Техника

Собери сам: звуковой комплект своими руками

8 каналов плюс 8 радиосистем минус 10 килограммов веса. Разбираемся, как сделать легче тяжелую профессиональную аудиотехнику. И при чем тут кот

  • 12 декабря 2016
  • 3936
Константин Миллер

На телевидении и в кино Виктор Походенко работает больше 10 лет — звукорежиссером. Занятие любимое, но тяжелое. Требования на проектах разные: бывают статичные съемки — приехали, выставили базу, протянули 220В, весь день оборудование на одном месте; бывают динамичные, из серии «а давайте сейчас эту сцену снимем вот там, в 500 метрах отсюда, нужна только камера». 220 там, конечно, нет. И звуковой комплект желательно нести на себе. 

Виктор Походенко / Фото: Виктор ВытольскийВиктор Походенко / Фото: Виктор Вытольский

Через двадцать проектов Виктор решил — пора что-то изобретать, чтобы: 
 
  • по максимуму снизить вес и объем оборудования, с которым приходится работать;
  • сделать технику удобной в использовании как в павильоне, так и на натурных съемках;
  • при всех этих чудесах не пострадало качество материала.

Сел, подумал. Позвал на помощь брата, инженера по образованию, подумали вместе. И разработали переносной комплект для звукозаписи с восьмью каналами: сначала «простенький чемодан», через 1,5 года сделали его в карбоновом корпусе, еще через два — полностью довели свою идею до ума во всех деталях. Назвали звучно — ZVK 2.02.

 ZVK 2.02 / Фото: Виктор ВытольскийZVK 2.02 / Фото: Виктор Вытольский

— Это значит звук? 

— Нет, это сокращение от Золо Виспа Криспус, так зовут нашего кота. Он директор команды ZVK, вот и назвали в его честь.

— Директор —  кот? 

— Ну, кто-то же должен быть директором. Нам с братом это не интересно, я — звукорежиссер, Вячеслав — инженер. А коту все равно делать нечего, пусть руководит.

— Ок. Вернемся к оборудованию. Удалось в итоге решить задачи, которые вы перед собой поставили? 

— Да, вполне. Все лишнее: корпуса, разъемы, дополнительные детали — мы безжалостно удалили и выбросили. Бились за каждые 10 граммов веса. Комплект получился удобным в работе. В состав системы ZVK 2.02 входят профессиональный восьмиканальный рекордер Roland R-88 и восемь радиосистем Sennheiser EW 100. Рекордер и восемь приемников c активными сплиттерами ASA мы поместили в один корпус, переделали в нем систему питания, чтобы можно было работать от батарей с горячей заменой, и теперь можем носить его.
 
ZVK 2.02 / Фото: Виктор ВытольскийZVK 2.02 / Фото: Виктор Вытольский

Комплект оптимально подходит для организации звукового 8-канального тракта для видеозаписи как в помещении, так и на открытом воздухе. Могут использоваться петличные микрофоны Sennheiser с миниатюрным передатчиком, а также подключаемый передатчик Sennheiser SKP 100 с разъемом XLR, который превращает проводные микрофоны и микшерные пульты в беспроводные устройства. Расширенная система частотных банков позволяет избежать перекрестных искажений.

— Самое интересно — как вы это сделали? 

— Я исходил из опыта, что удобнее на площадке, а что нет. Славик все это решал с технической стороны — пайка и просчет всех нагрузок были на нем. Многие решения не сразу дались. Бывало что-то не получалось. Как в старом анекдоте про самолет с несколькими палубами, теннисным кортом, бассейном и тремя ресторанами. И обалдевший капитан произносит: «А теперь со всем этим барахлом мы попытаемся взлететь». Это как создавать корч. Там главное, чтобы машина ездила боком. Нестандартно. Вот и у нас получился своеобразный корч для звукорежиссера.

— В чем принципиальное отличие вашего комплекта от других, известных производителей?

— Легче сказать, в чем сходство. В платах. Наша работа, по сути, заключалась в самой сборке, остальное — либо японское, либо немецкое. Главная идея: в одном устройстве записывать до восьми каналов радиомикрофонов. Мы взяли стационарные системы 100-й серии, потому что они работают стабильнее портативных. Можно собрать и на 300-й, и на 500-й, просто тогда 100-е были в наличии, и они дешевле. 

ZVK 2.02 / Фото: Виктор ВытольскийZVK 2.02 / Фото: Виктор Вытольский

Сам пишущий аппарат из Японии, разобрали его полностью, до плат. У него свой процессор, мы туда не лезли. Взяли за основу рекордер и подключили к нему платы радиосистем. От оригинального рекордера осталась часть передней панели с дисплеем. Конечно, хорошо бы выводить всю информацию на один дисплей, идеи по этому поводу есть, но пока мешают технические сложности. Еще одна трудность: при подвешивании на грудь мы не видим этот дисплей — надо приподнимать устройство. 

— В каком формате пишется звук?

— WAV, 24 бита, 48кГц. Можно поставить больше, но не нужно. На 32 ГБ карту памяти помещается до 10-ти часов беспрерывной записи на все восемь каналов. Допустим, мы работаем на реалити-шоу. Там бывает так: поставил запись, и она идет 4-5 часов без остановки. 

ZVK 2.02 / Фото: Виктор ВытольскийZVK 2.02 / Фото: Виктор Вытольский

— Какие антенны можно использовать?

— Можно подключить «усы», напрямую или через бустеры, можно использовать большую широкополосную направленную антенну. Пишется все на стандартные карты памяти SDHC, даже 64 ГБ. И никакого кабеля. Все спроектировано на радиоканалах. Даже синхронизация в реальном времени по тайм-коду.

— Как запись контролируется?  

— Средствами пишущего пульта, встроенного в R-88. Есть фейдеры, есть чувствительность, дисплей покажет уровни всех восьми дорожек. На ходу все это подкручивается, через наушники все слышно. Полный контроль. 

ZVK 2.02 / Фото: Виктор ВытольскийZVK 2.02 / Фото: Виктор Вытольский

— Перегрузки можно услышать?

— Да, конечно. На перегрузку можно установить лимитер, компрессор, все это есть.

— То есть все, что встроено в Roland, вы сохранили, изменив только питание?

— Питание немного доработали. Привели к единому значению у всех составляющих. Снабдили двумя аккумуляторными батареями V-lock и 4-штырьковым разъемом — к нему подключается внешний блок питания. Этих батарей хватает на 5-6 часов непрерывной работы. Возможна горячая замена, работают по очереди — можно переключить с одной на другую, спокойно выключив первую, при этом ничего не нарушается. Максимальный ток — 3,5 Ампера. И чем меньше мы радиоканалов используем, тем меньше аппарат потребляет.  

— То, что этот прибор годится для ТЖК, не вызывает сомнений. А с прямым эфиром справится?  

— Нет. В принципе, у него есть все выходы, но это лишает его мобильности. Я не могу звук отдавать непосредственно в студию. 

ZVK 2.02 / Фото: Виктор ВытольскийZVK 2.02 / Фото: Виктор Вытольский

— Почему? У R-88 есть выход стереомикс. Если у вас камера снабжена устройством передачи в телецентр, то вы цепляете к ней кабель — и вперед! Единственно, что для мобильной работы в эфире нужен какой-то примитивный микшер, чтобы переходить с микрофона на микрофон. Хотя микшер тоже есть в рекордере, но он на поворотных ручках, для прямых эфиров не годится.

— Согласен. Для эфирной работы я бы придумал что-то другое. Мы не продумывали этот момент. Это идея! В принципе, если сделать навесное оборудование к этому прибору, то можно отдавать на камеру радиосигналом полный микс. Это будет несложно сделать. 

— Вы как-то защитили уже авторские права?

— Нет. Зачем? Мы всего лишь собрали корч из обычных компонентов. Да, допилили. Да, довели почти до совершенства. Но не создали принципиально новое. Просто сделали старое удобным. Вернее, очень удобным. А патент раскроет все наши хитрости. Он не нужен.

Виктор Походенко / Фото: Виктор ВытольскийВиктор Походенко / Фото: Виктор Вытольский

— И не боитесь, что кто-то украдет идею и повторит?

— Не боимся, а ждем этого. Это будет еще одной победой. Значит, мы на верном пути, раз кто-то за нами следует. 

 


Комментарии

Комментариев: 5

Отличная работа, господа! Сам ни раз сталкивался с рядом аналогичных проблем, когда все по отдельности большое, громоздкое, имеет в наличии кучу бесполезных функций, но при этом не работает от аккумулятора. Тут без "доработки" не обойтись, и каждый, кто имеет отношение к кино или ТВ, когда-то брался за паяльник. Чаще всего такая идея не нова и патентовать сие творение просто нет смысла, как нет смысла, по большому счету, патентовать грамотно упакованный нужным (необходимым) оборудованием рэковый ящик. Коллеги поделились примером работы грамотного укомплектования оборудования с оптимизацией системы питания в единый корпус - это отличное решение!

 

Даммы и господа, кто пишет про плагиат и знает чья это идея и разработка, в дальнейшем прежде чем писать разберитесь в сути вопроса. Я лично чертил и заказывал все комплектующие для данного комплекта, а так же лично паял все внутренности. Если вы не владеите полной информацие, то не надо писать про плагиат и прочее. Если у вас остались какие либо мысли по данному вопросу, готов обсудить в любой удобной для вас форме. Только не с ноу нейм абонентом, дискуссии без аргументов неинтерестны. Всем остальным заинтересовавшимся готов ответить на вопросы.

Уважаемые Николай Антонов и Василий Алибабаевич! Рад буду доказательствам того, что этот комплект придуман не мной и моим братом. Удачи вам.

))) ну чувачек повеселился! не понимаю, что заставило его написать такую статью? ведь всем известно чья это идея и разработка. видимо тоже хочется быть в тренде. ура плагиату!!!

Интересно, а у Виктора Походенко есть хоть капля совести? Надеюсь найдётся, и этот человек признается, что ни идея, ни разработка такого звукового комплекта ему не принадлежит. Поэтому зачем ему бояться, что идею украдут ;)
Сел он, значит, подумал и придумал :) 

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2491
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1866
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1575
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1553
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1410
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1402
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее