Показ программы «Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры»

Кинопоказы
21 сентября –
25 сентября 2014

Бесплатно

В Санкт-Петербурге на кинофестивале «Послание к Человеку» 21-25 сентября в киноцентрах «Родина» и «Великан» состоятся показы программы «Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры».

 

Когда государство активно вмешивается в процесс создания кинематографа, доводя до абсурда свои претензии к творцам, хочется спросить: а судьи кто? И почему именно те картины, которые так активно «топили» чиновники из ЦК КПСС, КГБ, Госкино и прочая, теперь относят к шедеврам мирового киноискусства? Программа «Истерзанное кино» отстаивает идею уникальности авторского высказывания, которое проходит сквозь время, возвышаясь над суетой кабинетных истерик, увядших идеологий и пропагандистских потуг.

«Советская цензура насаждалась сверху. Она была бюрократическим порождением правящего режима, прямым детищем его идеологии и институтов власти», -Валерий Фомин, НИИ киноискусства, Москва. Программа игровых фильмов режиссеров бывших советских республик, чьи творения попали под особое, пристальное наблюдение со стороны советской бюрократической машины. У этих фильмов, как и у режиссеров, разные судьбы. Некоторые вообще не дошли до проката, другие вышли крайне ограниченным тиражом, иные лежали «на полке» десятилетиями, а режиссеров заставляли делать бесконечные купюры. Куратор программы Александр Марков.

Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Лариса Шепитько, Андрей Смирнов, Кальё Кийск и многие другие были вынуждены защищать своих муз, проходя большие и малые круги советского бюрократического ада. «Родник для жаждущих» — дебют в режиссуре кинооператора Юрия Ильенко и поэта-сценариста Ивана Драча. Картина, снятая в 1965 году, вышла в прокат только 22 года спустя. Кинокопии были арестованы и смыты. Поэтический киноязык оказался враждебен идеологии ЦК КПСС. Юрий Ильенко как оператор снимал «Тени забытых предков» Сергея Параджанова на Киностудии им. А. Довженко в 1964 году. Единство и борьба взглядов двух кинематографистов очевидна. Следующим фильмом «Саят-Нова» («Цвет граната») Сергей Параджанов буквально распахивает окно в новаторский стиль визуальной кинопоэзии. Но за право свободного высказывания режиссера-поэта заставляют платить. В 1972 году им уже занимается председатель Комитета госбезопасности Юрий Андропов. А в 1973 году Сергея Параджанова арестовывают. Самобытное «поэтическое кино» для советских цензурирующих инстанций — словно красная тряпка для быка. Кира Муратова требует снять свою фамилию из титров фильма «Среди серых камней», поскольку в ее картину вмешиваются, искажают. Таким образом в титрах фильма появляется псевдоним — Иван Сидоров.

Альманах «Начало неведомого века» (режиссера Андрей Смирнов, Лариса Шепитько) задумывался как панегирик к юбилею Октябрьского переворота, а получилась — эпитафия. В итоге альманах положили на полку.

С 15 по 30 сентября в киноцентре «Родина» работает выставка плакатов из архивов Музея кино.

 

Кинопоказы в рамках спецпрограммы:

  • 21 сентября в 19-00, киноцентр «Родина» - «Среди серых камней», реж. Кира Муратова. Встреча с писателем Ириной Изволовой.
  • 22 сентября в 19-00, киноцентр «Родина» - «Безумие», реж. Кальё Кийск
  • 23 сентября в 15-30, киноцентр «Великан» - «Родник для жаждущих», реж. Юрий Ильенко
  • 24 сентября в 19-30, киноцентр «Великан» - уникальная возможность увидеть «Цвет граната», реж. Сергей Параджанова в первозданном виде!!! (Кинофонд «Проект мировое кино» под председательством Мартина Скорсезе, синематека в Болонье и L'Immagine Ritrovata инициировали проект по восстановлению первоначальной версии картины Сергея Параджанова «Цвет граната» /«Саят Нова»).
  • 25 сентября в 19-00, киноцентр «Родина» - «Начало неведомого века», реж. Андрей Смирнов
  • 23 сентября в 17-00, киноцентр «Великан» - В рамках программы Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры круглый стол «А судьи кто?»…

 

Государственная цензура в советской и российской кинематографиях
Механизмы фильтрации «опасных» для имиджа государства проектов.
Какие цензурные установки озвучивает государство, финансируя кинематограф?
Что такое явная и мнимая цензура?
Знает ли автор о чем можно говорить, а о чем не стоит?

 

Президиум

Андрей Смирнов (режиссер)
Аскольд Куров (режиссер)
Виктор Матизен (киновед)
Ирина Изволова (киновед)
Валерий Фомин (киновед)
Кузин Владлен Иванович (экс-директор киностудии «Лендок»)
Карен Геворкян (режиссер)
Виталий Манский (режиссер)

 

Приглашенные

Андрей Шемякин (киновед, тележурналист)
Сергей Овчаров (режиссер)
Студенты мастерской Марины Разбежкиной
Александр Поздняков (киновед)
Tue Steen Müller
Angelika Eder (директор Гете-института)
Redenta Maffettone (итальянский институт культуры в СПб)
Serena Coletto (итальянский институт культуры в СПб)
Элизабет Маршан (отборщик Docpoint)
Тася Круговых (режиссер)
Алина Рудницкая (режиссер)
Андреа Беттинетти (режиссер)
Светлана Стасенко (режиссер)
Тамара Дондурей (режиссер)
Светлана Стрельникова

Смотрите также: