Снимая «Миссию на Марс», я старался передать те ощущения, которые испытывал ребенком, когда смотрел «Место назначения — Луна». Это было ощущение волшебства.
02. «Красные башмачки» (Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер; 1948)
Есть такие фильмы, которые обязательно должны стоят рядом на полке. Такое кино я показываю своим дочерям и их друзьям, потому что они просто не подозревают о его существовании. Например, «Красные башмачки». Где еще вы его увидите, кроме, разве что, на TCM (телеканал, специализирующийся на показе киноклассики – прим. tvkinoradio.ru)? А ведь это фильм, который оказал влияние на все мое поколение.
03. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
Конечно же, в свое время на меня сильно повлиял Орсон Уэллс, прежде всего «Гражданин Кейн».
04. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)
Хичкок – тот, кто извлек саму квинтэссенцию фильма. Я использовал многое из его грамматики.
05. «Крот» (Алехандро Ходоровски, 1970)
Все мои тайные слабости в плане кино родом из 60-х, когда я ходил в колледж и смотрел фильмы на 42-ой улице. В нестандартных картинах меня всегда привлекал неповторимый режиссерский стиль. Их авторы имеют дело с серьезными психологическими травмами, и фильм в этом случае становится отражением извращенной психики главного героя. Мне очень понравилась «Бразилия» Терри Гиллиама, а фильм Алехандро Ходоровски «Крот» очень на нее похож. Особенно запомнились кролики, умирающие в пустыне. Нелепое и жуткое зрелище. «Крот» – великое кино. А куда, кстати, делся Ходоровски?
06. «Дневник Дэвида Гольцмана» (Джим МакБрайд, 1967)
«Дневник Дэвида Гольцмана» Джима МакБрайда рассказывает о молодом человеке, который ведет видеодневник, снимая на пленку все, что с ним происходит. Так он пытается понять свою жизнь. Когда у меня только появилась 8-мм камера, я точно также носил ее повсюду с собой и снимал все подряд. Мои друзья тоже постоянно ходили со своими камерами. Мы все были режиссерами. Я снял целый период своей жизни, людей, с которыми встречался, друзей. Я просто снимал все подряд. Иногда режиссировал сцены. Так что все началось с «Дневника Дэвида Гольцмана».
07. «Аллея кошмаров» (Эдмунд Гулдинг, 1947)
Все смотрели «Уродцев», а вот «Аллея кошмаров» не так широко известна. Тайрон Пауэр отлично сыграл в этом фильме. Мне очень понравился запутанный сюжет. Психиатр записывает разговоры со своими клиентами, а потом шантажирует их с помощью этих записей. Худшее, что можно представить – ты делишься со своим врачом личными переживаниями, а он потом тебя же шантажирует. Отличная идея.
08. «Два всадника» (Джон Форд, 1961)
«Два всадника» — это необычная нуар-версия «Искателей» Форда.
09. «Обнаженный поцелуй» (Сэмюэл Фуллер, 1964)
Люблю фильмы Сэма Фуллера. Его «Обнаженный поцелуй» начинается со сцены, в которой Констанс Тауэрс избивает своего сутенера, и в этот момент у нее с головы падает парик, и она оказывается лысой.
10. «Белая собака» (Сэмюэл Фуллер, 1982)
В «Белой собаке» есть невероятные кадры, снятые следящей камерой. Особенно впечатляет сцена, когда герои сидят в клетке, и камера объезжает их. Обычно собаки на экране меня не пугают, но эта была по-настоящему жуткой. Я был так впечатлен, что потом снял ее в «Подставном теле».
11. «Коммивояжер» (Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Шарлотта Зверин; 1968)
В «Коммивояжере», прекрасном неигровом фильме, очень удачно переплетаются документальные съемки и вымышленная сюжетная линия. Это кино мне надолго запомнилось.
12. «В упор» (Джон Бурман, 1967)
«В упор» – сюрреалистическая картина о гангстерах. Зритель попадает в мозг одержимого парня, который пытается найти людей, укравших его деньги. Весь фильм он только и повторяет: «Верните мои деньги!». Ли Марвин проходит через что-то невероятное, чтобы добыть отнятое. Ничто не может остановить его, он словно Терминатор. Если кто-то встает у него на пути, он просто убирает его. В фильме есть сцена, когда главный герой идет по коридору, и зритель видит его ботинки. Сила, с которой он ступает, создает звук – бум-бум-бум. На протяжении всего кино сцена с ботинками появляется снова и снова – когда Марвин ждет денег у дома своей бывшей жены; когда он врывается в ее дом, хватает ее за волосы и приставляет к виску пистолет. Это бум-бум-бум является таким сюрреалистическим символом одержимости главного героя».
13. «Убрать Картера» (Майк Ходжис, 1971)
Про гангстеров есть «Крестный отец», есть «Неприкасаемые», но не стоит забывать о фильме «Убить Картера», который я посмотрел когда-то давно. Помню, я был полностью поглощен этим зрелищем. Майкл Кейн пытается расследовать смерть своего брата, который тоже был гангстером. Это кино в чисто английском гангстерском стиле. Есть в английских гангстерах что-то особенное, они как будто из другого мира. И дело тут не в их аристократизме. Они похожи на парней со школьного двора.
14. «Жилец» (Роман Полански, 1976)
Мне понравился «Жилец» из-за сцены, в которой Полански совершает самоубийство, выбрасываясь из окна, а потом поднимается наверх и снова выбрасывается. Восхитительно!
15. Фильмы Дэвида Лина
«Лоуренс Аравийский», «Мост через реку Квай», «Короткая встреча» – фильмы, которые можно пересматривать бесконечно.
Источники: Лоуренс Кнапп, Брайан Де Пальма — Interviews, Film Comment — «Brian De Palma’s Guilty Pleasures», The Republic