8 утраченных и вновь найденных великих фильмов
Фильм «Франкенштейн» (1910)
В массовой культуре закрепился образ монстра Франкенштейна, созданный Борисом Карлоффым и режиссером Джеймсом Уэйлом в серии классических хорроров 1930-х годов, однако у романа Мэри Шелли была и более ранняя экранизация, которая долгие годы считалась утерянной.
Первого «Франкенштейна» сняла студия Томаса Эдисона в 1910 году, и история здесь подавалась в духе философской притчи. При этом, надо отдать должное, чудовище в исполнении Чарлза Огла было довольно эффектным и пугающим, и при желании в нем можно увидеть предвестника целой волны монстров, хлынувших на экран благодаря немецкому экспрессионизму.
Вскоре после выхода о картине забыли и многие десятилетия она считалась утерянной — известных копий не было, а в распоряжении исследователей оставались лишь описания сюжета и отдельные кадры. Обнаружена картина была в 1950-е годы киноколлекционером Алоисом Детлафом. Причем он не догадывался о ценности находки, так что обнародована она была лишь в середине 1970-х годов.
2«Метрополис» (Фриц Ланг, 1927)
Фильм «Метрополис» (1927)
«Метрополис» хоть и считается одной из величайших и краеугольных картин в истории мирового кино, вплоть до относительно недавнего времени оставался, по сути, частично утраченным фильмом. Дело в том, что оригинальный вариант, созданный Фрицем Лангом, почти не демонстрировался на момент выхода, а распространение по коммерческим соображениям получила сильно сокращенная и измененная версия, к работе над которой режиссер не привлекался. Причем сокращения были действительно существенными — вплоть до исключения целых сюжетных линий. Так что о верности авторскому замыслу говорить не приходится.
Попытки восстановить оригинал предпринимались на протяжении долгого времени, и только в 2008 году на основании копий, найденных в Аргентине и Новой Зеландии, фильм удалось почти восстановить. Правда, по сей день картине не хватает двух эпизодов.
3«Крылья» (Уильям Уэллман, 1927)
Сцена из фильма «Крылья» (1927)
Драма Уильяма Уэллмана «Крылья» в 1929 году взяла первый в истории «Оскар» в номинации «Лучший фильм» (а также получила статуэтку за «Лучшие спецэффекты»). Однако даже столь высокое признание не застраховало ленту от того, чтобы на многие десятилетия не кануть в небытие. Это кажется тем более несправедливым в связи с тем, что фильм полон ярких художественных находок, вроде изобретательного применения двойной экспозиции или кадров субъективной камеры. Вплоть до 1992 года картина считалась утерянной, пока не была обнаружена копия во Французской синематеке.
4«Страсти Жанны д’Арк»» (Карл Теодор Дрейер, 1928)
Сцена из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928)
Еще одна классика из классик, которую стоит считать частично утраченной на протяжении десятилетий, — «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера. Здесь всему виной цензура. Французской церкви и правительству не понравился антиклерикальный подтекст фильма, из-за чего в него были внесены радикальные правки.
Причем оригинал по несчастливому стечению обстоятельств был вскоре уничтожен при пожаре на берлинской студии UFA. Дрейеру удалось смонтировать новую версию из других дублей, однако и она стала жертвой пожара. Фильм был восстановлен в 1950-е годы, однако в версии, которая вновь не устраивала Дрейера. Но, к счастью, спустя еще три десятилетия в кладовке психиатрической больницы Осло была случайно найдена оригинальная версия в хорошем качестве.
5«Обломок империи» (Фридрих Эрмлер, 1929)
Фильм «Обломок империи» (1929)
Обратимся и к отечественной классике. Фильм Фридриха Эрмлера «Обломок империи» стал одной из тех работ, что подвели черту под советским немым кинематографом 1920-х годов. Картину отличала яркая образность и многочисленные смелые художественные решения.
Что удивительно, некоторые кадры фильма были широко известны, однако в самой ленте отсутствовали. Например, хрестоматийным считается кадр с распятым Христом в противогазе, который удалили из монтажа по цензурным соображениям. Оригинальный фильм восстанавливался киноведом Петром Багровым почти семь лет на основе девяти разных вариантов, найденных по всему миру, и был впервые показан в этом году.
6«Слишком много Джонсона» (Орсон Уэллс, 1938)
Фильм «Слишком много Джонсона» (1938)
За Орсоном Уэллсом закрепилась слава редкого режиссера для мирового кино, которому удалось дебютировать великим фильмом. Однако и до «Гражданина Кейна» у Уэллса были опыты в кино, правда, короткометражные и среднеметражные. Одна из таких работ — 40-минутная буффонада «Слишком много Джонсона», поставленная Уэллсом в возрасте двадцати трех лет.
Фильм предназначался для показа во время театральной постановки, однако после провала премьеры, режиссер решил не завершать картину и положил ее на полку. В дальнейшем считалось, что фильм погиб при пожаре, однако в 2000-е годы была найдена почти полная копия. Фильм ярко демонстрирует склонность молодого Уэллса к новаторству, которое всего через несколько лет позволит ему создать одну из ключевых картин в истории кино.
7«Вторая скрипка» (Морис Элви, 1957)
Кадр из фильма «Вторая скрипка» (1957) / Фото: Act Films Ltd
В 2010 году Британский институт кино составил список «75 самых разыскиваемых фильмов», куда вошли примечательные утерянные картины. «Самым разыскиваемым режиссером» оказался Морис Элви, поскольку в топ вошло четыре его картины. Элви был самым плодовитым режиссером британского кино в 1920-1950-е годы, так что его статус в списке не удивителен.
Обнародование списка, кажется, помогло Британскому институту кино, потому что вскоре было найдено несколько картин, в том числе комедия «Вторая скрипка», последняя работа в фильмографии Элви.
8«Марджо» (Сара Кернокан и Ховард Смит, 1972)
Сцены из фильма «Марджо» (1972)
Фильм «Марджо» — еще один утерянный обладатель «Оскара», только в номинации полнометражных документальных работ. И тут удивительно не только наличие высокой награды, но и время, — 1972 год, — когда, казалось бы, препятствий для сохранения фильмов уже было гораздо меньше чем в немой период или ранний звуковой.
Возможно, недоступность фильма и отсутствие копий были связаны с провокационной тематикой — историей неверующего христианского проповедника, который использует проповеди исключительно как средство заработка. В 2002 году были обнаружены оригинальные негативы, что дало фильму вторую жизнь.
Обложка: кадр из фильма «Слишком много Джонсона» (1938) / Warner Bros.