2morrow: ШУМ ВРЕМЕНИ

Кинопоказы
22 января –
25 января 2015
Центр документального кино Москва, Зубовский бульвар, дом 2

Бесплатно
22-25 января в Музее Москвы и ЦДК рамках 2morrow состоятся показы программы об исторической памяти «Шум времени».

Куратор программы: Анна Меликова

От предшествующего /Mula sa kung ano ang noon /From What is Before
2014, Филиппины, 338 мин. Режиссер Лав Диас

2014 – Лучший фильм, приз «Дон Кихот», приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно
2014 – Приз зрительских симпатий на МКФ в Сан-Паулу
2014 – Лучший фильм, лучший актерский ансамбль на КФ мировых премьер в Филиппинах

1972 год. Филиппины. Жизнь в крошечном поселении перестает течь своим чередом. Сгорает дом, кто-то забивает на смерть коров, в поле находят мужчину с укусом вампира, шумит ветер, принося с собою странные голоса. Ужас становится обыденным. Армия Маркоса все активнее внедряется в жизнь простых филиппинцев, каждый из которых несет на себе бремя собственной памяти, веры, заблуждений, маленькой и большой лжи. «От предшествующего» – третья часть хронологически перевернутой трилогии Лав Диаса о самых страшных страницах в истории Филиппин, эпохе правления президента Фердинанда Маркоса. Монументальный черно-белый почти 6-часовой эпос насыщен, подобно роман Достоевского, человеческими страстями, которые обуревают жителей поселения на фоне событий, предшествующих введению военного положения. Переплетая Историю с историями, связный, интенсивный нарратив с длинными паузами чистого созерцания, уравнивая человека с природой, Лав Диаз обращается к прошлому своей страны и воссоздает тот тревожный образ, который остался в его памяти. Что показательно, фильм не только победил на МКФ в Локарно, Мекке авторского кино, но и, несмотря на внушительный хронометраж, получил приз зрительских симпатий на МКФ в Сан-Паулу.

Письма к Максу /Letters to Max 
2014, Франция, 103 мин.
Режиссер Эрик Бодлер

2014 – Специальный приз жюри на МКФ документальных фильмов Doclisboa в Лиссабоне
2014 – Лучший монтаж на МКФ документальных фильмов RIDM в Монреале.
2014 – Главный приз на МКФ Porto/Post/Doc в Порту

«Дорогой Макс, ты там?» – так звучало первое письмо, которое французский художник и режиссер Эрик Бодлер отправил своему другу Максу, лишь для того, чтобы проверить, как быстро оно вернется назад. Макс – это Максим Гвинджия, бывший министр иностранных дел Абхазии, спорной территории, чье отделение от Грузии Франция, как и подавляющее большинство стран, по-прежнему отказывается признавать. Однако письмо дошло и послужило началом своеобразной корреспонденции, состоящей из бумажных писем, аудиозаписей ответов и изображений, способных иллюстрировать этот странный онтологический статус – (не)существование (не)государства. 74 письма, отправленных за 74 дня, каждый раз задают новые вопросы, чтобы в этом философско-поэтическом видеоэссе исследовать тему воображаемой, эфемерной природы любой государственности и национальной идентичности, где коллективная память значит столько же, сколько коллективное забвение о тех, кому не находится места в новой истории.

«Моя работа заключается скорее в том, чтобы поднять вопросы, нежели предложить возможные решения. Как построить новое государство? Что должно включать в себя это государство, а что нет? По какому критерию государство можно считать государством? Если все государства – это выдуманное собирательное понятие, то чем же является Абхазия? Фикцией внутри фикции?», -Эрик Бодлер 


Сотворение смысла /La creazione di significato /The Creation of Meaning
2014, Канада-Италия, 95 мин.
Режиссер Симоне Раписарда Казанова

2014 – Лучший начинающий режиссер на МКФ в Локарно
2014 – Основная конкурсная программа на МКФ в Ванкувере 
2014 – Номинант на премию Focus Grand Prize на МКФ в Монреале
2014 – Основная конкурсная программа на МКФ в Турине
2014 – Основная конкурсная программа на МКФ в Вене

