Новости

«Будем жить!» и Жора Крыжовников провели лекцию о комедии

Режиссер кассовых фильмов «Горько» и «Горько-2» рассказал о специфике российской комедии

  • 31 августа 2016
  • 185
Мария Горличенко

В Доме кино в рамках V Московского кинофестиваля «Будем жить!» прошел мастер-класс режиссера фильмов «Горько», «Горько-2» и «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова.

Мастер-класс, по словам самого Крыжовникова, напоминал скорее лекцию. На примере легендарных советских кинолент Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова кинематографист выделил два основных подтипа комедии: положения и характеров.  

Крыжовников детально обрисовал все основные элементы двух подтипов, отметив разницу в специфике героев, скорости развертывания сюжета и отношении к смерти. По его словам, в комедии положений не может быть смерти и сочувствия, в комедии характеров – и то, и другое возможно. Первая часто напоминает приключение, а сценарий требует быстрой смены эпизодов; во второй время как бы запаздывает, изменения происходят не в действии, а во внутреннем мире персонажа. Разница заметна при сравнении Шурика и Афони: если персонаж, сыгранный Александром Демьяненко, симпатичный обаятельный студент, то герой Леонида Куравлёва – сомнительная, беззаботная личность, не лишенная таких человеческих недостатков как пьянство или лень.  

Из своих фильмов Крыжовников вспомнил «Горько!», отметив, что он базируется на принципе узнавания – принципе комедии характеров: «Поскольку узнаем мы свои национальные и индивидуальные черты, экспортировать такую комедию за рубеж трудно».

Одна из проблем отечественного кинематографа, по мнению Крыжовникова, в том, что «не умирают неудачники» – авторы провальных картин раз за разом легко находят деньги на новые проекты. 

Лекция Крыжовникова вызвала множество вопросов аудитории. Кто-то просил отнести ту или иную авторскую картину к определенному подтипу, других интересовал жанр черной комедии. Режиссер посоветовал начинающим кинематографистам обратиться к истокам: не только пересмотреть комедии маститых соотечественников, но и прочитать книгу Стива Каплана «Скрытые инструменты комедии». На вопрос, должно ли быть смешно читать сценарий комедии, Крыжовников ответил однозначно: смешно должно быть уже на бумаге!
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также