Надо видеть: любимые фильмы Дэнни Бойла
01. «Апокалипсис сегодня» (Фрэнсис Форд Коппола, 1979)
Когда меня спрашивают о личном списке любимых картин, я всегда, всегда буду говорить, что «Апокалипсис сегодня» для меня на первом месте. Тому масса причин. Он несовершенен, как должен быть несовершенен каждый достойный фильм. Я люблю экшн, и вообще считаю, что боевики — один из главных жанров в развлекательной киноиндустрии. А «Апокалипсис сегодня» — бесспорно и экшн, и боевик.
В первую очередь, это фильм, про который вы никогда не скажете: «Он и спустя 30 лет выглядит круто». Как никогда не скажете подобную вещь про «Чужого» (а я огромный поклонник и «Чужого»). И даже когда выпустили режиссерскую версию, никто никогда не сказал, что «он крут даже спустя 25 лет». Все говорят просто: «Вау!»
А во-вторых, каждый раз, когда действие в «Апокалипсисе сегодня» останавливается, вы чувствуете напряжение: все становится странным, неуютным и тревожным. Такие моменты в этом фильме встречаются постоянно. Вот герои останавливаются, чтобы собрать плоды манго, и их тут же внезапно атакует тигр. Они останавливаются в лагере, и тут оказываются «плейбоевские» девочки-кролики. Лодка останавливается, — и происходит эпизод с щенком. И главная остановка, конечно, в финале, в точке назначения, когда Уиллард (Мартин Шин) встречает полковника Курца (Марлон Брандо). Вы можете сказать, насколько придуманными кажутся эти остановки, но именно этим качеством должен обладать каждый экшн.
02. «Похитители велосипедов» (Витторио де Сика, 1948)
К моему великому стыду — а «Похитители велосипедов» настолько хороши, что мне придется признаться в этом — я не видел этот фильм до того, как приехал в Италию с промотуром «Миллионера из трущоб». Итальянцы очень любят «Миллионера…», но я не мог посетить эту страну, не посмотрев классику де Сика. Это замечательное кино! Не стоит недооценивать его только из-за того, что это черно-белый фильм или что он снят на итальянском языке. В первую очередь, это самая прекрасная картина об отношениях между отцом и сыном, который я когда-либо видел.
03. «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985)
Из всех российских фильмов, которые я видел, наибольшее впечатление на меня произвел «Иди и смотри» Элема Климова. Если бы не он, я бы, возможно, никогда бы не выбрал профессию кинематографиста. Потрясающие актеры, поразительная режиссура. Очень похожее кино недавно снял еще один российский режиссер Андрей Звягинцев— это «Левиафан», который тоже произвел на меня большое впечатление.
04. «Уоллес и Громит 2: Неправильные штаны» (Ник Парк, 1993)
05. «До свиданья, дети» (Луи Маль, 1987)
Луи Маль — один из величайших и недооцененных французских режиссеров, и этот фильм — лучшее кино о детях, которое я когда-либо видел. Конечно, это недетский фильм, который заставляет относиться к каждому ребенку как к взрослому. Как там говорится? «Ребенок — это отец для мужчины», или как-то как? Ты — тот, каким ты был. Один из прекраснейших, грустнейших, гениальнейших фильмов.
Я снимал много фильмов с детьми. Например, «Миллионер из трущоб» или «Миллионы». И знаю не понаслышке, как это трудно. Самое сложное — снять неподдельные чувства каждого ребенка, которые он испытывает в этот самый момент, в это самое время, в этом самом месте. Так как действие происходит в школе, то в фильме задействовано много детей, и я вижу, что именно переживает каждый из них прямо сейчас.
06. «Эврика» (Николас Роуг, 1983)
Я уверен, что этого фильма нет ни у кого в личном хит-параде кинолент. Там играет Джин Хэкмен, а Роуг — мой любимый британский режиссер, возможно, даже лучше, чем Ник Парк. Он больше известен по «А теперь не смотри». «Эврика» поставила крест на его американской карьере, и это ужасно осознавать. Первая половина фильма — лучше не бывает. В нем рассказывается о парне, который находит, можно так выразиться, золотую жилу и становится самым богатым человеком в мире. Вторая половина — это судебный процесс, которая, возможно, не так хороша, и это, вероятно, и привело к провалу фильма.
Я люблю Ника Роуга. Он очень индивидуален, но это не помешало ему поработать десять лет с большими студиями и большими звездами, вроде Джина Хэкмена. И в этом фильме Хэкмен хорош как никогда. Обычно, когда вспоминают этого актера, то в первую очередь на ум приходит «Разговор», но посмотрите «Эврику», и вы убедитесь, что это его лучшая роль. Он играет парня, у которого вроде бы все есть и, одновременно, ничего нет.
Посмотрите еще «А теперь не смотри», обратите внимание на постельную сцену. Вы никогда не задумывались над тем, что секс в кино играют люди, практически незнакомые друг с другом, но вынужденные делать это так, как делают муж и жена, которые прожили вместе десятки лет? Роуг мастерски снял эту сцену, нашел правильный баланс между эротикой и будничным сексом, красотой и ужасом.
07. «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)
Для западных режиссеров Андрей Тарковский — бог кинематографии. Когда ты изучаешь кино, работаешь в нем, то у тебя должны быть «опорные» люди и опорные фильмы, на которых ты все время оглядываешься, твой фундамент. Например, Орсон Уэллс и его «Гражданин Кейн». И в этот список фильмов, которые ты просто обязан знать, входят все работы Тарковского. Для себя я выделил бы «Солярис». Когда я снимал «Пекло», я вдохновлялся именно им.
08. «Прибытие» (Денни Вильнёв, 2016)
09. «Сын Саула» (Ласло Немеш, 2015)
Вы видели этот фильм венгерского режиссера Ласло Немеша? Это очень молодой режиссер, но его творчество восходит к фильму Элема Климова «Иди и смотри». Я думаю, «Сына Саула» обязательно нужно посмотреть всем начинающим актерам, а также кастинг-директорам и режиссерам. По нему можно учиться профессии.
Источник: editorial.rottentomatoes.com