Пратту, Винсенту Д’Онофрио и корейской звезде Ли Бен-хону. До отечественного проката картина доберется уже в конце сентября.
Более подробно с программой 73-го Венецианского кинофестиваля можно ознакомиться на сайте.