Культорологическая публицистика: «Террор: в кино - и наяву» Таисии Решетниковой

Кинопоказы
19 ноября 2014 среда 19:00 - 21:00
Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна Москва, ул. Каретный ряд, 5/10

Бесплатно

Музей кино и Международный Мемориал в киноклубе Документальная среда 19 ноября показывают документальное кино студии Андрея Шемякина.

Андрей Шемякин представит режиссера Таисию Решетникову и ее фильм «Террор: в кино - и наяву» (2013, 2 серии по 26 минут).

 

«Террор: в кино - и наяву» - это «география» террора, его зрелищность, которая помогает эмоционально сопереживать жертвам, не задавая вопросов о том, как ЭТО оказалось возможным: не вообще, а в каждом конкретном случае. Нас интересует вопрос о том, почему в современной культуре и, уже, в современном кино, прежде всего документальном, возникает своего рода «стокгольмский синдром», и мы, обычные люди, вступаем на поле, где оказывается возможным эмоциональное сопереживание, даже понимание жертвою – палача, пусть и потенциального – до поры до времени. Жанр картины – культурологическая публицистика».

Андрей Шемякин

 

Фильм 1

Главное действующее лицо – телевизор, где мы видим кадры, монтажные фразы, или героев картин, о которых пойдёт речь.Кроме этого, однако, мы снимаем «вживую» разные «точки», где протекает более-менее нормальная жизнь. С одной стороны – это объекты риска, - улицы большого города, улицы маленького города (совсем другой эффект воздействия той или иной нештатной ситуации), школы, рестораны, больницы, обычные дома, увиденные извне. То есть те потенциальные места, где примерно в последние одно-два десятилетия внезапно случается, - может случиться, - та или иная трагедия. И с другой стороны – это конкретные места, где трагедия УЖЕ случилась: место, где шёл мюзикл «Норд-Ост», дома на ул.Гурьянова и т.д.Параллельный монтаж телевизионной «картинки», поставляемой обществом зрелищ, откуда (из «телевизора») дежурная хроника будет в свою очередь вытесняться кадрами настоящих документальными фильмами, где уже была сделана попытка (и не одна) подступиться к проблеме с той стороны, с которой подступаемся к ней и мы, и – уже непосредственной, снятой в основном нами живой натуры, которая окончательно возвращает нас в реальность, - этот монтаж даёт нам и эстетический, и смысловой стержень фильма.В каком смысле? Какого эффекта мы хотим добиться, или, наоборот, проанализировать и развенчать тот эффект, который УЖЕ создаётся, и отнюдь не нами.Террор – это не только вооружённое нападение, захват заложников, использование преступных (в том числе и прямо уголовных) методов в политических целях. Это такое состояние, когда как будто совершенно незаметно для вас, зрителя, вы вроде бы ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ (это очень важный эффект, развивающийся во времени). Поэтому мы обращаемся к документальному и игровому кино, в отличие от тв-хроники являющихся концентрированным выражением человеческого опыта, которое ЗА событием прозревает более общие закономерности, - ИХ МЫ ОТЫСКИВАЕМ И ИССЛЕДУЕМ.Террористический акт мы как бы раскладываем на составляющие. Их три: СОБЫТИЕ, ПЕРЕГОВОРЫ, ЦЕЛЬ.

 

Фильм 2

В этой части картины мы обращаемся к истокам терроризма на отечественном материале. И, используя приём реконструкции, сначала предлагаем зрителю рассказ о романе И.Тургенева «Новь» (1877), впервые в русской литературе показавшего, что помимо «бесовщины» (Достоевский уже пишет «Бесов», где будет карикатура и на самого Тургенева) был ещё и идеализм, зашедший в тупик, но вызывающий уважение.В ответ на эти иллюзии век спустя советский писатель Юрий Трифонов, мучительно переосмысливая опыт воплотившейся революции, пишет роман со знаковым названием «Нетерпение» (опубликован в 1973-м), и здесь уже впрямую времена смыкаются: ВРЕМЯ ДАЛО ОТВЕТ на идеалистические упования на то, что если пожертвовать своей жизнью за жизнь убиенных членов царской фамилии, всё будет замечательно. Нет, не будет.В данном случае мы уже не будем визуально воспроизводить страницы романа, -это уже будет и повтор, и породит трудности. Потому что, в отличие от романа Тургенева, где мысль писателя существует в сценах и диалогах, роман с абсолютно точным названием – это роман-размышление, как и наш фильм.Поэтому необходимо, на мой взгляд, этот, завершающий эпизод , поговорив со вдовой писателя, Ольгой Мирошниченко-Трифоновой, процитировать дневники писателя, поговорив с автором замечательной монографии о Трифонове –Натальей Ивановой ввести в контекст большой литературы и культуры, и выйти от злобы дня к общечеловеческим проблемам. И понять, где мы вращаемся в круге одних и тех же сюжетов и персонажей, а где – история уже дала на них СВОЙ ответ. И это – главная цель уже НАШЕГО ФИЛЬМА.

Таисия Решетникова родилась в Москве в 1989 году. Поступила во ВГИК в 2006 году на режиссерский факультет, в мастерскую А.Е. Учителя. Первая документальная работа режиссера – короткометражный фильм «Прыжок» (2007) стал лауреатом многочисленных фестивалей. В 2011 году закончила 5 курс с отличием. В фильмографии режиссера есть как игровые, так и документальные фильмы, отмеченные на различных фестивалях.

 

Фильмография:

«Прыжок» — док., 2007, 18 мин, (приз за лучший дебют — премия Лавр, фест. РОССИЯ, Окно в Европу; гран-при — фестиваль ВГИК, фест «Зеркало», АртКиноФест, фест. «Арткино», Best short film — POW fest. (USA))
«Вспышка» — игр., 2008, 10 мин, (участник Кинотавр 2009. Короткий метр) «Затерянные в Лондоне» — док., 30 мин, 2009 (совместно с NFTS)
«Просто девочка» — док., 2009, 13 мин, (2 приз фестиваля GoEast, Германия)
«Смех в темноте» — игр., 2011, 20 мин.
«Бизнес по-русски» — док., 2011, 44 мин. (пр-во к/с «РОК»)
«Нет проблем» — док, 2012, 23 мин (пр-во к/с «РОК»)
«Альберт Швейцер и Елена Бреслау» — док., 2012, 30 мин (пр-во к/с «Фишка-фильм» по заказу ТК «Культура»)

Контакты

Смотрите также: