15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов
Фильм открытия
«Год работы „Сэлинджером“» («Мой год Сэлинджера») (Филипп Фалардо, Канада-Ирландия)
Открываться Берлинский кинофестиваль в этом году будет драмой на литературную тематику. События «Года работы „Сэлинджером“» разворачиваются в 1990-е. Главная героиня, выпускница колледжа, устраивается ассистентом литературного агента. Среди ее обязанностей — переписка с поклонниками Джерома Дэвида Сэлинджера, славящегося затворничеством и нелюдимостью.
В числе исполнителей ролей — Сигурни Уивер и восходящая звезда Маргарет Куэлли, многим запомнившаяся по тарантиновскому «Однажды в… Голливуде». Режиссер Филипп Фалардо ранее был отмечен наградами Берлинале за драму взросления «Клянусь, это не я» (2008), а его картина «Господин Лазар» (2011) номинировалась на «Оскар» в иностранной категории.
Основной конкурс
«ДАУ. Наташа» (Илья Хржановский и Екатерина Эртель, Германия-Великобритания-Украина-Россия)
На фоне отказа в выдаче прокатного удостоверения в России четырем фильмам Ильи Хржановского из цикла «ДАУ» и разгорающихся из-за этого судебных тяжб, Берлинская премьера проекта ожидается с особым интересом. В основном конкурсе участвует часть «ДАУ. Наташа» (одна из запрещенных у нас под предлогом порнографии), а специальным показом дадут шестичасовую часть «ДАУ. Дегенерация».
В «Наташе» речь идет о работнице столовой, которая становится жертвой КГБ. Из всего цикла это едва ли не самая радикальная и жесткая картина.
Напомним, «ДАУ» — это масштабный, создававшийся более десяти лет экспериментальный проект, который вышел далеко за рамки традиционного кинопроизводства. Постановка обернулась антропологическим арт-исследованием с многолетними съемками, скрупулезным воссозданием советского быта, в рамках которого актеры буквальным образом не играли, а жили, и мультимедийным релизом, включающим выставки, несколько фильмов, сериалы, видеоперформансы и многое другое. Все с налетом скандальности.
«Женщина, которая убежала» (Хон Сан Су, Южная Корея)
Трейлер фильма «Женщина, которая убежала» (2020)
Еще один частый участник Берлинале, а также кинематографический «стахановец» (обычно Хон Сан Су снимает по два фильма в год) и мастер минималистичных драм о повседневной жизни, за что его порой называют «корейским Вуди Алленом».
В новой картине главная героиня, пока ее муж в командировке, отправляется в пригород Сеула с друзьями, с которыми разлучилась после свадьбы. Однако встреча носит не просто дружеский характер.
Главную роль исполняет муза режиссера Ким Мин Хи, уже получавшая в Берлине приз за лучшую женскую роль в фильме «Ночью у моря одна» (2016). Корейский кинематограф сейчас переживает мировой триумф (вспомним про тех же «Паразитов»), так что, полагаем, к этой картине будет особенное внимание.
«Неизбранные дороги» (Салли Поттер, Великобритания)
Трейлер фильма «Неизбранные дороги» (2020)
Салли Поттер — частый гость Берлинале. С «Неизбранными дорогами» британский режиссер участвует в основном конкурсе фестиваля уже в четвертый раз. В центре сюжета — драматичная история немолодого музыканта, который из-за ментальных проблем проживает в голове альтернативные жизни.
У картины звездный актерский состав: Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Сальма Хайек и Лора Линн.
«Сибирь» (Абель Феррара, Италия-Германия-Мексика)
Интригующий проект Абеля Феррары, с которым режиссер запускался еще в 2015 году, однако то и дело сталкивался с различными трудностями, в том числе финансовыми. Лента является кинематографическим опытом исследования глубин подсознания, а в ее основе лежит «Красная книга» Карла Юнга, собрание личных материалов психиатра.
Сибирь в названии картины, по словам режиссера, обозначает не место действия (снимали в снегах Альп, пустыне Мексики и в павильонах в Германии), а метафору одиночества и изгнания. В то же время автор обещает большое количество символики, связанной с Россией.
Главную роль в картине исполнил один из любимых актеров Феррары Уиллем Дефо, который уже играл в четырех фильмах режиссера, в том числе в «Пазолини» (2014).
«Дни» (Цай Минлян, Тайвань)
Трейлер фильма «Дни» (2020)
Ведущий тайваньский режиссер-экспериментатор, тоже обладатель нескольких «Медведей» Берлина, Цай Минлян представит на фестивале гай-драму «Дни». Лента состоит из тягучих, как это принято у Минляна, встреч двух непохожих героев. Как и всегда в случае тайванца, критики ожидают, что фильм будет очень на любителя, а место ему окажется скорее в музее современного искусства, чем на кинофестивале.
«Соль слез» (Филипп Гаррель, Франция-Швейцария)
Французский классик Филипп Гаррель частенько оказывался в конкурсах Канн и Венеции, а вот в основной программе Берлина будет впервые. В остальном все, кажется, стабильно.
В новой ленте Гаррель продолжает исследовать тему тонкостей отношений. Главный герой, провинциальный юноша, отправляется в Париж на экзамены, а по пути встречает девушку, с которой случается бурный, но недолгий роман.
«Берлин, Александрплац» (Бурхан Курбани, Германия)
Трейлер фильма «Берлин, Александрплац» (2020)
Экранизация культового романа Альфреда Деблина, прежде адаптировавшегося для кино самим Райнером Вернером Фассбиндером в формате масштабного сериала.
История маленького человека в Берлине переработана в духе времени. Действие переносится из 1920-х годов в наши дни, главным героем становится темнокожий беженец, а в оформлении пространства используется зашкаливающее количество неона. Но ключевая коллизия та же — бывший преступник тщетно пытается начать новую порядочную жизнь.
Режиссер Бурхан Курбани, немец афганского происхождения, десять лет назад участвовал в основном конкурсе Берлина с драмой о мусульманах в Германии «Шахада» (2010).
Программа «Панорама»
«Котлован» (Андрей Грязев, Россия)
Документалист Андрей Грязев, некогда снявший фильм «Завтра» (2012) об арт-группе «Война», теперь подготовил монтажное кино. «Котлован» собран из фрагментов многочисленных YouTube-роликов, в которых жители России обращаются к президенту страны. Получился любопытный «калейдоскоп настроений» нашего современного общества.
Лента будет демонстрироваться в программе «Панорама», традиционно предназначенной для фильмов, поднимающих спорную проблематику и работающих с нестандартной эстетикой.
Программа «Форум»
«Город уснул» (Мария Игнатенко, Россия)
В программе «Форум» будет представлена дебютная лента из России, снятая ученицей Дмитрия Мамулии Марией Игнатенко. Фильм является попыткой воссоздания атмосферы сновидений. Главный герой теряет жену, после чего «его мир погружается в глубокий сон». Одну из ролей в фильме исполнил актер и документалист Дмитрий Кубасов.
Программа «Столкновения»
«Гунда» (Виктор Косаковский, Норвегия-США)
Еще один российский след, с оговоркой, что режиссер из России, но участия в производстве картины наша страна не принимала. Документалист Виктор Косаковский, в прошлом году выпустивший эпическую «Акварель», снятую с кадровой частотой 96 кадров в секунду, продолжает смелые эксперименты.
Новый фильм «Гунда» тоже снят в формате 96 кадров в секунду, а также автор обещает уникальную работу со звуком в систему Dolby Atmos. Косаковский предлагает задуматься о судьбах миллиардов животных, которых эксплуатируют и употребляют человечеством в пищу. Для этого он любовно следит за жизнью свиньи, пары коров и одноногой курицы. Фильм будет представлен в новой программе Берлинале «Столкновения».
Специальные показы
«Уроки фарси» (Вадим Перельман, Россия-Белоруссия-Германия)
Специальным показом на фестивале будет российско-белорусско-немецкая драма о Холокосте, снятая Вадимом Перельманом, автором голливудских драм «Дом из песка и тумана» (2003), «Мгновения жизни» (2007) и сериала «Измены» (2015) от ТНТ.
В новом фильме он перенес на экран историю бельгийца еврейского происхождения, который спасается в 1942 году в концлагере благодаря обману: он выдает себя за перса. Правда, уловка требует подтверждения — герою предстоит обучить концлагерного повара фарси.
Главные роли в фильме исполнили аргентинский актер Нуэль Перес Бискаярт и немец Ларс Айдингер, запомнившийся российскому зрителю по роли Николая II в «Матильде». Продюсируют картину Илья Стюарт, поддерживающий последние картины Кирилла Серебренникова, и Тимур Бекмамбетов.
«Номера» (Олег Сенцов и Ахмет Сайтаблаев, Украина-Польша-Чехия-Франция)
Трейлер фильма «Номера» (2020)
С точки зрения процесса создания, эта картина уникальна для мировой практики. Она поставлена по пьесе украинского режиссера Олега Сенцова, который несколько лет находился в российской тюрьме по обвинению в терроризме. Во время этого заключения другой украинский режиссер Ахмет Сайтаблаев начал работу над фильмом, следуя советам Сенцова в письмах. Сама лента является антиутопией о тоталитарном государстве, где все подчинено строгой числовой системе и верховному божеству Нулю.
«Последние и первые люди» (Йохан Йоханнссон, Исландия)
Исландского композитора Йохана Йоханнссона (среди его работ — саундтреки фильмов Дени Вильнева) не стало два года назад, но только сейчас до экранов доходит то, что можно назвать его полнометражным режиссерским дебютом. Картина является чем-то близким работам документалиста Годфри Реджио. Йоханнссон в течение месяца снимал на черно-белую 16-мм пленку балканские каменные памятники, возведенные на местах массовых убийств и концлагерей. Кадры будут сопровождаться оркестровой музыкой и голосом Тильды Суинтон.
«Пиноккио» (Маттео Гарроне, Италия-Франция-Великобритания)
Трейлер фильма «Пиноккио» (2019)
Очередная экранная адаптация детского произведения Карло Коллоди про приключения деревянного мальчика. Однако можно предположить, что это будет самая мрачная ее версия, ведь в режиссерском кресле — Маттео Гарроне, автор «Гоморры» (2008), «Страшных сказок» (2015) и «Догмэна» (2018). Автор, впрочем, надеется увидеть в залах детей.
Среди громких актерских имен фильма: Роберто Бениньи и Марина Вакт.
Обложка: кадр из фильма «Неизбранные дороги» (2020) / Adventure Pictures