Величественные Альпы в северной Тоскане впитали в себя память о том, что они «видели». В VI столетии эти пейзажи были свидетелями Византийско-готской войны. В XX – здесь пролегала последняя линия защиты итальянцев от немецких оккупантов. Теперь сюда приезжают школьники, чтобы под блеянье коз услышать историю о Готской линии, студенты, чтобы собрать материал об уничтоженных немцами партизанах и простых жителях, и любительские съемочные группы, чтобы с помощью своих фильмов возродить партизанский дух. Местный пастух Пасифико, привыкший ухаживать за землей и хозяйством, слушая радиопрограммы о Берлускони, рассуждая о темном прошлом (удалось бы избежать всех смертей, если бы Европа была объединена?) и пугающем будущем (стоило ли ради всего этого Европе объединяться?) – уже не может содержать дом и вынужден продать его, по иронии судьбы, немцу. Симоне Казанова, снимающий, подобно другому итальянскому режиссеру Микеланджело Фраммартино, фильмы на стыке документального и художественного, этнографии и антропологии, представил загадочную итальянскую территорию борхесовским Алефом – точкой, где сходятся все времена и смыслы.

Будущее /El Futuro /The Future 
2013, Испания, 67 мин. 
Режиссер Луис Лопес Карраско

2014 – Лучший фильм на МКФ Invierno в Уругвае
2014 – Лучший фильм на МКФ #4 в Лиме
2014 – Особое упоминание жюри на МКФ в Буэнос-Айресе
2014 – Особое упоминание жюри на МКФ в Мурсии

Испания, 1982 год. После многолетней диктатуры Франсиско Франко к власти пришли социалисты, подарив испанцам веру в новую жизнь. На шумной вечеринке ярко одетые молодые люди пьют, курят, смеются, танцуют. Иногда говорят – об Америке, общественных протестах, наркотиках, сексе, микроволновых печах, пустяках. Но диалоги заглушаются громкой андеграундной музыкой, которая изредка затихает лишь для того, чтобы уступить место обрывкам фраз. Беседы до конца не строятся. Смыслы четко не формулируются. Не до них. Царит всеобщая эйфория – будущее кажется таким прекрасным. Фильм Карраско, втягивающий зрителя в эту большую party, с трудом поддается какой-либо классификации. Что перед нами? Длинный музыкальный клип? Домашнее видео? Исторический фильм? Документальное кино? Игровое? С помощью 16-мм камеры Карраско искусно реконструирует прошлое, задним числом создавая «архив» надежд поколения, в руках которого было будущее. А черные дыры, то и дело возникающие на экране, не дают забыть, где это будущее теперь.

«“Будущее” – это попытка критически взглянуть на обычаи и привычки испанского общества, в особенности среднего класса начала 80-х, который смешивал понятия демократии и общества потребления. Идея фильма появилась у меня в 2011 г., когда чувство социального и институционального коллапса в Испании достигло апогея и не было никакой возможности планировать свое будущее. Я решил обратиться к недавнему прошлому моей страны, чтобы поразмыслить о времени, когда общество еще на что-то надеялось», - Луис Лопес Карраско


Племя /Плем’я /The Tribe 2014, Украина, 130 мин.
Режиссер Мирослав Слабошпицкий

2014 – Гран-при программы «Неделя кинокритики», грант от фонда Gan на поддержку дистрибуции на МКФ в Каннах
2014 – Премия Европейской киноакадемии за лучший дебют
2014 – Гран-при Nespresso
2014 – Гран-при, специальная награда журнала «Сеанс» имени Сергея Добротворского на МКФ имени Андрея Тарковского «Зеркало» 
2014 – Гран-при, приз «ФИПРЕССИ» на МКФ «Золотой Абрикос» в Ереване

Сергей, для которого мир не издает ни единого звука, попадает в интернат для глухих. Здесь, как в любом закрытом сообществе, царят свои законы, и их нужно принять, чтобы не превратиться в изгоя. Криминальная банда учит Сергея правилам выживания, к которым новичок постепенно привыкает и становится незаменимым членом племени. Но его неконтролируемая страсть к Анне, девушке лидера банды, ставит под угрозу всю иерархичную систему и провоцирует жесткий конфликт. «Племя» снято без единого слова, но отсутствие речи здесь не выглядит сухим формалистским приемом. В фильме говорят и говорят много – жестами, поступками, вскриками. Мирослава Слабошпицкого с его мощнейшим дебютом, снятым в гиперреалистичной стилистике, называют триумфатором 2014-го – года, оказавшегося самым сложным и важным в новейшей истории Украины. Не прямым, но косвенным образом Слабошпицкий выразил этот цайтгайст, ухватив состояние перед грозой. Подобно «Грузу-200» Балабанова с его финальной надписью: «Шла вторая половина 1984 года», фильм Слабошпицкого мог бы быть подытожен словами: «Начинался 2014 год». Страна была накануне важнейших событий. Молчание хотело, наконец, высказаться.
Контакты

Смотрите также: