Ретроспектива фильмов Алена Рене в Москве

Кинопоказы
1 апреля –
6 апреля 2014
Кинотеатр им. Моссовета Москва, Преображенская пл., 12

Бесплатно

1-6 апреля в кинозале Общественного центра имени Моссовета в Москве совместно с Французским институтом в России и Посольством Франции в России Музей кино представляет ретроспективу фильмов Алена Рене (Alain Resnais).

В ретроспективу вошли 6 полнометражных и 2 короткометражные картины режиссёра, представляющие разные периоды и стороны его творчества. Всё фильмы программы будут показаны с плёнки 35 мм.

1 апреля

ВСЯ ПАМЯТЬ МИРА /Toute la mémoire du monde

Франция, 1956, 21 мин.

Режиссер: Ален Рене

Оператор: Гислен Клоке

Закадровый текст: Ремо Форлани, читает Жак Дюмениль

Документальная кинопоэма о путешествии по Французской национальной библиотеке.

 

НОЧЬ И ТУМАН /Nuit et brouillard

Франция, 1955, 32 мин.

Режиссер: Ален Рене

Операторы: Гислен Клоке, Саша Верни

Композитор: Ханс Эйслер

Закадровый текст: Жан Кейроль, читает Мишель Буке

 

Премия Жана Виго в 1956 году.

Ставшая вехой в истории мировой документалистики картина о нацистских лагерях смерти построена на контрасте черно-белой кинохроники и цветных кадров, снятых спустя десять лет на территории бывших концлагерей.

Закадровый текст к картине написал французский романист и поэт Жан Кейроль, активный участник Сопротивления и бывший узник Маутхаузена. Вышедший в 1946 году сборник его стихов «Поэмы ночи и тумана» вдохновил Алена Рене создание документального фильма «Ночь и туман».

Фильм должен был участвовать в программе МКФ в Каннах в 1956 году, но был снят с конкурса во имя «франко-немецкой дружбы» и отказа авторов заретушировать кепи французского жандарма, охраняющего концлагерь.

 

ХИРОСИМА, ЛЮБОВЬ МОЯ /Hiroshima mon amour

Франция, 1959, 90 мин.

Режиссёр: Ален Рене

Автор сценария: Маргерит Дюрас

Оператор: Саша Верни

В ролях: Эмманюэль Рива, Эйдзи Окада, Бернар Фрессон, Стелла Дасса, Пьер Барбо

 

Премия Французского синдиката кинокритиков в 1960 году. Премия Общества кинокритиков Нью-Йорка за лучший фильм на иностранном языке в 1961 году.

Полнометражный дебют Алена Рене по сценарию французской писательницы Маргерит Дюрас вошёл в историю мирового кино как главный шедевр режиссёра.

Французская актриса и архитектор-японец случайно встречают друг друга в послевоенной Хиросиме. Их короткий и безнадёжный роман оживляет в памяти героини трагические события её прошлого и первую любовь в оккупированной Франции.

«Хиросима, любовь моя» не приводит к ощущению невозможности жизни. То, что «Хиросима» показывает страдающих людей, не значит, будто это — пессимистический фильм. Жизнь не всегда радостна, но, по крайней мере, прожитые моими героями 48 часов стоят десяти лет видимого счастья, которое на самом деле — только летаргия. Самое страшное — небытие, а пустая жизнь хуже страданий…» (Ален Рене)

 

2 апреля

В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ /L’année dernière à Marienbad Франция, 1961, 94 мин. 35 мм

Режиссёр: Ален Рене

Автор сценария: Ален Роб-Грийе

Оператор: Саша Верни

В ролях: Дельфин Сейриг, Саша Питоефф, Джорджио Альбертацци

 

Премия «Золотой лев» на МКФ в Венеции в 1961 году. Премия Французского синдиката кинокритиков в 1962 году.

Один из самых загадочных и эстетских фильмов в истории мирового кино поставлен по сценарию французского писателя и идеолога «нового романа» Алена Роб-Грийе.

В роскошном отеле одного из курортных городов молодой человек пытается убедить замужнюю женщину в том, что в прошлом году они любили друг друга. Женщина упорно всё отрицает, но постепенно начинает верить в то, что они уже где-то встречались…

«Мужчина предлагает женщине прошлое, женщина отказывается от него, потом, по-видимому, принимает. А может быть, и нет. В таком кратком изложении это звучит глупо. Это фильм, который весь основан на видимостях. Всё в нем неоднозначно. Ни об одной сцене нельзя сказать, происходит ли она сегодня, вчера или год назад, ни об одной мысли – какому персонажу она принадлежит. Реальность и чувства – всё подвергается сомнению неизвестности, то, что происходит в действительности, а что во сне… Это похоже на упражнение ради упражнения, и, возможно, так оно и есть…», - Ален Рене.

 

3 апреля

МОЙ АМЕРИКАНСКИЙ ДЯДЮШКА /Mon oncle d'Amérique

Франция, 1980, 125 мин. 35 мм

Режисcёр: Ален Рене

Авторы сценария: Жан Грюо

Оператор: Саша Верни

В ролях: Роже Пьер, Николь Гарсия, Жерар Депардьё, Нелли Боржо, Пьер Ардити, Жерар Даррьё, Филипп Лауденбах, Анри Лабори

 

Гран-при и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1980 году. Премия Французского синдиката кинокритиков в 1981 году.

Картина Алена Рене в изящной и ироничной форме иллюстрирует основные положения теории французского биолога Анри Лабори, сформулированной в книге «Похвала бегству». Анализируя поведение людей в обществе, Анри Лабори пришёл к выводу, что при столкновении с трудностями человек реализует одну из возможных стратегий – борется, ничего не предпринимает или бежит от проблем. Именно бегство, по мнению учёного, является самой продуктивной реакцией.

В фильме «Мой американский дядюшка» Анри Лабори, чтобы найти подтверждения своей теории, наблюдает за жизнью трёх людей. Его подопытными становятся служащий Жан, актриса Жанин и успешный топ-менеджер Рене. У каждого из героев есть свой любимый французский актёр, которому они подражают, сами того не замечая. Есть и американский дядюшка — он присутствует в разговорах персонажей, каждый раз становясь неожиданным аргументом в доказательстве той или иной позиции…

 

4 апреля

МЕЛОДРАМА /Mélo

Франция, 1986, 112 мин. 35 мм

Режиссёр и автор сценария: Ален Рене

Оператор: Шарль Ван Дамм

В ролях: Сабин Азема, Пьер Ардити, Андре Дюссолье, Фанни Ардан

 

Премии «Сезар» за лучшую главную женскую роль (Сабин Азема) и лучшую мужскую роль второго плана (Пьер Ардити) в 1987 году.

Второй фильм Алена Рене после картины «Жизнь — это роман», в котором снялись Сабин Азема, Пьер Ардити и Андре Дюссолье, составившие костяк постоянной труппы режиссёра.

Камерная экранизация пьесы французского драматурга первой половины XX века Анри Бернстайна, поставленная с соблюдением всех театральных условностей, включая занавес между актами, сценическое освещение и театральные декорации. Нарочито заостряя шаблонные мелодраматические ситуации, Ален Рене иронизирует над жанровыми клише и привычками зрителей и создаёт чистейший и приторный образец мелодрамы.

Париж, 1926 год. Знаменитый скрипач Марсель Блан приходит в гости на ужин к своему старому другу-музыканту Пьеру. Жена Пьера, очаровательная пианистка Ромен, влюбляется в Марселя, и между ними завязывается вполне ожидаемый роман с не самым счастливым финалом…

 

5 апреля

ВСЁ ТА ЖЕ ПЕСНЯ /On connaît la chanson

Франция, 1997, 120 мин. 35 мм

Режиссёр: Ален Рене

Авторы сценария: Аньес Жауи, Жан-Пьер Бакри

В ролях: Пьер Ардити, Сабин Азема, Андре Дюссолье, Жан-Пьер Бакри, Аньес Жауи, Ламберт Вильсон, Джейн Биркин

 

Приз Луи Деллюка в 1997 году. Премия Французского синдиката критиков в 1998 году. Премии «Сезар» за лучший фильм года, лучший сценарий (Аньес Жауи, Жан-Пьер Бакри), лучшую главную мужскую роль (Андре Дюссолье), лучшую мужскую роль второго плана (Жан-Пьер Бакри) и лучшую женскую роль второго плана (Аньес Жауи) в 1998 году.

Очередной эксперимент позднего творчества Алена Рене, в котором режиссёр соединяет элементы мелодрамы, комедии, фарса и водевиля.

Автор радиопьес и агент по продаже недвижимости Симон влюбляется в Камиль, замкнутую девушку, которая пишет диссертацию по истории. Её сестра Одиль мечтает переехать на новую квартиру и отправляется на встречу к начальнику Симона – Марку, в которого в результате недоразумения влюбляется Камиль. В город приезжает старый друг Одиль, который по случайному совпадению становится доверенным лицом Симона. Круг замыкается. Каждому из героев кажется, что он находится в безвыходной ситуации, и в самые драматические моменты в фильме звучат отрывки старых французских песен.

 

6 апреля

СЕРДЦА / Coeurs

Франция – Италия, 2006, 120 мин. 35 мм

Режиссёр: Ален Рене

Автор сценария: Жан-Мишель Риб

Оператор: Эрик Готье

В ролях: Сабин Азема, Пьер Ардити, Андре Дюссолье, Лаура Моранте, Изабель Карре, Ламберт Вильсон, Клод Риш

 

Приз «Серебряный лев» (Ален Рене) и кубок Пазинетти за лучшую женскую роль (Лаура Моранте) в 2007 году. Приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии в 2007 году. Премия Французского синдиката критиков в 2007 году.

Экранизация пьесы «Частные страхи в публичных местах» любимого драматурга Алена Рене Алана Эйкборна.

Герои фильма – пять одиноких людей, которые ищут своё счастье – встречаются на улицах Парижа, и каждая из этих, казалось бы, незначительных встреч оказывает влияние на их судьбы.

Риэлтор Тьерри никак не может подыскать квартиру для своих клиентов. Его сотрудница Шарлотта даёт ему посмотреть свою любимую кассету с религиозной телепередачей «Эти песни изменили мою жизнь». Гаэль, младшая сестра Тьерри, мечтает о любви и тайно отвечает на газетные объявления о знакомствах. Дан недавно был выгнан из армии и проводит дни в баре новой гостиницы. Бармен Лионель вынужден выслушивать излияния о неудачах своих клиентов. Лионель ищет помощницу, которая сидела бы по вечерам с его больным отцом...

Начало в 19-00. Цена билета 100 рублей.

 

Место Алена Рене в истории французского и мирового кино уникально. Его творчество — это всегда пространство эксперимента, открытие неизведанных территорий кинематографа. Это касается и тем, к которым Ален Рене обращался в своем творчестве, и поисков режиссёра в области формы кинематографического повествования.

На раннее творчество Алена Рене повлияла дружба с выдающимся французским документалистом Крисом Маркером. В это период Рене создаёт ряд короткометражных документальных фильмов об изобразительном искусстве: «Ван Гог» (1948), «Герника» (1950, совместно с Р. Эссенсом), «Статуи тоже умирают» (1953, совместно с К. Маркером) и другие.

Широкий резонанс получила поставленная по сценарию Жана Кейроля картина «Ночь и туман» (1955). Этот документальный фильм, основанный на кинохронике, снятой в нацистских лагерях смерти, показал, что преступления фашистов – не только оставшийся в прошлом кошмарный и позорный эпизод истории человечества, но и действующий источник боли, о которой никогда нельзя забывать и которой сопричастен каждый из живущих. В финале картины как предостережение звучат слова: «Война уснула, но одно её око не дремлет».

Ален Рене своим творчеством противостоял забвению болезненных потрясений XX века. Его фильмы затрагивают темы, на которые кинематограф того времени предпочитал закрывать глаза. В их числе — атомный взрыв в Хиросиме («Хиросима, любовь моя», 1959), война в Алжире («Мюриэль или время возвращения», 1963), гражданская война в Испании («Война окончена», 1966), война во Вьетнаме («Далеко от Вьетнама», 1967, совместно с К. Маркером, Й. Ивенсом, Ж.-Л. Годаром и др.).

Ранние фильмы Алена Рене предвосхитили французскую «новую волну». В 1962 году Франсуа Трюффо писал в «Cahiers du cinema»: «Все вокруг говорят, что Рене великолепен, и один факт его существования доказывает, что теперь в кинематографе возможно всё. Нет! Картины Рене доказывают только то, что Рене может всё».

Уже в первой полнометражной художественной картине «Хиросима, любовь моя» по сценарию Маргерит Дюрас Рене совершает переворот в области киноязыка и отказывается от традиционной линейной структуры киноповествования. В последующих лентах режиссёр всё смелее экспериментирует со временем и пространством, переводя действие своих фильмов в плоскость воображаемого.

 

Кажется удивительным, что начав с «серьёзных», трагедийных картин, Рене в своей творческой эволюции постепенно переходит к более «лёгким» и ироничным лентам, в которых всегда присутствует определенная дистанция по отношению к героям. Хорошим примером может послужить картина «Мой американский дядюшка» (1980), в которой Рене, взяв за основу труды профессора Анри Лабори по психологии поведения, наблюдает за подопытными героями сквозь призму теории французского биолога.

Сам Ален Рене объяснял cвою эволюцию так: «Вы должны помнить, что кинематограф 1950-х годов обращался ко многим темам, однако все они преподносились в ключе развлекательных фильмов. А мы (я говорю сейчас от лица поколения кинематографистов, впоследствии обвиняемого в эскапизме) тогда были молоды и честолюбивы, нам хотелось говорить о серьезных проблемах. Теперь ситуация несколько иная: около 60% фильмов сознательно стараются выдвинуть на первый план социальные или политические злоупотребления. А я не люблю нормы и, избавляя себя от давления нынешних тенденций в кино, освобождаюсь и от необходимости конкурировать с кем-либо».

В 90-е основным направлением творческих поисков Алена Рене становятся эксперименты, связанные с дальнейшим усложнением структуры киноповествования и соединением элементов традиционных кинематографических жанров и эстетики телевизионных сериалов. В 2012 году в одном из поздних интервью Рене сказал:

«…Андре Базен, один из выдающихся французских критиков, полагал, что кинограмматика в своей тонкости и изощренности достигла наивысшей точки развития и дальше двигаться некуда. «Новая волна» доказала, что он ошибался. Он заявлял, что необходимо искать новые сюжеты и перестать беспокоиться о синтаксисе кино. Вот уже пятьдесят лет я пытаюсь делать прямо противоположное. Я формалист. Меня интересует сама конструкция повествования. И в этом плане кино еще может предложить массу нераскрытых возможностей…»

Нераскрытые возможности кинематографа Ален Рене продолжал искать до конца своей жизни. Великий французский режиссёр ушёл из жизни 1 марта 2014 года вскоре после премьеры своего последнего фильма «Любить, пить и петь» на Берлинском кинофестивале.

По материалам пресс-службы Музея кино

Контакты

Смотрите также: