В предлагаемом курсе под кино Восточной Европы (которую, с геополитической точки зрения, правильнее называть Центральной) подразумевается совокупность кинематографий бывших социалистических государств, где в силу разнообразных обстоятельств сложилась особая эстетика, отличная от западноевропейской. Вместе с тем каждая из этих кинематографий не похожа на другие и обладает ярко выраженными характерными чертами.
В первую очередь, речь пойдет о таких странах, как Венгрия, Польша и Чехословакия, однако обязательно будут затронуты также Болгария, ГДР, Румыния и Югославия. В историческом аспекте планируется рассмотреть истоки кино в этих странах, но упор будет сделан на время расцвета там киноискусства – 1950-70-е гг. и такие явления, как «польская киношкола», «чехословацкая новая волна» или «югославская черная волна».
Отдельный разговор будет посвящен современному состоянию кино Восточной Европы, которое переживает довольно сложные времена и при этом не дает о себе забыть – достаточно вспомнить прогремевшую пару лет назад «румынскую новую волну» или фильмы венгра Белы Тарра. После этого курса вы убедитесь в том, что восточноевропейское кино – не второстепенная страница кинопроцесса, а одно из интереснейших явлений мировой культуры.
Курс предназначен для тех, кто хочет ближе познакомиться с историей мирового кино.
Примерные темы лекций:
1. От начал кинематографа на польских землях до «польской киношколы»
2. «Кино морального беспокойства» – узконациональное и академичное явление?
3. «Чехословацкая новая волна»: истоки, основные темы и художественные стратегии
4. Иштван Сабо и Миклош Янчо – два лидера венгерского кино
5. Поэтическая природа кинематографа Болгарии
6. Феномен кинематографии ГДР. Творчество Конрада Вольфа
7. Особенности эстетики «югославского черного фильма». Душан Макавеев
8. Современный кинопроцесс в Восточной Европе: обновление тематики и языка
Лектор
Денис Вирен
- Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, защитив дипломную работу на тему «Проза Ярослава Ивашкевича глазами польских кинематографистов». В 2015 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные тенденции в польском кино 1970-х годов. Гжегож Круликевич и другие».
- С 2006 по 2010 гг. – сотрудник редакции историко-теоретического журнала «Киноведческие записки». С 2010 по 2015 гг. – эксперт по вопросам кино в Польском культурном центре в Москве.
- Стипендиат программы Министерства культуры и национального наследия Польши «Gaude Polonia» (2015).
- Предметом особого исследовательского интереса является искусство Восточной Европы, прежде всего – Польши.
- Занимается переводами как научной, так и художественной литературы с польского на русский.
Объем 36 ч.
Расписание занятий
По средам с 19.10 до 22.20
Стоимость участия
14000 руб.
При оплате до 10 мая 11000 руб.
Для студентов РГГУ после 10 мая 11000 руб.