Зеленый фон и рирпроекция: как создают спецэффекты в фильмах-блокбастерах
Сегодня зрелищное кино невозможно представить не только без захватывающего сюжета, но и качественной картинки. Спецэффекты в фильмах являются неотъемлемой частью современного кинопроизводства. Это касается не только боевиков и блокбастеров. Даже в романтической драме режиссеры могут обращаться за помощью к специалистам компьютерной графики, чтобы создавать на экране мир грез и фантазий, переносить зрителя в другую историческую эпоху или помочь заглянуть в будущее.
Инструменты и методы для создания спецэффектов
Современное кино, особенно снятое в жанрах боевик, экшн, невозможно представить без применения визуальных эффектов. Это совмещение отснятого материала с дополнительной обработкой, которая может создаваться при помощи съемки на фоне зеленого экрана, либо использования кукол или моделей. Все это затем обрабатывается на компьютере в специальных программах и приложениях, позволяющих добиться эффекта реальности происходящего. В зависимости от сложности работ, процесс может занимать как несколько недель, так и годы. Часто работа над спецэффектами занимает больше времени, чем непосредственные съемки с актерами. Нередки ситуации, когда над одним проектом трудятся специалисты нескольких студий. Это позволяет значительно ускорить процесс. Также в компаниях могут быть сотрудники, специализирующиеся в одной узкой области, что позволяет повысить качество финальной картинки.
Сегодня у кинематографистов существует выбор в инструментах, позволяющим создавать магию на экране. Это зеленый фон, куклы и модели, рирпроекции. Многообразие позволяет подобрать инструментарий для решения определенных задач и эффективности использования финансовых средств, ресурсов и труда специалистов.
Зеленый фон
Съемки на ярком, контрастном фоне являются основным инструментом создания специальных эффектов в кино. За спинами актера натягивается ткань, либо выстраиваются декорации, которые окрашиваются в яркие оттенки. Это должны быть цвета, которых нет в одежде актеров, в гриме, предметах, если они с ними взаимодействуют в кадре. Часто используемыми оттенками являются — зеленый, синий и красный. Но последний вариант очень сложен в работе, так как в коже человека есть пигменты, который близки к красным оттенкам. Часто его можно встретить на съемочных площадках костюмированных фильмов.
Также в ткань такого же цвета, как фон, одевают ассистентов, которые могут в кадре помогать актерам, выполнять нужные режиссеру функции. Они поддерживают страховку, передвигают предметы, страхуют актеров и каскадеров во время прыжков. Лишние люди позже удаляются из кадра на постпродакшне. Также на экране или на костюмах ассистентов могут размещать специальные точки, которые позволяют ориентироваться в пространстве, снимать особенности движения для последующей анимации виртуальных персонажей. Зеленый фон для кино со спецэффектами сегодня является наиболее популярным методом.
Куклы
До появления хромакея в кинематографе активно использовались куклы. Они позволяли создавать несуществующих персонажей, либо их части. Куклы могут быть полноразмерными, масштабными или неполными. Так может присутствовать только голова мифического животного, либо его спина, лапы. Это помогает взаимодействовать актеру с персонажем, которого в реальной жизни не существует. Так движения артиста будут реалистичнее, не вызывать лишние вопросы у зрителей. Недостающие части после дорисовываются специалистами в графических программах на постпродакшне.
Используемые куклы могут полностью или частично механизированы. Они двигаются в кадре, способны моргать, двигать конечностями, передвигаться на площадке. Это все позволяет облегчить процесс последующей анимации и постобработки. Использование специальных моделей позволяет немного удешевить процесс, так как работа графических редакторов стоит намного больше, чем изготовление и использование куклы.
Также в кино используются макеты. Они помогают снять сцену без применения специальных эффектов. Выстраивается мини-копия здания, местности, сооружения, которая затем снимается камерами. В кадре может происходить их разрушение или восстановление.
Рирпроекция
Метод, когда на заднем фоне используется заранее отснятое изображение, применяется очень давно. Еще в черно-белых фильмах можно заметить, как за окном автомобиля мелькает пейзаж. Раньше подобные эффекты были заметны. Если хорошо присмотреться, то можно заметить несоответствие. Но сегодня рирпроекцию часто невозможно отличить от реальности. При съемках движущихся автомобилей ассистентами раскачивается транспортное средство. Или же используется специальное оборудование. Сегодня проектор, передающий изображение, синхронизируется с камерой, что позволяет избежать бликов, мерцания и рассинхрона.
Далеко не всегда дорогостоящие проекты снимаются при помощи использования компьютерной графики. Довольно часто можно встретить ситуацию, когда фантастические проекты снимаются в живую на специально выстроенных макетах. Это позволяет добиться большей реалистичности. Спецэффекты в кино требуют больших финансовых вливаний.
Как снимают кино на зеленом фоне
Использование хромакея сегодня стало нормой. Даже в домашних условиях любители прибегают к использованию этой технологии. Мощности современных компьютеров хватает на то, чтобы обработать подобный материал. А изготовление зеленого фона не требует больших финансовых затрат и особых умений. Человек без опыта вполне способен сделать за несколько часов студию, где можно снимать видео со специальными эффектами.
Полученное изображение загружают в специальные видеоредактор. Программа на основе встроенных алгоритмов автоматически удаляет фон, и позволяет получить прозрачное пространство, куда можно поместить любое изображение или видео. Итоговый результат будет зависеть от профессионализма специалиста, от качества его работы.
Промежуточный результат в специальных комнатах просматривается съемочной группой, чтобы исключить возможность погрешностей. Если находятся ошибки, то они исправляются и проект дорабатывается. Постобработка может занимать как несколько недель, так и лет. Чем выше требуемое качество финальной картинки, тем продолжительнее процесс.
Как взрывают машины в кино
Редкий боевик может обойтись без взрыва автомобиля. Стоит отметить, что для подобных трюков используются реальные машины и взрывчатка. Для этого на площадке присутствуют специалисты-пиротехники. Они рассчитывают количество взрывчатого вещества, проверяют безопасность, чтобы никто не пострадал. Часто применяются списанные машины, приобретенные на автомобильных свалках. Они могут быть даже не на ходу. Это позволяет удешевить процесс, но получить красивый кадр.
Далеко не всегда такие съемки идут по плану. Взрыв может оказаться сильнее задуманного. Может не сработать взрывное устройство, что чревато последствиями. Поэтому требуется несколько дублей. Нередки и несчастные случаи, когда каскадеры или пиротехники получают травмы, так как расчеты были проведены неверно. Для подобных съемок используются макеты автомобилей.