«День сурка» – пример тонкой, умной и вместе с тем уморительной комедии для широкой аудитории. Успех фильму обеспечил прежде всего искусный сценарий. Способы раскрытия и развития характеров, а также обилие острот и гэгов, делают персонажей моментально запоминающимися. Новаторская драматургическая структура фильма проложила дорогу целой серии картин, герои которых вынуждены раз за разом переживать один и тот же день (см. недавнюю «Грань будущего»). Вместе с тем, завязка позволяет не только заинтриговать зрителя, но и наполнить кино глубоким содержанием.
Сценаристы: Юлиус Дж. Эпштейн, Филипп Дж. Эпштейн, Ховард Кох
Одна из самых популярных историй любви в мировом кинематографе. Сценарий возник на основе не поставленной театральной пьесы – авторы следовали центральной сюжетной линий, однако долгое время не могли придумать, как лучше завершить действие. В итоге даже во время съемок группа не знала деталей развязки. К примеру, знаменитые финальные слова Хамфри Богарта были добавлены спустя месяц после окончания съемочного периода. Тем не менее, в картине детально проработаны характеры и ясно очерчены конфликты. Большое значение при этом имеет обращение к воспоминаниям героев. Спустя 70 лет после выхода фильма и зрители, и профессионалы не устают отмечать емкость и меткость диалогов. Постоянно сопровождающее героев ощущение потерянности, понимание ими возможности утраты друг друга – это, вероятно, то главное, что заставляет аудиторию и сегодня сопереживать персонажам. О непреходящем значении фильма говорит и то, что в 2006 году Гильдия сценаристов США назвала сценарии «Касабланки» лучшим в истории кино.
Шедевр Орсона Уэллса о жизни вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Фильм полон находок в области операторского искусства, монтажа, звука, а также драматургии. Благодаря тому, что студия RKO позволила 25-летнему дебютанту Уэллсу делать все, что ему заблагорассудится, он создал сценарий, нарушавший многие из общепринятых в то время норм кинодраматургии. К примеру, действие разворачивается не линейно, а с постоянными флэшбеками, обращениями к разным периодам жизни главного героя. Другой любопытный прием связан с завязкой фильма. Перед смертью магнат произносит слово, смысл которого на протяжении всего действия ищет журналист и вместе с ним аудитория. Однако решение так и не находится, или, во всяком случае, каждый зритель волен видеть свою трактовку.
Еще одна история любви, уникальность которой состоит в том, что отношения влюбленной пары представлены как неутихающий вихрь околофилософской болтовни двух невротиков. Наблюдать это было бы невыносимо, если бы не гений Вуди Аллена – чьи диалоги всегда наполнены иронией, остроумием, и разом охватывают как бытовые темы, так и бытийные. «Энни Холл» можно назвать лучшим доказательством того, что отсутствие действия вовсе не обязательно означает отсутствие истории или развития сюжета и героев. Да, фильм принес Вуди Аллену сразу два «Оскара» – за режиссуру и за сценарий
Фильм, 20 лет назад произведший революцию в кинематографе. Сценарий – среди главных составных новаторства картины. Зрителей до сих пор поражает обилие юмора, головоломная нелинейная структура, вкупе с взаимосвязью всех героев и перипетий в разрозненных историях. Но, возможно, главное достижение Тарантино – он по-новому открыл очарование слова, сделав его столь же увлекательным, сколь и безбашенное действие. Герои постоянно находятся в ритмичном диалоге, полном нецензурщины, шуток для своих и аллюзий едва ли не на все наследие мировой культуры. При этом говорят персонажи вовсе не потому, что этого требует сюжет, а просто потому, что так хочет автор. Надо отдать должное Тарантино, слушать болтовню его героев можно бесконечно.
Фильм-эталон экранизации. Культовый роман Марио Пьюзо о нескольких поколениях семьи представителей итало-американской мафии был перенесен в кино Фрэнсисом Фордом Копполой со всей необходимой скрупулезностью и тщательностью, но при этом обрел темп и ритм, необходимый зрелищной картине. Добавим, что эта зрелищная составная отнюдь не исключает извечного сюжета о тьме, поглощающей человеческую душу.
Картина служащая образцом тщательного исследования характера. Сценарист Пол Шредер расщепляет своего героя, ветерана Вьетнамской войны с неустойчивой психикой, с помощью постоянных внутренних монологов (при минимуме диалогов) и баланса действия на грани реальности и кровавого бессонного бреда. Отдельно надо отметить глубокое понимание и достоверное воплощение сложного образа Робертом Де Ниро.
Картина, принесшая Чарли Кауфману статус живого классика современной кинодраматургии, а также статуэтку премии «Оскар». Как и случае «Криминального чтива» усложненная, похожая на лабиринт структура не стала помехой коммерческому успеху, скорее даже наоборот. Причина, вероятно, в том, что нарушение линейного повествования и логических связей здесь стало смыслообразующим элементом. Тасуя воспоминания, сны, мечты, дежа вю, Гондри и Кауфман выстраивают панораму разрушающегося сознания.
Квинтэссенция стиля братьев Коэн с сардоническим юмором, колоритными характерами, абсурдным сюжетом, движимом вереницей нелепых перипетий, и не менее абсурдными диалогами. На примере главного героя, обывателя по кличке Чувак, Коэн исследуют феномен человека, живущего не в своем времени – однажды он отправился на Вудсток, и так никогда и не вернулся.
Одна из ключевых картин в творчестве Роберта Земекиса и Тома Хэнкса, поставленная по сценарию Эрика Рота, мастера вписывать частные судьбы в мировую историю (в числе его картин – «Мюнхен», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Жутко громко и запредельно близко»). В центре сюжета – обаятельный аутист, невольно противостоящий цинизму, скептицизму и жестокости мира второй половины XX века. Самое интересное, что герой в этом противостоянии неизменно одерживает верх.
Сценаристы: Роберт Болт, Майкл Уилсон, Т.Э. Лоуренс
Масштабная, 3,5-часовая эпопея, действие которой почти целиком разворачивается в пустыне, и где нет ни одного женского персонажа. Несмотря на все это, оторваться от экрана непросто, в том числе благодаря достоинствам драматургии, сочетающей обилие событий при ясности их изложения, а также неослабевающей интриги, свойственной лучших образцам жанра приключенческого кино.
Киноадаптация повести о закулисье театральной жизни и мира шоу-бизнеса в целом. Тема, надо сказать, вообще исключительно любимая самими кинематографистами и киноакадемиками, о чем говорит хотя бы то, что картина удостоилась рекордных 14 номинаций премии «Оскар», и в том числе взяла награду за сценарий. Свою роль, конечно, сыграли блестящие диалоги, драматическое противопоставление характеров и, как следует, обостренные конфликты.
13. «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее») (Билли Уалдер, 1959)
Сценаристы: Билли Уайлдер, И.А.Л. Даймонд
Лучшая голливудская комедия всех времен по версии Американского института киноискусства, да и, наверняка, многих зрителей по всему миру. Одному из главных голливудских комедиографов 50-х годов сценаристу и режиссеру Билли Уайлдеру удалось в этой ленте, кажется, невозможное. Фильм о плотской любви, да еще и с лейтмотивом трансвестизма, да еще и Мэрилин Монро в главной роли, ему удалось сделать совершенно невинным. Причем настолько, что кино шло в советском прокате. Такой вот актуальный мастер-класс, как в условиях табу и прочих ограничений воплотить на экране все задуманное.
Картина, посвященная критике медиа-компаний, и признанная одной из вершин социальной сатиры. Сочетание сложной структуры, напряженной драматургии и ярких, контрастных образов позволило американским киноакадемикам наградить Пэдди Чайефски уже третьим «Оскаром» за лучший сценарий.
Неонуар Романа Полански, обыгрывающий каноны жанра: плавное нагнетание сюжета, большое количество диалогов, путанные сюжетные линии, криминальный мотив, порочные герои, скрывающие правду о своем прошлом, обилие символов и едва уловимых деталей, а также атмосфера тотальной безысходности. Один из лучших сценариев в истории кино, по мнению все той же Гильдии сценаристов, и в частности всеми любимого Роберта Макки.