10 фильмов, снятых в хронологическом порядке
01. «Окно во двор» (США, 1954)
Режиссер: Альфред Хичкок
Съемки культового «Окна во двор» — случай, в общем-то, уникальный в истории Голливуда. Картина создавалась в одной декорации, зато какой. На студии Paramount почти в натуральную величину возвели двор манхэттенского дома с тремя десятками квартир. К тому же декорация имела разные системы освещения для имитации утра, полудня, вечера и ночи. Отсутствие необходимости смены интерьеров и локаций, а также ожидания погодных условий позволило Альфреду Хичкоку осуществить давнюю мечту — снять историю в том порядке, в каком она написана в сценарии. Это, безусловно, помогло актерам глубже прочувствовать своих героев, однако удлинило съемочный период — вместо ожидаемых двух месяцев он занял три.
02. «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975)
Режиссер: Милош Форман
Если «Окно во двор» снималось в одной декорации, то самый известный фильм Милоша Формана создавался в одной локации — в реальной клинике для душевнобольных. А раз так, то режиссер настоял на съемках по хронологии. Оба фактора обеспечили достоверное проживание актерами своих ролей, тем более что среди них было много непрофессионалов, в том числе и пациентов клиники. Единственная сцена, сделанная вне хронологии — рыбалка, для которой понадобился выезд группы. Ее снимали самой последней.
03. «Сияние» (США, 1980)
Режиссер: Стэнли Кубрик
За Стэнли Кубриком навсегда закрепилась слава трудного режиссера, работать с которым можно только на пределе возможностей. Его перфекционизм достиг апогея на фильме «Сияние». Кубрик постоянно вносил изменения в сценарий и действие, и, чтобы делать это ему было проще, съемки проводились в хронологическом порядке. Прибавим к этому любовь к дублям (один из диалогов снимался 127 раз, что вроде как мировой рекорд), и уже не кажется удивительным, что съемки ленты заняли почти год вместо изначально запланированных трех месяцев.
04. «Инопланетянин» (США, 1982)
Режиссер: Стивен Спилберг
В фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин» основные действующие персонажи — это дети (взрослые и вовсе почти не появляются вплоть до второй половины истории). Но, как известно, к юным актерам нужен особый подход, и он, отчасти, состоял в том, что съемки велись последовательно. Так режиссеру удавалось добиваться максимально реалистичных эмоций у детей. Особенно это оправдалось при съемке финальной сцены прощания, ведь съемочная группа и актеры прощались по-настоящему.
05. «Без свидетелей» (СССР, 1983)
Режиссер: Никита Михалков
Этот фильм Никиты Михалкова о жестоком конфликте экс-супругов находится в тени как его классических ранних картин, так поздних эксцентричных эпопей. А зря. «Без свидетелей» — эталон минимализма в кинематографе: единственных героев зовут просто Он и Она, место действия ограничивается скупым пространством малогабаритной квартиры, а время действия совпадает с экранным временем. Все максимально достоверно, так что съемки в хронологическом порядке казались решением абсолютно закономерным.
06. «Девять с половиной недель» (США, 1985)
Режиссер: Эдриан Лайн
Съемки в «Девяти с половиной неделях» стали настоящим испытанием для Ким Бейсингер. Актриса, по сути, пережила тот же эмоциональный стресс, что и ее героиня. А все из-за режиссера Эдриана Лайна, всеми средствами добивавшегося достоверности. Он решил работать по хронологии, по мере съемок провоцируя различные неприятные ситуации: запрещал Бэйсингер общаться с партнером Микки Рурком вне площадки, распускал про актера сплетни, чтобы спровоцировать негативное к нему отношение, игнорировал вопросы актрисы о своем образе и так далее. В итоге Бейсингер сыграла одну из своих лучших ролей, но опыт съемок она называет травматичным.
07. «Иди и смотри» (СССР, 1985)
Режиссер: Элем Климов
Съемки одной из самых тяжелых и жестоких картин в истории заняли долгих девять месяцев, что тоже было связано с хронологическим порядком создания сцен. Как и в случае «Инопланетянина», работать по-другому было нельзя из-за исполнителя главной роли, 14-летнего Алексея Кравченко. Вот только задачи перед ним стояли совсем иные, нежели у Генри Томаса и Дрю Бэрримор. Юному актеру необходимо было показать драматичную «эволюцию» человека, попавшего в жернова войны, воссоздать сверхсложные, пограничные состояния, а чтобы сделать это достоверно, как рассудил режиссер Элем Климов, нельзя было перескочить в съемках ни одного шага. В итоге группа выбилась из графика, последние сцены снимали уже зимой, из-за чего приходилось использовать специальные турбины, чтобы растопить снег на площадке. Более того, не успели снять и сцену-кульминацию, которую авторы называли «последним боем на земле». Зато на экране родился, возможно, самый сложный и трагический детский образ из когда-либо созданных.
08. «Игры разума» (США, 2001)
Режиссер: Рон Ховард
Чтобы снимать по хронологии «Игры разума», у Рона Ховарда было две основных причины. Главная, конечно, связана со сложностью образа математика Джона Нэша. Последовательный порядок помогал Расселу Кроу убедительно воспроизвести прогрессирующую шизофрению. Вторая причина — грим. Действие охватывает почти полувековой период, так что постепенное создание все более «взрослого» грима помогло во внешней правдоподобности.
09. «Выживший» (США, 2016)
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Истории о том, какими подвижническими трудами дался «Выживший» впечатляют едва ли не больше, чем сам фильм. Сложности для работы группы во многом вызвало принципиальное решение Алехандро Гонсалеса Иньярриту снимать в хронологическом порядке. Тем самым режиссер помогал не только актерам, но и себе. По его словам, только снимая по хронологии, он «понимал историю и героев, и мог заставить их развиваться». Это, правда, не избавило картину от упреков как раз в том, что главному герою не хватает того самого развития.
10. «Коллектор» (Россия, 2016)
Режиссер: Алексей Красовский
Один из самых интересных отечественных фильмов прошлого года был снят всего за семь ночных смен. И это при том, что работа велась по хронологии, что, как уже понятно, не способствует ускорению съемок. Но идти последовательно от сцены к сцене было тем более важно, что в кадре находится один только Константин Хабенский. Режиссер Алексей Красовский говорит о преимуществах этого решения так: «Актер проживает историю вместе с героем. Когда вы снимаете по точкам, вы экономите на перестановках, но можете наврать в эмоциях, если актер не попал».
Обложка: на съемках фильма «Выживший» (2015) / 20th Century Fox