Правила профессии

Правила режиссера Арне Биркенштока

Зачем документалисту сценарий, как бороться с простоем и почему не нужно бояться инсценировок — рассказывает автор нашумевшей документальной картины «Бельтракки: Искусство подделки»

  • 25 ноября 2016
  • 1579
Евгений Белов

Правила режиссера Арне Биркенштока /  История главнее всего


Многие режиссеры-документалисты мешают себе вопросами, как они будут подавать тот или иной материал. Для них вопрос «Как?» имеет большее значение, чем «Что?». Это неправильно. Самое главное в фильме — сюжет и история. 

 

Правила режиссера Арне Биркенштока /  Убить в себе архивариуса и ученого


Мой первый музыкальный фильм посвящен аргентинскому танго. Я жил в Аргентине, переводил тексты к танго, провел большую изыскательскую работу вокруг его зарождения. У меня была целая полка документов, книг и статей, посвященных этому искусству.  Я очень хорошо разбирался в вопросе и даже написал об этом книгу. Но когда я попытался составить концепцию своего будущего фильма, у меня ничего не получилось. 

Мне очень повезло, что моим учителем и наставником выступил Патрисио Гусман, выдающийся чилийский режиссер. Он сказал: «Арне, ты, конечно, можешь сделать фильм о танго, но, прежде чем приступить к работе, ты должен убить в себе архивариуса и ученого».  Решение фильма пришло, когда я увидел фотографию в газете, на которой была изображена длинная очередь молодых людей, подававших заявление на паспорт в Европейское консульство Буэнос-Айреса. Я обнаружил интересную параллель: дело в том, что аргентинское танго появилось в XIX веке в Буэнос-Айресе после наплыва приезжих, когда сотни тысяч европейцев покидали свои дома из-за экономического кризиса и переезжали в Америку в поисках счастья. И теперь примерно по тем же причинам внуки этих переселенцев мечтают оставить Аргентину и отправляются в Европу. Поэтому первое рабочее название моей картины звучало как «Танго: туда и обратно». Жизнь сама подает нам гораздо более интересные и красивые истории, чем мы можем придумать своими куриными мозгами.

 

Написать сценарий для документального фильма


Второй важный совет, который мне дал Патрисио Гусман: «Ты должен точно и добросовестно написать сценарий для документального кино, а в первый съемочный день выбросить его в помойку». Одной из главных причин, почему сценарий нужно написать, является финансирование. Нужно войти в положение тех, кто станет платить за фильм: им необходимо на что-то опереться. Если у вас нет известных актеров, нет сценария, то на что же они должны выделять деньги? Итак, на основе отобранного материала я пишу некий сценарий, наметки. Это позволяет сфокусироваться на материале, понять где его избыток, а где — недостаток. Кроме того, это помогает структурировать съемочный период. Однако в первый съемочный день нужно забыть про составленный план, так как в это время начинает проявляться магия реальности. И чтобы проникнуться ей, необходимо настроить все свои датчики и антенны — уши, глаза и душу.

 

Быть приветливым и доброжелательным


Как правило, режиссеры-документалисты, в отличие от режиссеров игровых фильмов, очень приветливые и улыбчивые люди. Им не нужно командовать большой съемочной группой из 50-70 человек и заботиться о капризных актерах. Для документалиста главное, чтобы незнакомые люди, которых он снимает, доверяли ему и открылись в процессе работы. Поэтому он должен уметь уважительно и приветливо общаться со своими героями. 

 

Сохранять спокойствие 


Иногда ты очень долго снимаешь документальный фильм, а с героем ничего не происходит. В таком случае необходимо сохранять спокойствие. Если сам начнешь нервничать, то нервозность перенесется на твоего персонажа, и ты никогда не добьешься желаемого. Можно попробовать снимать какие-то повседневные зарисовки из жизни героя, которые наверняка потом понадобятся на монтаже. Фиксировать, как он отправляется на работу, ест, делает что-то в своей будничной жизни. Иногда этот затянувшийся период оказывает позитивное воздействие на персонажей, они привыкают к тебе и камере, становятся спокойнее. Все это в конечном итоге ускоряет момент наступления откровения. 

