Главная / Подборки / 10 фильмов, снятых в хронологическом порядке

10 фильмов, снятых в хронологическом порядке

01. «Окно во двор» (США, 1954)

Режиссер: Альфред Хичкок

Съемки культового «Окна во двор» — случай, в общем-то, уникальный в истории Голливуда. Картина создавалась в одной декорации, зато какой. На студии Paramount почти в натуральную величину возвели двор манхэттенского дома с тремя десятками квартир. К тому же декорация имела разные системы освещения для имитации утра, полудня, вечера и ночи. Отсутствие необходимости смены интерьеров и локаций, а также ожидания погодных условий позволило Альфреду Хичкоку осуществить давнюю мечту — снять историю в том порядке, в каком она написана в сценарии. Это, безусловно, помогло актерам глубже прочувствовать своих героев, однако удлинило съемочный период — вместо ожидаемых двух месяцев он занял три.

02. «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975)

Режиссер: Милош Форман

Если «Окно во двор» снималось в одной декорации, то самый известный фильм Милоша Формана создавался в одной локации — в реальной клинике для душевнобольных. А раз так, то режиссер настоял на съемках по хронологии. Оба фактора обеспечили достоверное проживание актерами своих ролей, тем более что среди них было много непрофессионалов, в том числе и пациентов клиники. Единственная сцена, сделанная вне хронологии — рыбалка, для которой понадобился выезд группы. Ее снимали самой последней.

03. «Сияние» (США, 1980)

Режиссер: Стэнли Кубрик

За Стэнли Кубриком навсегда закрепилась слава трудного режиссера, работать с которым можно только на пределе возможностей. Его перфекционизм достиг апогея на фильме «Сияние». Кубрик постоянно вносил изменения в сценарий и действие, и, чтобы делать это ему было проще, съемки проводились в хронологическом порядке. Прибавим к этому любовь к дублям (один из диалогов снимался 127 раз, что вроде как мировой рекорд), и уже не кажется удивительным, что съемки ленты заняли почти год вместо изначально запланированных трех месяцев.

04. «Инопланетянин» (США, 1982)

Режиссер: Стивен Спилберг

В фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин» основные действующие персонажи — это дети (взрослые и вовсе почти не появляются вплоть до второй половины истории). Но, как известно, к юным актерам нужен особый подход, и он, отчасти, состоял в том, что съемки велись последовательно. Так режиссеру удавалось добиваться максимально реалистичных эмоций у детей. Особенно это оправдалось при съемке финальной сцены прощания, ведь съемочная группа и актеры прощались по-настоящему.

05. «Без свидетелей» (СССР, 1983)

Режиссер: Никита Михалков

 

Этот фильм Никиты Михалкова о жестоком конфликте экс-супругов находится в тени как его классических ранних картин, так поздних эксцентричных эпопей. А зря. «Без свидетелей» — эталон минимализма в кинематографе: единственных героев зовут просто Он и Она, место действия ограничивается скупым пространством малогабаритной квартиры, а время действия совпадает с экранным временем. Все максимально достоверно, так что съемки в хронологическом порядке казались решением абсолютно закономерным.

06. «Девять с половиной недель» (США, 1985)

Режиссер: Эдриан Лайн

Съемки в «Девяти с половиной неделях» стали настоящим испытанием для Ким Бейсингер. Актриса, по сути, пережила тот же эмоциональный стресс, что и ее героиня. А все из-за режиссера Эдриана Лайна, всеми средствами добивавшегося достоверности. Он решил работать по хронологии, по мере съемок провоцируя различные неприятные ситуации: запрещал Бэйсингер общаться с партнером Микки Рурком вне площадки, распускал про актера сплетни, чтобы спровоцировать негативное к нему отношение, игнорировал вопросы актрисы о своем образе и так далее. В итоге Бейсингер сыграла одну из своих лучших ролей, но опыт съемок она называет травматичным.

07. «Иди и смотри» (СССР, 1985)

Режиссер: Элем Климов

 

Съемки одной из самых тяжелых и жестоких картин в истории заняли долгих девять месяцев, что тоже было связано с хронологическим порядком создания сцен. Как и в случае «Инопланетянина», работать по-другому было нельзя из-за исполнителя главной роли, 14-летнего Алексея Кравченко. Вот только задачи перед ним стояли совсем иные, нежели у Генри Томаса и Дрю Бэрримор. Юному актеру необходимо было показать драматичную «эволюцию» человека, попавшего в жернова войны, воссоздать сверхсложные, пограничные состояния, а чтобы сделать это достоверно, как рассудил режиссер Элем Климов, нельзя было перескочить в съемках ни одного шага. В итоге группа выбилась из графика, последние сцены снимали уже зимой, из-за чего приходилось использовать специальные турбины, чтобы растопить снег на площадке. Более того, не успели снять и сцену-кульминацию, которую авторы называли «последним боем на земле». Зато на экране родился, возможно, самый сложный и трагический детский образ из когда-либо созданных.

08. «Игры разума» (США, 2001)

Режиссер: Рон Ховард

Чтобы снимать по хронологии «Игры разума», у Рона Ховарда было две основных причины. Главная, конечно, связана со сложностью образа математика Джона Нэша. Последовательный порядок помогал Расселу Кроу убедительно воспроизвести прогрессирующую шизофрению. Вторая причина — грим. Действие охватывает почти полувековой период, так что постепенное создание все более «взрослого» грима помогло во внешней правдоподобности.

09. «Выживший» (США, 2016)

Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту

Истории о том, какими подвижническими трудами дался «Выживший» впечатляют едва ли не больше, чем сам фильм. Сложности для работы группы во многом вызвало принципиальное решение Алехандро Гонсалеса Иньярриту снимать в хронологическом порядке. Тем самым режиссер помогал не только актерам, но и себе. По его словам, только снимая по хронологии, он «понимал историю и героев, и мог заставить их развиваться». Это, правда, не избавило картину от упреков как раз в том, что главному герою не хватает того самого развития.

10. «Коллектор» (Россия, 2016)

Режиссер: Алексей Красовский

Один из самых интересных отечественных фильмов прошлого года был снят всего за семь ночных смен. И это при том, что работа велась по хронологии, что, как уже понятно, не способствует ускорению съемок. Но идти последовательно от сцены к сцене было тем более важно, что в кадре находится один только Константин Хабенский. Режиссер Алексей Красовский говорит о преимуществах этого решения так: «Актер проживает историю вместе с героем. Когда вы снимаете по точкам, вы экономите на перестановках, но можете наврать в эмоциях, если актер не попал».


Обложка: на съемках фильма «Выживший» (2015) / 20th Century Fox

Еще по теме

Второй режиссер: Кита Фрайхайт
Путь в профессию и качества второго режиссера Сейчас уже появились школы и курсы,...
Приемы: Ручная камера 
Ручная камера — техника съемки, предполагающая, что камера находится непосредственно...
7 правил хорошего кино от Джона Фавро
На прошлой неделе на конференции Tribeca Talks, посвященной режиссерам, Скарлетт Йоханссон перестала...
Кинорынок предсказывает год дебютов
1. «Самый лучший день» (Жора Крыжовников, 2015) Дата релиза: 27...
Визуальный мир «Офелии»
25 июля на экраны страны выходит фильм австралийского режиссера Клер...
Стратегии самодистрибуции: может ли независимое кино добиться успеха без поддержки крупной компании
Когонада, больше известный как автор видеоэссе, привез свой первый полнометражный...
15 вдохновляющих фильмов для художников-постановщиков: от «Заводного апельсина» до «Амели»
1. «Великая иллюзия» (Жан Ренуар, 1937) Художник-постановщик: Эжен Лурье Антивоенное...
Как это снято: «Крамер против Крамера»
Сценарий: одна книга, три акта и две точки зрения В...