Полный комплект

Бюджетная съемка концерта в формате 4К

Открываем новую рубрику, в которой мы покажем комплекты оборудования на конкретных проектах. Для первого выпуска о своем «концертном» наборе нам рассказал питерский оператор-постановщик Дмитрий Егоров, снимавший выступление «Северного флота» в Известия Hall

  • 2 декабря 2016
  • 13052
Евгений Белов

Камеры

Sony Alpha 7S II

Для съемки концерта в 4K мы использовали Sony α7S II — на данный момент это одна из топовых камер на рынке беззеркалок. Ее полюбили за высокую светочувствительность, внутриматричный стабилизатор, полнокадровый 4К и возможность использовать EF оптику. Кроме того, в ней можно выбирать режимы S-Log2 или S-Log3, что очень полезно для постобработки изображения. У Sony α7S II есть недостаток в эргономике, но к этому можно привыкнуть. Больше напрягают батарейки с малой емкостью, они очень быстро садятся.


Panasonic Lumix DMC-GH4Panasonic Lumix DMC-GH4

У этой камеры как раз все в порядке с аккумуляторами и длиной записи, поэтому на концертах я использую ее для съемок общих планов или ставлю на кран. Lumix GH4 я купил с рук в Москве года два назад, когда они только стали появляться. До этого у меня был Lumix GH2, и я хотел сделать апгрейд. Мониторил объявления, нашел самый дешевый вариант, сэкономив тысяч десять. Подвох в том, что это японский Lumix GH4: у него японское меню, и чтобы переключить язык, нужно перепрошить фотоаппарат в официальном сервисном центре Panasonic. Я сначала переживал по этому поводу, но потом включил камеру, взял распечатку меню на русском и спокойно разобрался по картинкам. Тем более что я уже работал с Люмиксом, знаю, где находятся необходимые мне настройки и режимы.

У японской модели оказалось одно существенное преимущество – она может писать видео без временных ограничений, в отличие от европейских Люмиксов, которые могут снимать без стопа только 29 минут 59 секунд. Это связано с особенностями европейского таможенного законодательства – если фотоаппарат может записывать видео дольше 30 минут, то это уже видеокамера, которая облагается иным налогом. Мой рекорд беспрерывной съемки на японский Lumix — 3 часа. Главное, чтобы хватило батарейки и места на флешке. Еще одно преимущество Lumix GH4 — универсальный байонет Micro 4/3. Через переходник на него можно поставить любую оптику: советскую, киношную, Canon, Nikon, Yashika. Конечно, есть и недостатки, например, не очень высокая светочувствительность или высокая цена переходников с поддержкой стаба объектива. Только сейчас стали появляться переходники с управлением диафрагмы, раньше их не было. Но основная причина, отпугивающая многих операторов, это кроп-фактор 2. Все привыкли снимать полный кадр на Canon, хотя киношные камеры типа RED, ARRI или Blackmagic тоже имеют кроп. Я не испытываю с этим проблем, потому что у Люмикса большой выбор неплохой оптики.

 

Почему DSLR-камеры завоевали популярность у профессионалов сферы видео- и кинопроизводства? Читайте в нашей статье «Камерная революция»: фотоаппараты против видеокамер
 
 
 

Адаптеры

Sony NEX-Canon Metabones Smart Mark IV

Для концертов мы используем кэноновскую оптику, камера Sony + переходник на E-mount — классика жанра, отработанный вариант. Вообще, оптика Canon одна из самых распространенных, у всех операторов в моей команде есть набор кэноновских объективов.

 


Объективы

Выбор объектива зависит от точки съемки. 70-200 — самые распространенные объективы, они стояли на двух камерах, работающих под сценой, и на фотоаппарате, снимающим боковой крупный план на ней. Для общего плана я выбрал объектив 24-70. Солиста я снимал на длиннофокусный объектив 100-400, крупный план лучше всего брать из центральной точки, чтобы микрофон не перекрывал его лицо полностью. Боковые камеры на сцене работали на оптике 24-70 или 24-105. У Люмикса на кране стоял объектив 12-40, если переводить в фул фрейм, то его фокусное расстояние равняется 26 мм.
 


Монитор

SmallHD dp6SmallHD DP6

Этот монитор мне достался с одного проекта за суточные. Я его использую потому, что он у меня есть. Он уже старенький, главное, что работает. Правда, я все никак не могу его нормально настроить по цветам.
 


АккумуляторыSony NP-FW50

Sony NP-FW50

На всех мобильные камеры я выдавал по три батарейки, чтобы было с запасом.
 


V-Mount Pro-X L230B

Моя камера была на штативе и питалась от V-mount, потому что на ней стоял крупный объектив с мощным стабилизатором, и камера не должна была выключаться. Для подключения камеры к батарее я использовал v-lock переходник (кабель D-Tap Sony Alpha 7S).
 


Клетки 

Cage Tilta для камер Sony Alpha 7S

Две камеры я привез из питерского рентала, они сразу шли в комплекте с кейджами, их не вынимают оттуда. Чаще всего эти камеры используются в постановочной работе — на кейдж можно поставить дополнительное оборудование, монитор или пушку. В принципе с этой камерой в кейдже гораздо удобнее работать, и он ее лучше защищает.
 


Петлички

Sennheiser EK 100 G3Sennheiser EK 100 G3

Это обычная синхайзеровская петличка, простая и надежная. На нее мы записали небольшое интервью с солистом перед концертом. Но обычно на концерты я не беру петлички и дополнительное оборудование, потому что звук записывают профессиональные звукорежиссеры музыкальной группы. Иногда мы приглашаем на съемки нашего звукорежиссера со своим оборудованием.
 


Флешки

Sandisk Extreme PRO 64 Gb SDXC UHS-II 280MB/sSandisk Extreme PRO 64Gb SDXC UHS-II 280MB/s  

Sony пишет видео в формате XAVS 4K только на определенный тип флешек с высокой скоростью записи. Если битрейт ниже, чем нужно, то камера сразу об этом скажет при включении. Поэтому когда я беру в рентале камеры, то проверяю все батарейки и флешки, пока собирают мой комплект техники. Я выставляю режим  XAVS 4K, битрейт — 60 Мбит/сек, Picture Profile — Cine 4, и потом форматирую флешку. 64 гигабайт должно хватить на 2 часа 13 мин. SD-карты я беру в питерском рентале, потому что в Москве после концерта мне абсолютно некогда скидывать изображение с девяти камер.
 


штатив ManfrottoШтативы и моноподы  

Я предпочитаю работать со штативами фирмы Sachtler, но так как их не было в рентале, мы использовали Manfrotto. Для центральных камер я взял два «тяжелых» штатива, которые мы ставили на аппл-боксы перед звукорежиссерским пультом. Камеры должны находиться выше толпы и устойчиво стоять. Был еще один штатив с нижней растяжкой для камеры, снимавшей сцену сбоку с нижней точки. У остальных пяти операторов —моноподы.
 


Кран 

Электронный трехосевой стабилизатор DJI RoninМузыкальная группа изначально попросила кран на 12 метров, но помещение не позволяло поставить такую длинную стрелу, поэтому мы ориентировались на 9 метров. Однако на месте поняли, что 9 метров тоже перебор — мало места и опасно для зрителей, слишком низко работаем. Поэтому мы сделали стрелу четырехметровой. Камеру поместили на трехосевой стабилизатор Ronin. Кран собирали и обслуживали два человека — один работал на стреле, а другой следил за управлением головы.
 


Apple Box


На постановочных съемках я всегда использую Apple Box. В данном случае я поставил на них центральные камеры, чтобы уровень объективов был гораздо выше зрителей, так как высоты штативов не хватает. Можно сделать специальные помосты партикабли, главное чтоб они были тяжелыми и усиленными. Чтобы камеры не шатались от музыки и вибрации, которую хорошо видно на крупном объективе.

 



Комментарии

Комментариев: 1

Отличные примеры видеосъемки концертов: 
http://spb-photo-video.ru/videosemka-koncertov-i-show/

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 4031
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2370
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 2086
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

На случай, если вам нечем заняться долгими зимними ночами, «голубые огоньки» вам эстетически и физически противопоказаны, а «Иронию судьбы» вы выучили наизусть, мы составили список самых интересных сериалов зимы 2018-2019

  • 13 декабря
  • 1710
Практика

Как создавались костюмы к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император»

Художник по костюмам Джеймс Ачесон вспоминает о своей работе над фильмом «Последний император», за который он в 1987 году получил свой первый «Оскар» (второй был за «Опасные связи», а третий — за «Королевскую милость»)

  • 11 декабря
  • 1442
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее