Мнение

13 причин любить и ненавидеть фильм «Горько! 2»

На экраны России выходит продолжение коммерческого хита Жоры Крыжовникова годовой давности «Горько!». tvkinoradio.ru подсказывает, кому можно и нельзя смотреть этот фильм

  • 24 октября 2014
  • 1469
Родион Чемонин

Спустя ровно год после выхода «Горько!» редакция tvkinoradio.ru с удивлением наткнулась на многочисленные посты в интернете с призывами бойкотировать «Горько! 2». С учётом того что первая часть вызвала только восторженные отзывы критиков и кинематографистов, включая Никиту Михалкова, можно было бы предположить, что эти бурные негодования — плод изощрённой фантазии маркетологов из «Базелевса», равной которой на свете мало. Но чем ближе приближался день премьеры, тем больше становилось ненавистников будущего фильма. Чтобы никто не обижался, мы составили программу, которая может помочь вам в выборе, идти или не идти, с цитатами участников съёмочной группы.
 

Не стоит ходить на «Горько! 2», если вы…


 
…любитель поржать. Вторая часть и без того не самого ржачного фильма в истории отечественного кино оказалась ещё беспросветней, грустнее и чуть ли не ставит диагноз всей отечественной ржачной комедии. «Горько! 2» — это, конечно, не Сокуров с Германом, но и не значит, что шуток нет, Крыжовников их завуалировал под своё чувство юмора, следовательно, вам придётся напрягаться, чтобы их разглядеть. Впрочем, пропустить сольный выход Дарта Вейдера невозможно. Если вы знаете, кто такой Дарт Вейдер, конечно. В общем, ну его, этот «Горько! 2», поржём в другом месте.
 
..любитель скетчкомов. Первая часть была, скорее, набором маленьких анекдотов, рассказывающих с различной степенью юмора о каждом из героев. Вторая часть с одной историей по сравнению с начальным фильмом кажется большим эпосом про любовь и войну. В центре — отчим Наташи (Ян Цапник), незадачливый бизнесмен, который, чтобы уйти от своих грозных конкурентов, устраивает собственные похороны. То есть, это да, тоже большой анекдот со всеми причитающимися хуками и эффектной концовкой, но корни его надо искать в произведениях русской и советской классической литературы: от «Как мыши кота хоронили» до Эрдмана. А не в «6 кадрах» или «Даёшь, молодёжь!». В общем, валим отсюда.
 
…любитель Никиты Михалкова (особенно позднего), если такие есть. Тут есть масса отсылок к Никите Сергеевичу всех периодов, которые и не разглядишь, пока хор Донских казаков не запоёт «Не для меня». Но сам Жора открещивается от того, что это было сделано специально: «Я сформулировл для себя задачу сделать “похороны мечты”, чтобы после нашего фильма люди знали, как надо правильно провожать, как это должно быть. Мне показалось, что песня очень красивая. Но. Естестественно, в интернете после моего решения я наткнулся на эту песню в исполнении Никиты Сергеевича. Он, как я тогда узнал, поёт эту песню периодически c Кубанским хором. Так что на момент завершения картины, я, конечно, знал, что Никита Сергеевич любит эту песню, но, разумеется, и понятия не имел, что она попадёт в «Солнечный удар». Я даже, честно скажу, я до сих пор не видел фильм Никиты Сергеевича, и не знаю, поёт ли он её сам… Сам? Ну так конечно всем просто необходимо пойти посмотреть, как её исполняет Никита Сергеевич! Это же прекрасно!» На что Светлаков, переквалицифировавшийся из любимых журналистами балагуров в серьёзного продюсера, всё-таки пошутил: «Теперь на свадьбы будут звать Светлакова, а на похороны — Михалкова».


 
…любитель Светлакова. Его там мало, и он там не совсем в тему. Скорее в дань прошлому фильму, ну и в качестве продюсера почему бы и не появиться минут на двадцать, раз полномочия позволяют. Да и многие актёры, поучаствовавшие в первом фильме, во втором больше выглядят, как обои, включая Наташу с Ромой (Юля Александрова и Егор Корешков). Хотя Хипарь (Александр Паль), бросающий всех через бедро, и дядя Толя (Сергей Лавыгин) навек с нами. Но какая комедь без Светлакова?
 
…любитель фирменного рваного монтажа Крыжовникова. Такой приём там, безусловно, есть, но не один. С положением в гроб камеры GoPro (что, конечно, смешно, если кто-то разбирается и если принять сам факт её появления у геленджикских гопников) изображение приобретает некую статичность. Ага, да, именно, статичность в гробу. В сценах, где «тело» несут по живописным черноморским камням под «кин-дза-дзу», так и вовсе непонятно, что за «господь всемогущий» ведёт съёмку. Что за блажь – давать детям «гоу про», и что за выходка — снимать в комедии красивый пронос мертвеца чуть ли в монохроме по камням? Не, это не дело.


 
…любитель неактёров (кавээнщиков, петросянов, камедиклаб). Актёров снова много, но, зная умение работать Крыжовникова в артистами так, будто они выглядят, как статичная массовка, работает и здесь, но лишь в 1% случаев, потому что мы теперь с вами по факту знаем, что это настоящие актёры, а не простые жители Геленджика. А кому на курорте Чёрного моря нужен серьёзный драматический актёр?
 
…серьёзный человек. Просто несерьёзно смотреть комедию, которая почти пророчески относится к сегодняшней геополитической ситуации. «Как будем бабу делить?» — «Как Крым! Либо мой — либо ничей». Такой хамский диалог по отношению к нашей стране мог придумать только безбожник Крыжовников. Правда он отшучивается: «Мы снимали в мае, и если бы мы знали, что хоть что-то в картине будет пророчески относиться к сегодняшнему дню, мне бы не хотелось брать на себя такую роль. А вообще, жизнь идёт, и снимай мы сейчас “Горько!” — это была бы другая история».
 
…истинный патриот России. Если вы относитесь к особенной группе ненавистников «Горько!», которой кажется, что фильм оскверняет нашу великую страну. В дилогии все русские беспростветно бухают и тем портят карму России. Вот Светлаков рассказывает: «Мне как-то пришлось вести свадьбу в Монако. Он — 72-летний еврей из России с большим золотым бизнесом. Ей 18, она из Германии. Собственно, радостно было, когда ты видишь – вот она, настоящая любовь! И здорово, что жених за всю Вторую Мировую войну отомстил. Небольшая точечная месть». Так это Монако. Простите, жители Геленджика, Таганрога, Воронежа, Тулы, Новосибирска и так далее, ведь правда же у вас до сих пор комсомольские свадьбы, похороны на молоке и выпускные «юбки в пол, газировка вместо шампанского»? Так? Ну, слава богу, мы вместе. И вместе не идём на этот гипертрофированный пасквиль на честный лик русского человека!
 
 

Стоить идти на «Горько! 2», если вы…

 
…противник числа «2» в названии картины. Все мы знаем, это плохо, если только речь идёт не о «Терминаторе» или «Крёстном отце». Но легенда такова, по словам самого Крыжовников, что Бекмамбетов, посмотрев «Горько!», спросил: «Что нам делать дальше? Какие ещё есть народные ритуалы в России? Разве что похороны?» И именно в этот момент Жора сразу придумал новый фильм, который будет иметь сходство, но очень отдалённое, во своим предшественником. На всякий случай, третьей части пока в планах ни у Крыжовникова ни у Светлакова нет (у Бекмамбетова мы не спросили). Так что цифра «2», в данном случае, совершенно зря. Это не продолжение, это совсем другая история, просто со знакомыми типажами, в чём сам Крыжовников признаётся: «Она могла бы состояться и без первой части». Этот фильм докажет, что сиквел — это не всегда плохо.
 
…противник хороших актёров в комедии. В «Горько! 2» (да и в первом фильме) много хороших драматических актёров, с которыми работает хороший режиссёр, который умеет это делать. Этот фильм докажет, что необязательно комедия — это сбор медийных лиц.


 
…противник авторского кино. «Это абсолютно авторское кино. То есть, я понимаю, что я продюсер, у меня свои задачи, но это в первую очередь режиссёрское кино, за которое нужно создателю и автору аплодировать», — говорит Сергей Светлаков. Этот фильм докажет, что необязательно авторское кино — это скучно и долго.
 
…противник плохой российской музыки. Например, Григория Лепса. Жора Крыжовников рассказывает: «До “Горько!” я не слышал у Лепса вообще ничего, кроме песни “В лабиринте”. Так получилось, что я работал на телевидении, снимал концертные выступления, в том числе эту песню. Песню “Натали” предложил сценарист, я её послушал и решил, что это подойдёт для первой части. Готовясь ко второй, я стал думать, что бы нам подошло, залез во “Вконтакте”. Думаю, начну с Лепса, ведь он же был? И набираю: «Григорий Лепс». Появляется песня «Григорий Лепс – Горько». Я думаю: наверное, пользователь ошибся и «Натали» назвал по аналогии с фильмом. Я нажимаю на play, и так я в первый раз услышал «Рюмка водки». Я был поражён, потому что «Рюмка водка» — это какой-то лирический боевик, какая-то поэтизированная реальность, ночь ходит, перья разбрасывает. Я, естественно, начал теребить продюсеров, чтобы мы взяли эту песню, потому что ничего лучше мы не придумаем. Я надеюсь, что я и в остальных своих фильмах буду привлекать Лепса, потому что это совершенно уникальный артист. Он поёт шедевры». Так что этот фильм докажет, не всё, что «Лепсом» назовут – плохо.


 
...истинный патриот России. Ту грандиозность, которую внёс в фильм новый герой Витька Каравай (и особенно, в большей мере, сыгравший его Александр Робак, чей Каравай стал его лучшей и главной пока что ролью в богатой актёрской карьере), выдаёт в «Горько! 2» большой фильм о великой России. Каравай — это не просто глава семьи, это настоящий отец нации, вертикаль власти в тельняшке, грудь колесом, заботящийся о своих родных, в тяжёлые минуты готовый уронить скупую мужскую слезу, но встать и сделать. Он военный, он может всё: и из «калаша» стрельнуть, и в рыбалке дело знает, и в песне, и в ритуалах. Вот наша Россия, за которую и умереть можно на самом деле, и в аду сгореть, и выпить по-хорошему.
 
Но на самом деле «Горько! 2» — это большой пендель, оплеуха всем вам. И патриотам, и серьёзным гражданам, и Лепсу, и авторскому кино, комедиям, и водке, и GoPro, и Светлакову (сам себе). Безжалостный пинок, достойный сравнения с триеровским изощрённым садомазохизмом, циничный и наглый, как любой русский праздник. В первой части это было сделано весело, во второй — жестоко, особенно по отношению к «отцу нации», настоящему сволочу по фамилии Каравай, которого в конце любят все, но странною любовью, почти по-лермонтовски. Как говорит Жора, «я люблю своих героев, я не люблю каждого пьяницу, беспросветного дурочка. Но наши герои у меня ничего, кроме сочувствия, не вызывают. Моя задача была — поделиться этим сочувствием со зрителем. Нет ничего хуже однозначности. “Букварь”, “Азбука”, басни Крылова – они однозначны. Всё остальное - многомерно». А смотреть вам это или нет – ваше дело, и здесь мы не можем вам ничего подсказать.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 4099
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2535
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2448
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2062
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1481
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1307