«Классика японского кино: Якудза»

Спецпоказы
14 марта –
22 марта
«КАРО 11 Октябрь» Москва, ул. Новый Арбат, д. 24

от 350
Зрители Москвы смогут увидеть на большом экране такие фильмы, как «Молодость зверя» Сэйдзюн Судзуки, «Бледный цветок» Масахиро Синода, «Токийский скиталец» Сэйдзюн Судзуки, «Мой паспорт — кольт» Такаси Номура и «Жестокий полицейский» Такеши Китано.

Якудза — один из важных культурных символов Японии, окруженный ореолом романтики и таинственности. Татуированные антигерои воспринимаются как наследники самурайского кодекса бусидо. По крайней мере, такой образ гангстерам создал японский послевоенный кинематограф.

Как и большинство жанров со специфической иконографией, фильмы о якудза прошли в XX веке через несколько ярко выраженных этапов. Классические мелодрамы культивировали образ благородного преступника. Взрывные боевики 60-х волновала эстетика американского гангстерского кино. Студийный ширпотреб упивался сексом и насилием, а амбициозные режиссеры экспериментировали с киноязыком. За несколько десятилетий жанр прошел через стилизацию, сатиру и ревизионизм. Новое поколение режиссеров во главе с Такеши Китано разобрало его на составные части, и кино о якудза продолжает жить по сию пору как набор формальных приемов и классических тем.

Программа проходит совместно с отделом японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ и проектом «КАРО.Арт».
 

Расписание

14 марта 18:00
«Молодость зверя» (1963)

В город прибывает таинственный незнакомец. Его зовут Джо, и он только что вышел из тюрьмы. Джо умен, хитер, обаятелен и будто притягивает неприятности. Между двумя бандами якудза давно назревает война, так что все хотят заполучить в свои ряды толкового бойца. А Джо только рад услужить и тем и другим. Ведь он здесь не только ради денег, но и ради мести.

Сэйдзюн Судзуки работал на студии «Никкацу» с 1954 по 1967 год. Он снимал фильмы класса «Б», в основном про якудза. С крохотными бюджетами и в рекордные сроки, по три-четыре картины в год. Студия выдавала ему банальные сценарии и назначала актеров на главные роли. Судзуки говорили что снимать, когда и с кем. Но поначалу никто не следил за тем, как именно он это делал. С «Молодости зверя» начинается становление его красочного, авангардного подхода, в котором стиль полностью преображал содержание.

15 марта 18:00
«Бледный цветок» (1964)


Мураки отсидел срок за убийство и наконец вышел на свободу. Он член клана якудза и свято верит в преступный кодекс чести. Его внутренний мир скрыт за черными очками и напускным безразличием. Ночью Мураки отправляется в игорный дом и замечает там Саэко. Девушка хладнокровна и отчаянно бесстрашна. Гангстера завораживает надломленный фатализм, с которым она ищет острые ощущения.

Масахиро Синода — один из лидеров японской кинематографической «новой волны» начала 60-х годов. За всю карьеру он снял лишь одну ленту о якудза. Но этот маргинальный жанр стал благодатной почвой для тем поражения и саморазрушения, которые лейтмотивом проходят через сюжеты Синоды. Жесткую социальную структуру криминального общества режиссер противопоставил декадентству и эротизму. В его руках изысканная стилистика и меланхоличная философия американского нуара преобразились в волшебное поэтическое высказывание.

20 марта 18:00
«Жестокий полицейский» (1989)


Азума — циничный, бессовестный, ехидный детектив, который любит бить неприятных людей и строит из себя Грязного Гарри. Он хороший коп, но очень своевольный и агрессивный. Однажды Азума переходит дорогу банде наркоторговцев. Якудза решают преподать ему урок, но быстро понимают, что совершили ошибку. Нет, Азума не супергерой. Хуже — он отчаянный человек, которому нечего терять.

К концу 80-х годов Такеши Китано прославился на всю страну как комик-нонконформист, но ему хотелось испытать себя на большом экране. Китано удалось заполучить главную роль в криминальном фильме, но из-за проблем с графиком проект остался без постановщика. Разумеется, Бит Такеши не растерялся и сам занял режиссерское кресло. Переписав сценарий, он превратил комедию в трагедию. Сюжеты о «справедливой» мести вне закона всегда популярны и всегда похожи. Но Китано мастерски очеловечивает жанровые клише и переворачивает их с ног на голову.

21 марта 18:00
«Мой паспорт — кольт» (1967)

Сюдзи Камимура — наемный убийца, и он хорош в своем деле. Слишком хорош, чтобы оставлять его в живых. Мафиозный босс заказывает Камимуре лидера конкурирующей фирмы, и тот с легкостью выполняет задание. А вот сбежать от разъяренного клана якудза оказывается далеко не так просто. Ведь для бандитов он не свой и не чужой, а лишь разменная монета в бесконечном дележе власти.

Эталонный криминальный боевик студии «Никкацу», прославившейся в 1950–60-е годы своим сногсшибательным доморощенным жанром «мукокусэки акусён». В переводе — «безграничный экшен». Он стал безграничным во многих смыслах. С одной стороны, это поразительно интернациональный стилистический коллаж из американского гангстерского кино, новомодных спагетти-вестернов и формалистских европейских экспериментов. С другой, это сплошной поток обаятельного, жизнеутверждающего насилия, которому не видно конца и края.

22 марта 18:00
«Токийский скиталец» (1966)

Криминальный авторитет Курата задумал выйти на пенсию. Его верный подручный Тэцу Хондо по прозвищу «Феникс» рад последовать примеру босса. Но когда он пытается покончить с прежней жизнью, она отвечает ему тем же. Деньги и власть стоят гораздо больше, чем бандитская честь. Тэцу может бежать и прятаться, но он не станет свободен, пока живы его прежние друзья и враги.

К 1966 году студия «Никкацу» уже не знала, что делать со своим неукротимым режиссером Сэйдюном Судзуки. Наконец, ему серьезно урезали бюджет, но его это только раззадорило.

Очередную бандитскую поденщину он превратил в шокирующую, фееричную фантасмагорию. Это и абсурдистская комедия. И поп-арт-провокация. И сюрреалистичный диалог ярких красок. И джазовый мюзикл о якудза. И мазохистская карикатура на лицемерную архаику криминального жанра.
Изображение события
Страница события
Организатор
Контакты
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее