Тенденция

Форматы будущего: как будет развиваться российское цифровое радиовещание

Почему DAB+ — наиболее перспективный формат радиовещания, что ему может противопоставить российский РАВИС и так ли российские чиновники заинтересованы в развитии отрасли

  • 23 декабря 2016
  • 5103
Василий Гуляев

Новости о развитии радиовещания в формате DAB+ (Digital Audio Broadcasting) на территории Европы вызывают легкую зависть. Наиболее «продвинутыми» в этом плане оказались Швейцария, Великобритания и Норвегия. Последняя обещает вообще отключить аналоговое FM-вещание через несколько месяцев, заменив его цифровым. И даже наши ближайшие соседи латвийцы решились приступить к годовому тестированию нового формата, прежде чем выделить средства на дальнейшие работы. Справедливости ради следует заметить, что Эстония и Литва, проведя подобное исследование, решили пока повременить с переходом на цифровое радиовещание.

Развитие радиовещания в ЕвропеРазвитие радиовещания в Европе

У обывателя возникает масса вопросов: а что это за формат DAB+, зачем его внедрять и что принесет рядовому слушателю? Наверное, и приемники придется покупать новые: а что о них известно и как насчет российской разработки, или вновь везем их из-за рубежа? Сколько будут стоить аппараты?
 

Первые шаги


Начнем с предыстории. Перевод радиовещания на «цифру» изначально был заложен в федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы», утвержденной в сентябре 2009 года.
 
Главная цель предполагавшегося перехода — резкое улучшение качества приема по сравнению с традиционным аналоговым радиовещанием в диапазоне коротких волн.

ФЦП делала упор на развитие радиовещания в формате DRM (Digital Radio Mondiale). Если коротко — это набор технологий с использованием кодеков MPEG-IV, которые позволяют обеспечить цифровое вещание с более высоким качеством в традиционных для аналоговых трансляций диапазонах.

В 2010 году Правительство России издало распоряжение, в котором Минкомсвязи России, Минпромторгу России и Ростехрегулированию было поручено организовать разработку и обеспечить утверждение национальных стандартов системы Digital Radio Mondiale в 2010-2011 гг.
 
Схема работы Digital Radio MondialeСхема работы Digital Radio Mondiale

Главная цель предполагавшегося перехода — резкое улучшение качества приема (не хуже действовавшего на тот момент вещания в УКВ-диапазоне) по сравнению с традиционным аналоговым радиовещанием в диапазоне коротких волн. Таким образом коротковолновые трансляции из чисто информационных должны были перевести в разряд художественно-информационных. Это позволило бы охватить качественным вещанием огромную территорию страны.

Самая первая трансляция из России в этом стандарте прозвучала в Европе 14 ноября 2000 года: она велась из Талдомского радиоцентра (так называемый Радиоцентр № 3 в Подмосковье), а прием сигнала осуществлялся в Париже. Следующая передача шла из Иркутска в направлении Токио.
 
К сожалению, полноценно решить проблему доступных для населения (прежде всего, по цене) радиоприемников так и не смогли.

В 2003 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение «Об организации опытных зон экспериментального цифрового звукового радиовещания стандарта DRM», и с тех пор такие опытные трансляции стали проводиться чаще.

Единственное, что следует отметить из серьезных наработок в России на тот момент — это тестовое вещание радиостанции «Голос России», ныне прекратившей работу в эфире. На ней с 2003 года организовывали трансляции в стандарте DRM на коротких волнах. Программы шли в эфир на четырех языках: русском, английском, немецком и французском для ближнего и дальнего зарубежья, их объем достигал 32 часов в сутки. DRM-формат тогда считался самым перспективным для России (хотя радиолюбители были против — при трансляции поражались сразу несколько соседних частот).

К сожалению, полноценно решить проблему доступных для населения (прежде всего, по цене) радиоприемников так и не смогли. Первой «ласточкой» в 2006 году стал аппарат СРЗ PII-226 DRM, который разработали специалисты Сарапульского радиозавода. Впоследствии в небольшом количестве была выпущена партия аппаратов СРЗ РП-227 DRM с торговой маркой «Орленок», но он мог работать только от сети (на природу с ним не поедешь), потреблял много энергии и сильно грелся.

DRM-радиоприемникDRM-радиоприемник

Увы, в обычных магазинах их не было, и радиолюбители использовали для приема передач в новом формате компьютеры с соответствующим программным обеспечением. На этой модели история российских DRM-радиоприемников и закончилась.

В 2012 году правительство изъяло из ФЦП задачи по развитию цифрового радио, и все силы бросило на развитие цифрового телевидения.

В 2013 году на Международном конгрессе русскоязычных вещателей, который проходил в Москве, заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин объяснил принятое решение тем, что в мире нет устоявшегося цифрового формата для радио. «Главное для нас  — это экономические критерии. И когда мы все просчитали, то пришли к выводу, что российский рынок не готов для перехода на цифровое вещание», — говорил он
 

Все в одном


Следует упомянуть и чисто российскую разработку — систему РАВИС, представленную в 2005 году.
 

РАВИС позволяет транслировать и мультимедийные сервисы: видео, текст (информация о состоянии дорог и прочее.), статичные изображения и т.д.


Эта аббревиатура расшифровывается как «Российская АудиоВизуальная Информационная Система реального времени» (за рубежом звучит немного иначе: RAVIS, Real-time AudioVisual Information System). Предназначена она для вещания в диапазонах 66 – 74 и 87,5 – 108 МГц (то, что в обиходе именуется как диапазоны УКВ и FM). Технологию разработали Виктор Дворкович и его сын Александр, специалисты по цифровым видеоинформационным системам. Они же впоследствии организовали компанию «Сад-Ком». 

Основное преимущество РАВИС заключается в возможности передавать от 10 до 15 программ со стереофоническим звучанием CD-качества в одном стандартном радиоканале в указанных диапазонах. Не секрет, что в крупных городах уже возникает проблема распределения частот для новых вещателей (диапазоны не безграничны) и данное решение позволило бы разрешить ситуацию.

Структурная схема передающей части РАВИССтруктурная схема передающей части РАВИС

И тут мы переходим к одному из наших первых вопросов: чем, помимо обещанного высокого качества аудиконтента, данная система может «похвастаться» перед обычным вещанием?
 
Тем, что может транслировать и мультимедийные сервисы: видео, текст (информация о состоянии дорог и прочее.), статичные изображения и т.д. Согласно задумке все эти «блага» можно получать прямо в движущемся автомобиле, на стандартные штыревые антенны в городских условиях с плотной застройкой, многолучевым сигналом при отсутствии прямой видимости антенны передатчика, а также в районах со сложным рельефом, в горной местности и в густых лесных массивах. Конечно, изначальное разрешение для телевизионной мобильной телевизионной «картинки» мало: всего 640х480 пикселей, но предполагалось, что его увеличат до стандартных 720х576 пикселей. Для вещателей это решение сулит прежде всего уменьшение потребляемой мощности передающих устройств.

С августа 2009 года по апрель 2010 года в Москве и Сочи провели дополнительные доработки и полевые испытания модели системы РАВИС. В результате был утвержден национальный стандарт — ГОСТ  Р 54309 – 2011 «Аудиовизуальная информационная система реального времени РАВИС».




Позже рабочая группа «Космос и телекоммуникации» Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию признала проект перспективным, но экономически слабо проработанным и рекомендовала для доработок в фонде «Сколково». 

16 октября 2015 года на заседании Государственной комиссии по радиочастотам РФ  было принято решение «Об организации опытных зон системы цифрового радиовещания РАВИС».
 



Вот что оно предписывало:

 «1. Выделить Некоммерческому партнерству поддержки регионального телевидения "Объединение региональных телекомпаний" и Московскому физико-техническому институту (МФТИ) полосы радиочастот 65,8-74 МГц и 87,5-108 МГц для проведения опытных, экспериментальных и конструкторских работ радиовещания системы РАВИС в г. Казани, г. Краснодаре, г. Ижевске и г. Калининграде… 

2. Результаты опытных, экспериментальных и конструкторских работ должны быть представлены Некоммерческим партнерством поддержки регионального телевидения "Объединение региональных телекомпаний" в ГКРЧ не позднее IV квартала 2018 года». 

Ну и немного о приемнике данного формата. Здесь результаты еще скромнее, чем в случае с DRM-вещанием: известна только примерная стоимость будущих моделей — около 100 – 120 долларов.
 

Пути развития


Итак, на сегодняшний момент существует три основных направления, по которым предполагалось развивать цифровое радиовещание в нашей стране.




Перспективы DRM в России неутешительные. После 2012 года события в диапазонах, предназначавшихся для трансляций в этом формате, развивались очень быстро и не в лучшую сторону. Диапазоны длинных и средних волн в 2014 — 2015 годах покинули основные государственные российские вещатели: «Радио России» и «Маяк». «Радио России» покинуло также и короткие волны.
 
В 2013 году Европейский вещательный союз (EBU) признал наиболее перспективным стандарт DAB+.

Как заявил заместитель генерального директора ВГТРК Сергей Архипов, сокращение вещания в названных диапазонах  связано с уменьшением государственного финансирования ВГТРК в 2014 году.

«Голос России» с 1 января 2014 года также прекратил многолетнее вещание на иностранных языках для зарубежных стран на коротких и средних волнах в связи с сокращением финансирования.




Справедливости ради следует отметить, что к DRM-формату вещания «охладела» и часть зарубежных «радиогигантов» — прежде всего, это «Немецкая волна», которая длительное время шла в авангарде исследований в этой области. Связано это с общей тенденцией сворачивания коротковолновых и средневолновых трансляций. В настоящее время наиболее активные «игроки» здесь — это Румыния и Индия. О радиоприемниках этого стандарта (российского производства) уже упоминалось в начале материала, и с тех пор ничего нового на данный момент на рынке не появилось.

Тем более что в 2013 году Европейский вещательный союз (EBU) признал наиболее перспективным стандарт DAB+. Он «отличается устойчивостью, обладает высокой эффективностью использования спектра и экономичностью», говорится в материалах ГКРЧ. DAB+ используются более новые кодеки и позволяет транслировать до 16 станций в стереорежиме на одной частоте. Он, как и упоминавшийся РАВИС, может разнообразить услуги для владельца приемника за счет текстовых сообщений, объявлений и т.п.

Стандарт DAB+ предназначен для вещания в так называемом третьем диапазоне радиочастот — от 174 до 230 МГц. Сейчас в России этот диапазон занят аналоговым телевидением, но после его отключения он должен освободиться (вопрос — когда?).




Приемники с DAB+ стоят относительно недорого, их производят несколько зарубежных компаний (наших приемников на рынке пока нет).
 

Что дальше?


Карта покрытия цифрового радио DAB/DAB+ в 2014 годуКарта покрытия цифрового радио DAB/DAB+ в 2014 году. Голубым цветом отмечены «заинтересованные»

Что касается российского радиовещания в стандарте DAB+, то и здесь ситуация в стадии опытного тестирования. Тестовое вещание проводилось РТРС с Останкинской телебашни, для передач использовались программы радиостанции «Маяк». В ноябре 2014 г. на XVIII Международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещания (НАТ) в ходе Международной выставки профессионального оборудования NATEXPO на стенде РТРС впервые в России проводилась демонстрация передачи радиосигнала в цифровом стандарте DAB+. 
 
В настоящее время радиовещание в DAB+ осуществляется в более чем 40 странах, включая Норвегию, Швейцарию, Великобританию, Германию и Данию. 

Для этого стенд оснастили несколькими радиоприемниками различных моделей, которые принимали сигнал передатчика, специально установленного на Останкинской телебашне.

Далее — информация из протокола Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России от 30 июня 2015 г. «О результатах проведения работ в опытной зоне экспериментального цифрового звукового радиовещания стандарта DAB+ в полосе радиочастот 174-230 МГц»:

«Поручить Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям (ФГУП РТРС) продолжить исследования в рамках научно-исследовательской работы "Разработка рекомендаций по внедрению в Российской Федерации цифрового стандарта радиовещания DAB+" в части вопросов обеспечения электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами различных радиослужб в диапазоне 174-230 МГц и представить в IV квартале 2015 года в Государственную комиссию по радиочастотам проект решения ГКРЧ об использовании полосы радиочастот 174-230 МГц для создания на территории Российской Федерации сетей цифрового радиовещания стандарта DAB+».

Как видим из этой длинной выдержки, ГКРЧ лишь приняла к сведению отчет и поручила РТРС продолжить работы в части обеспечения электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами различных радиослужб. Так что еще все впереди.

В настоящее время радиовещание в DAB+ осуществляется в более чем 40 странах, включая Норвегию, Швейцарию, Великобританию, Германию и Данию.
 

Вместо заключения


Алексей Волин / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Волин / Фото: Виктор Вытольский

Приведу точку зрения заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Волина: «В ближайшей перспективе радио (в России — прим. tvkinoradio.ru) не ожидает процесс цифровизации, в отличие от телевидения. На сегодняшний день мы смогли перевести примерно 20 телевизионных каналов в цифровой режим, и что мы видим —  даже с наполнением этих 20 каналов у нас есть определённые сложности. Второй мультиплекс сегодня работает далеко не во всех городах, где он уже должен был работать.

В отношении радио ситуация следующая. На недавно прошедшем мероприятии, которое проводила Академия Радио, отмечалось, что российский радиорынок сегодня отличается двумя процессами — продолжает увеличиваться количество радиостанций при сокращении объемов рекламного радиорынка. И если мы переведем радио на цифру, мы тем самым дадим возможность для еще более многократного увеличения количества радиостанций. Рекламного рынка на такое количество игроков сегодня просто нет. Поэтому принципиальная позиция — и Министерства связи Российской Федерации, и представителей Российской Академии Радио — что на сегодняшний день радио еще рано переводить на цифру. Мы, ради спасения индустрии, будем сознательно тормозить научно-технический прогресс в радиоотрасли».


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 4754
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 3293
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3256
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2783
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 1968
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 1947
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее