Где снимали фильм «В поисках капитана Гранта» (1985)

Фильм «В поисках капитана Гранта» был совместным советско-болгарским проектом с общим бюджетом, и в съёмках в обеих странах участвовали русские, белорусские, эстонские и болгарские артисты. Картину снял Станислав Говорухин в 1985 году по мотивам романа Жюля Верна. В ней масса приключений, опасных трюков и, конечно, живописных пейзажей, на фоне которых разворачивается действие. Если вам интересно, где снимали В поисках капитана Гранта, читайте статью далее.
Основные локации
Фильм снят на Одесской киностудии (СССР) и студии «Бояна» (Болгария). Павильонные сцены снимались на Одесской киностудии и в киностудии «Бояна». Несколько сцен были сняты на берегу Сены.
Кругосветное путешествие на «Дункане» проходило в Крыму и в Болгарии. Болгария стала площадкой для летних съёмок, а за зимние красоты отвечал Крым.
Южный берег Крыма как Южная Америка
Побережье Южной Америки снимали на южном берегу Крыма. Айртона высадили на «безлюдном берегу» в бухте Чехова в Гурзуфе. В конце фильма лорд высаживает преступника Айртона на остров Табор. На самом деле актёр стоит на камнях Чеховской бухты.
Многие морские сцены снимали в проливе между скалами Адаларами и скалой Шаляпина. В финале «Дункан» прибывает в родную гавань, и в кадре видны Адалары.
Аю-Даг вместо Канарских островов
В начале путешествия юный Роберт Грант стоит у борта «Дункана» и смотрит на Аю-Даг; по сценарию в тот момент судно проходит мимо Канарских островов. Потом яхта Гленарвана проходит через Лазурную бухту.
Ай-Петри: заснеженные Анды и опасные трюки
В Крыму снимали большинство зимних сцен: заснеженный перевал в Андах сыграла крымская вершина Ай-Петри. На высоте 1100 метров актёров страховали профессиональные альпинисты — когда они снимались без дублёров, за кадром их держали на страховочных верёвках.
На Ай-Петри также снимали опасный эпизод со сходом лавины, для чего установили большой деревянный щит, выполнявший функцию забора. Он держался на верёвках, и когда их перерезали, десятки кубометров снега обрушились вниз. Хотя на съёмочной площадке дежурили спасатели, актёры подверглись серьёзному риску во время съёмки.
Сцену со сходом лавины в Андах снимали на заснеженной Ай-Петри; использовался искусственно созданный эффект, управляемый альпинистами. Там же должны были отснять механического кондора, уносящего в когтях Роберта Гранта (с применением тросов канатной дороги и каскадёра), но рисковать не стали и в итоге провели эту сцену в павильоне.
Другие крымские локации
В кадре часто видны мелькающие утёсы Карадага и скалы Никитской расселины.
Болгария: от Амазонки до Новой Зеландии
Горы Белоградчика: Патагония, индейцы и людоеды
Красивая природа Болгарии заменила режиссёру леса Амазонки, там же снимали приключения в Австралии и Новой Зеландии, а Патагонию нашли возле города Белоградчик.
В горах возле болгарского города Белоградчик и в пещере Проходна снимали сцены с индейцами, захватившими в плен Паганеля, а также эпизоды с дикарями-людоедами Новой Зеландии. Деревню, где в фильме держали пленников, строили в течение двух месяцев.
Пещера Проходна
В кадр попала болгарская пещера Проходна — здесь снимали сцены в подземельях.
Болгарские горы как Кордильеры
Местные горы стали Кордильерами. В горах и лесах Болгарии снимали Кордильеры, болота Австралии и леса Амазонки.
Одесса: павильонные съёмки и кабинет Жюля Верна
Кабинет автора создали в павильоне Одесской киностудии. По замыслу сценариста нужно было передать, как писатель создавал своё знаменитое произведение. Зритель видит Жюля Верна за работой в кабинете, где собрана его морская библиотека, на яхте со слугой или помощницей.
Париж: берег Сены
Несколько сцен сняли на берегу Сены во Франции.
Чёрное море: акватория для морских сцен
Жюль Верн не мог представить, что кинематографический «Дункан» будет рассекать Чёрное море. Морские сцены снимали в акватории Чёрного моря у берегов Крыма.
Шхуна «Кодор» в роли «Дункана»
История корабля
Киношникам удалось найти подходящее судно. В роли «Дункана» сняли бермудскую шхуну «Кодор». Съёмки спасли судно от гибели: заброшенный корабль давно гнил на дне Каспийского моря.
Изначально шхуной пользовались рыбаки, позже она работала на доставке провианта. В пятидесятых годах шхуну перестроили, оснастку сменили на бермудскую и отправили в Ленинградскую мореходку в качестве учебного пособия для курсантов. На ней осуществляли длительные трансатлантические переходы.
Превращение в «Дункан»
Чтобы стать звездой кинематографа, «Кодор» был тщательно «загримирован». Шхуну оснастили пушкой, в кадре из неё производят выстрелы, и фальшивую дымовую трубу оснастили дымогенератором.
На палубе установили скамейки, переделали мостик, развесили таблички с названием «Дункан» и начертили имя на борту корабля. Новое название украсило спасательные круги и штурвал. Немного обновили дизайн, и бермудская шхуна преобразилась в элегантную шотландскую яхту.
Путь из Каспия в Чёрное море
Для участия в съёмках «Кодору» нужно было попасть из Каспийского моря в Чёрное. Сперва его вели по Волге, но при входе в Волго-Донский канал выяснилось, что глубина недостаточна для такой шхуны. Выходом стали понтоны, на которых судно добралось до Одессы. Из Одессы «Кодор» отправился на съёмки в Болгарию.
Судьба после съёмок
После дебюта в кинематографе «Кодор» продолжил карьеру как судно для съёмок игровых фильмов про море. Позже он появился в картине «Остров сокровищ» (в эпизодах).
В дальнейшем шхуну отправили в Баку, и после распада СССР она превратилась в плавучий ресторан. Окончательная судьба киношного «Дункана» неизвестна: в Сети встречаются версии, что судно сгорело или было передано то ли Украине, то ли Германии.
Замысел режиссёра: современный киноязык для классики
Станислав Говорухин решил, что в 1980-х годах пришла пора рассказать всем известную историю современным киноязыком. Свои цели он объяснял так: «Я понимал, что дети перестают читать. Так что я просто обязан был вернуть им литературу, хотя бы и в виде кинофильмов».
Картину Говорухина сложно назвать экранизацией романа Жюля Верна — скорее, она снята по мотивам произведения. Станислав Говорухин изменил многие эпизоды и добавил новые. Кроме того, в фильме появилась вторая сюжетная линия — о жизни писателя Жюля Верна.
Режиссёр внёс в повествование элементы вестерна: погони, скачки на лошадях, дикие аборигены и эффектные морские сцены.
Музыкальное оформление
За музыкальное сопровождение, ставшее визитной карточкой фильма, отвечал Максим Дунаевский, который вписал в сюжетную канву аранжировку музыкальной увертюры своего отца. В старой картине звучала знаменитая мелодия — увертюра Исаака Дунаевского, знакомая многим зрителям. Говорухин использовал вариации на эту тему и увертюру из первой экранизации.
Заключение
Фильм «В поисках капитана Гранта» стал ярким примером мастерства советских кинематографистов в создании масштабных приключенческих картин с применением живописных локаций Крыма и Болгарии.
Южный берег Крыма превратился в побережье Южной Америки, Ай-Петри стала заснеженными Андами, а болгарские горы и леса изобразили экзотику от Амазонки до Новой Зеландии. Совместная работа советских и болгарских кинематографистов, опасные трюки на высоте 1100 метров и спасённая от гибели шхуна «Кодор» придали картине дух настоящего приключения для актёров и съёмочной группы.
Кругосветное путешествие капитана Гранта, снятое в двух странах в 1985 году, остаётся одной из самых любимых экранизаций классики приключенческой литературы.
Еще по теме

Когда выйдет 2 сезон Дома дракона: дата релиза, сюжет
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие

Биография Юлии Снигирь — звезды «Мастера и Маргариты»

Где снимали «Брат» и «Брат 2» — культовые локации легендарных фильмов

Легендарные фильмы Голливуда 50-х годов

ТОП-10 фильмов про чекистов

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино
