История кино

Курсы
4 июля –
3 августа
РГГУ Москва, ул. Чаянова, 15

9 000 – 13 000
Курс по истории кино позволит познакомиться с основными направления и режиссерами, оказавшими влияние на развитие этого вида искусства.

Слушатели узнают о ключевых моментах в истории развития мирового кинематографа от возникновения до настоящего времени, о великих режиссерах и фильмах, вошедших в золотой фонд современной культуры, познакомятся с разнообразием киноязыка и стилистикой наиболее значимых направлений, с тем, как создавались и развивались законы кинодраматургии.

Цель курса: создание цельного представления об истории игрового кино; о том, какое значение сегодня имеют Гриффит и Уэллс, Бергман и Тарантино, Ханеке и Ким Ки Дук в актуальном контексте развития кино.

Занятия включают в себя просмотр и обсуждение фрагментов картин.

Курс не требует серьёзных предварительных знаний о кинематографе (хотя и, безусловно, подразумевает интерес слушателей к кино – причём не только к современному и не только к жанровому) и предназначен для всех желающих старше 18 лет.

Программа курса

1. Рождение кинематографа
 
  • Протоэкранная культура. Т. Эдисон и братья Люмьеры. Период архаики. Ж. Мельес. Э. Портер и первый монтажный фильм. Д. У. Гриффит. Революционное значение «Нетепрпимости».

2. Российское дореволюционное кино
 
  • Первые российские фильмы – «Понизовая вольница» и «Оборона Севастополя». Первые продюсеры – А. Дранков, А. Ханжонков – и первые звезды – В. Холодная, И. Мозжухин. Анимационная революция В. Старевича. Живописно-изобразительное и психологическое направления в игровом кино.

3. Зарубежное кино 1920-х гг.
 
  • Расцвет немого кино. Рождение голливудской студийной системы. Фильмы С. де Милля. Две волны «независимых». «Американская комическая»: М. Сеннет, Б. Китон, М. Линдер, Г. Ллойд, Ч. С. Чаплин.
  • Немецкий экспрессионизм. Французский авангард.

4. Советское кино 1920-х гг.
 
  • Типажно-монтажное направление. Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко.
  • Психологически-бытовое направление. А. Роом, Б. Барнет, Я. Протазанов.

5. Зарубежное кино 1930-х гг. 
 
  • Технические революции рубежа 1920-1930-х гг. Появление звука и цвета. Проблемы звукового кино. Голливуд и американский социальный реализм (Ч. Чаплин, У. Уайлер, Ф. Капра, Д. Форд). Жан Виго и французский поэтический реализм. А. Корда и британское кино.

6. Советское кино 1930-х гг. 
 
  • Социалистический реализм: эстетические особенности. «Чапаев» бр. Васильевых как эталонный фильм соцреализма. «Путевка в жизнь» и «Груня Корнакова» Н. Экка. «Окраина» Барнета как одна из вершин советского звукового кино.
  • Сергей Эйзенштейн. Трагедия «Бежина луга». «Александр Невский» и вертикальный монтаж.

7. Кинематограф в годы Второй мировой войны 
 
  • Американское кино военного времени. «Гражданин Кейн», «Великий диктатор», «Касабланка». «Мальтийский сокол» и зарождение нуара.
  • Французское кино военного времени. «Вечерние посетители» и «Дети райка» Марселя Карне.
  • Советское кино военного времени. Отход от соцреалистического канона. Дискуссия монументалистов и камерников. «Разгром немецких войск под Москвой» и первый советский Оскар. «Иван Грозный» С. Эйзенштейна и «цветовое кино».

8. Итальянское кино (1 часть) 
 
  • Экскурс в историю раннего кино Италии. Фашистское кино. Неореалистическая революция. Р. Росселлини, В. Де Сика, Д. Де Сантис. Спад неореализм и его причины. Розовый неореализм. «Эпоха титанов»: Лукино Висконти.

9. Итальянское кино (2 часть)
 
  • «Эпоха титанов» (продолжение): Ф. Феллини, М. Антониони, П. П. Пазолини. Кино контестации и политическое кино. Б. Бертолуччи. Пезарский манифест – 4 ч.

10. Советское кино эпохи малокартинья и периода оттепели 
 
  • Сталинский классицизм в кино: эстетические особенности. «Клятва» и «Падение Берлина» М. Чиаурели как эталонные фильмы сталинского классицизма.
  • Кинематограф оттепели: эстетические особенности. М. Калатозов и С. Урусевский: «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба». М. Хуциев: второй манифест оттепели («Застава Ильича») и прощание с оттепелью («Июльский дождь»).

11. «Длинные семидесятые» в советском кино 
 
  • Общая характеристика периода. А. Тарковский, В. Шукшин, Л. Шепитько, Э. Климов, Г. Панфилов, В. Абдрашитов. А. Герман и полочное кино.

12. Отечественное кино 1980-1990-х гг. 
 
  • Киноперестройка второй половины 1980-х. Пятый съезд Союза кинематографистов. «Покаяние» Т. Абуладзе.  Кооперативное кино.
  • 1990-е: общая характеристика эпохи. Кино без Госкино. Разрушение государственной системы кинопроката. «Мать» Г. Панфилова, «Любовь» В. Тодоровского, «Брат» А. Балабанова, «Арбитр» И. Охлобыстина, «Хрусталев, машину!» А. Германа, «Молох» А. Сокурова, «Окраина» П. Луцика.

13. Французское кино второй полвины ХХ века (1 часть) 
 
  • Французский кинематограф первого послевоенного десятилетия. Психологический реализм и «папочкино кино», ирреальный реализм Ж. Кокто, трансцендентный кинематограф Р. Брессона. Новая волна. «Четыреста ударов» и творчество Ф. Трюффо.

14. Французское кино второй половины ХХ века (2 часть) 
 
  • «На последнем дыхании» и антикинематограф Ж.-Л. Годара. «Хиросима, моя любовь» и творчество А. Рене. Барокко и необарокко во французском кино. Б. Блие, Л. Бессон, Л. Каракс.
 
15. Американское кино второй половины ХХ века
 
  • Маккартизм, конкуренция с телевидением и закат классического Голливуда. Волна кризисов американского кино. Феномен Нового Голливуда. Новый Новый Голливуд и «эра блокбастеров». «Индивуд» 1990-х.
 
16. Кинематограф Германии, Испании, Великобритании второй половины ХХ века (обзор) 
 
  • Оберхаузенский манифест и новое немецкое кино. Р. В. Фассбиндер, В. Херцог, В. Вендерс.
  • Х. А. Бардем, Л. Г. Берланга и барселонская школа. Новое испанское кино и кинематограф поколения. Творческий путь Л. Бунюэля.
  • «Рассерженные молодые люди» британского кино.

17. Кинематограф Северной Европы
 
  • Шведское кино. В. Шёстрём, А. Шёберг, И. Бергман.
  • Кинематограф Дании. К. Т. Дрейер. Догма-95. Л. фон Триер, Т. Винтерберг. «Герр Боэ и компания».

18. Современный кинопроцесс 
 
  • Ключевые тренды, фигуры, фильмы современного кинопроцесса. Инфантилизация киноаудитории, дигитализация и демократизация кинопроизводства, расцвет «кино на коленке». Перспективы развития кинематографа.

Преподаватель

Максим Семёнов


Кинокритик, исследователь кино.

Окончил исторический факультет МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Публикуется в «Сеансе», «Искусстве кино» и на портале Colta.ru. Работает в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. Читает лекции в Центре авангарда и МШК, а также преподает историю кино в МШНК и школе «Лестница».

Объем курса: 40 ч.

Расписание: занятия по вторникам и четвергам с 19.10 до 22.20 

Стоимость курса: 13000 руб.

При оплате до  27 июня 9000 руб.
Страница события
Возрастное ограничение
Организатор
Контакты

Похожие события


Курсы

«Сценарное мастерство и кинодраматургия»

  • 5 600
  • 21 октября
  • Москва, «Пунктум»: ул. Заморенова, д. 9, с. 2
В избранное
Курсы

Autodesk Maya. Моделинг как профессия

  • 40 000 – 55 300
  • 23 октября – 27 октября
  • Москва, RealTime School: ул. Нежинская, д. 5
В избранное
Курсы

C4D + AE | Моушн-дизайн

  • 40 000 – 55 300
  • 23 октября – 27 октября
  • Москва, RealTime School: ул. Нежинская, д. 5
В избранное
Курсы

«Продюсирование в кино»

  • 40 000
  • 1 ноября – 20 декабря
  • Москва, Российская государственная библиотека для молодежи: ул. Б. Черкизовская, д. 4, к. 1
В избранное

Смотрите также:


Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее