8 фильмов по истории отечественного кино
1«История русского кино от Сергея Сельянова» (1995)
Документальный фильм известного российского продюсера и руководителя киностудии СТВ Сергея Сельянова. Он снят в рамках проекта Британского киноинститута «Век кино». В 50-минутном фильме оказалось довольно трудно последовательно изложить историю кино, поэтому он стал скорее философским размышлением на тему «Русской идеи» (название фильма).
Мечта о справедливом устройстве жизни, утопия, которая никогда не существовала. Все это иллюстрируется фрагментами фильмов Сергея Эйзенштейна, Александра Довженко, Дзиги Вертова, Абраама Роома, Андрея Тарковского и других великих режиссеров.
Фильм полезен для знакомства с самыми яркими фрагментами важных для истории кино картин. Но есть и сложность — эти фрагменты никак не подписаны, а иногда и не озвучены. Остается только догадываться о названии фильма.
Фильм «История русского кино от Сергея Сельянова» (1995) доступен для просмотра на YouTube.
2«Коллекция Петра Шепотинника» (1991 — по наст.вр.)
Фильм «Сергей Герасимов. Богатырская симфония» (2006)
Полезный цикл документальных фильмов Петра Шепотинника — режиссера, телеведущего, журналиста. В 2012 году на телеканале «Культура» были показаны все выпуски этой серии под названием «Коллекция Петра Шепотинника». Цикл составлен из архивных видеоматериалов, которые Шепотинник собирал начиная с 1990-х годов.
В коллекцию вошли документальные фильмы-портреты об Андрее Тарковском, Отаре Иоселиани, Алексее Германе, Кире Муратовой, Сегрее Герасимове и многих других. Не менее интересны и фильмы об известных актерах: Нине Усатовой, Льве Дурове, Елене Соловей, чьи творческие биографии рассматриваются в неразрывной связи с режиссерами, у которых они проявили свои таланты.
Таким образом, при просмотре любого выпуска формируется представление не только об отдельной личности, но о небольшом периоде развития отечественного кинематографа.
3«Звезды русского авангарда» (2008-2014)
Образовательный проект телеканала «Культура», где наряду с биографиями известных художников-авангардистов представлены рассказы о важных режиссерах того времени.
Особенно стоит выделить: «Первооткрыватель. Николай Экк» — о новаторе, снявшем первый звуковой и первый цветной фильмы; «Кино-Око Дзиги Вертова» — уникальные кадры кинохроники, фрагменты фильмов, создание «Человека с киноаппаратом»; «Довженко. Жизнь в цвету» — дневники и неопубликованные воспоминания Александра Довженко; «Эксцентрики Козинцев и Трауберг» о деятельности ФЭКСов (Фабрики эксцентричного актера).
Примечание: Отдельно о ФЭКСах есть также короткометражный документальный фильм 2003 года.
Фильм «ФЭКС» (2003)
4«Документальная камера Андрея Шемякина» (2003-2011)
Выпуск «Живопись и кино: предпосылки диалога»
Цикл передач киноведа Андрея Шемякина, которые посвященны документальному кино и известным режиссерам-документалистам, а также исследованию кинематографа в целом и его связи с живописью, театром, музыкой, литературой и многим другим вопросам.
5«Киномагнат» (2012)
Короткометражный фильм-биография о первом русском кинопредпринимателе, владельце фабрики Александре Ханжонкове. Благодаря его деятельности в истории отечественного кино открыли имена таких режиссеров, как Евгений Бауэр и Владислав Старевич, сняли первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», выпустили один из первых журналов о кино «Вестник кинематографии».
Большую часть хронометража фильма составляют постановочные сцены, которые дополнены вставками из оригинальных произведений, а также комментариями историков кино.
6«Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссера» (1985)
Ностальгия великого режиссера по своему прошлому на основе его собственных аудиозаписей. В пяти новеллах рассказан творческий путь Ромма от первых работ 1930-х годов до последнего фильма «И все-таки я верю» 1972 года, который закончили Элем Климов и Марлен Хуциев. Особенно ценны комментарии Ромма о технической и драматургической эволюции кино, анализ собственных успехов и неудач, секреты съемок.
7«Параджанов: последняя весна» (1992)
Документальный фильм о Сергее Параджанове, который отметили наградами на нескольких международных фестивалях и премией «Ника» за лучший неигровой фильм 1993 года.
Режиссером выступил близкий друг Параджанова — кинооператор, режиссер, сценарист Михаил Вартанов. Это не просто пересказ жизни и творчества режиссера, но и подробное исследование особенностей его поэтического киноязыка, трепетного отношения к цвету, свету, движению камеры, с помощью которых ему удавалось создавать на экране неповторимый мир.
8«Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019)
Трейлер фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019)
Сын режиссера составил картину-воспоминание из редких неопубликованных архивных записей. В ней рассказчиком выступает сам Тарковский. Он размышляет о природе кино, пытается выразить свои взгляды философию, религию, передать течение времени.
Тягучую, как и его собственные фильмы, документальную ленту можно считать очень точным исследованием творческого стиля режиссера. Несколько глав рассказывают о создании самых важных фильмов в хронологическом порядке: начиная с «Иванова детства» и заканчивая «Жертвоприношением».
Мы подготовили этот обзор в дополнение к нашему циклу статей по истории отечественного кино.
Читайте также первую часть обзора документальных фильмов по истории мирового кино.
Обложка: кадр из фильма «Параджанов: последняя весна» (1992) / Varda Nova Films