В некоторых случаях, наоборот, полезнее прервать съемки на несколько дней, уйти в сторону и не раздражать человека. Иногда контакт с протагонистом удается установить, когда ты рассказываешь ему что-то личное, чего он сам боится поведать. Порой наиболее интересный и самый напряженный момент в интервью — молчание. Выражение лица человека, который что-то умалчивает и не хочет отвечать, может дать гораздо больше, чем тысячи слов, которые он бы произнес. 

 

Не бояться использовать творческие приемы


В современном документальном кино существует множество стилистических решений: анимация, объемное представление архивных документов, озвучивание текстов с привлечением актеров, инсценировки и т.д. Причем это можно делать хорошо, художественно и со вкусом, не как на телевидении.

Например, в фильме «Бельтракки: Искусство подделки» я использовал прием инсценировки. Известный фальсификатор Вольфгаг Бельтракки рассказал мне, как они с женой нарисовали картину, якобы подтверждающую подлинность одного из его произведений. Он переодел супругу в старинные одеяния ее бабушки, посадил на фоне поддельного полотна известного мастера и нарисовал новую картину. И вот этот «документ», на котором «бабушка» жены находится в комнате с картиной, висевшей еще якобы в те времена, должен был подтвердить подлинность подделки. Эти события произошли задолго до того, как я снимал свой фильм про Бельтракки, и мне было жалко ограничится одним лишь рассказом. Поэтому я попросил художника и его жену инсценировать эту ситуацию на камеру. В фильме все выглядело так, будто они проделывают махинацию в момент съемки. Было очень интересно наблюдать за тем, как пара фальсификаторов нежно обращается друг к другу. Мне кажется, что это хороший пример художественно осмысленной инсценировки, которая очень много дает для понимания фильма и сюжетно его расширяет.

 

Слушать съемочную группу


Фильм — это всегда результат работы большой группы людей. Многие люди считают себя гениями, но лично я в своей творческой жизни еще ни одного гения не встречал. В отличие от художника, которому нужен только холст и краска, кинорежиссеру требуется большая съемочная группа и производственные ресурсы, он просто не имеет возможности на правах гения устремляться к далеким горизонтам. 

Я нахожусь в постоянном контакте со своей съемочной группой. Когда мы снимаем наш фильм, то живем в одном отеле и проводим вместе много времени. Я прислушиваюсь к мнению команды, это помогает определить, на правильном я пути или нет. Часто бывает так, что я предлагаю оператору, опытному человеку, снявшему не одно интервью, задать вопрос героям во время записи нашей беседы. 

 

Заранее думать о дистрибуции будущего фильма


Экран кинотеатра — не единственное место, где можно показывать фильмы. И хотя мои работы имели хорошую прокатную судьбу и собирали достаточно много зрителей в кинотеатрах, для меня как продюсера собственных фильмов особенно интересно, чтобы они попали в мировой прокат и продавались за границу различным телекомпаниям. Поэтому я думаю о дальнейшей зрительской судьбе будущей картины еще на этапе разработки темы и сюжета. Речь идет об определении целевой аудитории и попытках заранее связаться с ней через социальные сети, объединения по интересам и организации. Можно показать свой фильм в один день на 500 различных площадках по всему миру.

Можно еще на этапе съемок организовать интерактивные акции, связаться с определенными слоями общества и СМИ, дать им информацию и показать, как проходят съемки. Мы в корне меняем подход с распространением нашего фильма и не ждем пока он выйдет в прокат, через полгода — на DVD и еще через год — на ТВ. Мы используем момент наибольшего внимания к фильму — старт показа в кинотеатрах, и одновременно с ним запускаем проект онлайн, давая возможность посмотреть и скачать фильм в сети. 

Материал составлен на основе мастер-класса немецкого режиссера, прошедшего в рамках кинофестиваля «BLICK'16. Музыка в кино».
 
 
Арне Биркеншток

Немецкий режиссер и продюсер документальных фильмов, член совета Немецкой киноакадемии, член Немецкой ассоциации документального кино AG DOK и Европейской киноакадемии. Фильмография: «12 танго» (2005); «Чандани и её слон» (2010); «Трибунал Конго» (2012); «Звук отчизны» (2012); «Главная ночь» (2012); «Московский суд» (2014); «Бельтракки: искусство подделки» (2014).
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3617
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3252
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2571
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2225
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1744
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1712
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее