Тенденция

Как изменится телевидение в ближайшие годы

Рассказываем о самых интересных темах и значимых проблемах, которые обсуждали участники юбилейного XX Международного конгресса НАТ «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения», прошедшего в Москве 16 ноября

  • 23 ноября 2016
  • 3941
Константин Миллер

Цифровое телевидение: перспективы и развитие


Стратегию развития отрасли до 2025 года представил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин.

— NATEXPO стала ежегодным мероприятием, которое собирает профессионалов отрасли. Одновременно с ней на Шаболовке открывается еще одна выставка — вместе они логично продолжают друг друга и показывают все достижения современных телевизионных технологий: как мировых технических трендов, так и отечественного импортозамещения.

​Алексей Волин на XX Международном конгрессе НАТ «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения» /  Фото: Виктор ВытольскийАлексей Волин / Фото: Виктор Вытольский

На юбилейном конгрессе нужно думать о перспективах и прокладывать мост в будущее. Самое главное — в Российской Федерации состоялось цифровое телевидение. Оно значительно шире и больше, чем просто первый и второй мультиплексы, и присутствует и в кабеле, и на спутнике, и в IP, и в OTT. Без цифры телевидения сегодня не существует. 

В России подходит к завершению Федеральная целевая программа по созданию инфраструктуры цифрового эфирного телевидения, включающая в себя работу первого и второго мультиплексов. На сегодняшний день более 92% населения РФ могут принимать каналы первого мультиплекса, и свыше 60% — второго.  При этом технологическая готовность к запуску второго мультиплекса на самом деле значительно выше, а такие цифры появились только из-за договоренности, что каналы второго мультиплекса пока не будут работать в городах с населением меньше 50 тысяч человек. Однако с 1 января 2019 года министерство ожидает полноценного включения каналов второго мультиплекса на всех передатчиках цифрового телевидения с охватом 98,5% населения РФ. Это те условия, на которые вещатели подписались, приняв участие в конкурсе на второй мультиплекс. 

В 2018 году в городах с населением менее 100 тысяч человек государство прекратит финансирование передачи телевизионного аналогового сигнала, при помощи которого распространяются обязательные общедоступные каналы. Тем не менее Министерство связи и массовых коммуникаций не является сторонником идеи насильственного отключения аналогового вещания. Процесс перехода  на цифру должен идти постепенно. До тех пор, пока в отрасли будут желающие и имеющие возможность оплачивать аналоговое вещание, оно сохранится.  Процесс отключения аналога на крупных федеральных каналах должен быть понятен населению: с этим связано большое количество разъяснительной работы, в которую должны быть вовлечены и сами каналы. 

XX Международный конгресс НАТ «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения» / Фото: Виктор ВытольскийXX Международный конгресс НАТ / Фото: Виктор Вытольский

В дальнейшем необходимо создавать технологическую платформу цифрового телевизионного вещания: мы переходим к комбинации сред и средств передачи и приема сигнала. Они включают в себя эфирное и неэфирное вещание, а также самые разнообразные телевизионные устройства. 

После, уже на международном уровне, нужно разрабатывать стандарты и технологии того, что М.И. Кривошеев называет всемирный вещательный роуминг. По мнению экспертов, это позволит в любом месте, где бы человек ни находился, иметь возможность принимать тот телевизионный канал, который интересен пользователю. Это можно осуществить, в первую очередь, при помощи технологий OTT и IPTV. Это очень важно и с точки зрения тех каналов, которые сегодня не находят себе места в третьем, четвертом, пятом и последующих мультиплексах, так как при таком развитии технологий мультиплексы отойдут на второй план.
 

Виртуальная реальность и интерактивность: модель телевидения будущего


Волин заметил, что по мнению ряда экспертов, сегодняшний отказ телевидения от 3D-модели является временным: технология оказалась несостоятельной из-за отсутствия правильного и нужного контента. 

— Так это или нет, сказать трудно, но, скорее всего, главным направлением в развитии телевидения станет его сращивание с виртуальной реальностью, которая все больше и больше будет проникать на каналы. Именно поэтому мы говорим не столько о чистом телевидении, сколько о развитии видеоинформационных систем, создающихся на его базе. 

XX Международный конгресс НАТ «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения» / Фото: Виктор ВытольскийXX Международный конгресс НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Ещё одна из современных тенденций, в том числе и с точки зрения международных рекомендаций и стандартов, — спрос на интерактивность. Она обеспечивает развитие в таких направлениях, как кабель, OTT и IPTV. 

Отдельно хочется отметить разработки в сфере объемного звука. Если в плане развития изображения мы достигли уровня, когда зритель не ощущает явных изменений к лучшему, то объемный звук в состоянии ощутимо повлиять на его восприятие.  

Таким образом, модель будущего — это телевидение высокой и ультравысокой четкости с объемным звуком, интерактивное, с добавлением виртуальной реальности и всемирным вещательным роумингом. К ней должна стремиться вся телеиндустрия в ближайшие пять-семь лет.
 

Телевидение как флагман развития


XX Международный конгресс НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Волин вспомнил слова патриарха отечественного телевидения Марка Иосифовича Кривошеева, который высказал идею, что сегодня России необходима всеобъемлющая цифровая система, которая охватывала бы все элементы цифровой инфраструктуры — интернет, операторов связи,   кабель, электронные кинотеатры и ОТТ-сервисы. Однако ключевая роль в этой системе будет принадлежать телевидению в силу трех причин.
 
— Телевидение полностью готово к цифре.

— Телевидение — главный заказчик и распространитель востребованного контента.

— У телевидения самая большая инфраструктура распространения. Пять с лишним тысяч телевизионных цифровых станций — это тот хребет, на котором может развиваться дальнейшая цифровая система страны.
 

Актуальные достижения: вещательное оборудование, сверхвысокая четкость и  HBBTV


О ходе реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» и о перспективах цифрового эфирного вещания рассказал генеральный директор ФГУП РТРС Андрей  Романченко.

— В ходе строительства сети цифрового эфирного телевидения на территории нашей страны произведено около 80% оборудования. Если собрать всю проектную документацию и разместить ее на полках, то общая их протяженность составит два километра. Уже построено почти 4 400 объектов первого мультиплекса, то есть более 88% от общего количества. Почти 93% жителей страны могут смотреть 10 цифровых каналов. Строительство сети первого мультиплекса полностью завершено в 55 субъектах РФ. Во втором мультиплексе построено 2737 объектов, то есть более половины от общего числа станций. Построенные объекты охватывают почти 85% населения. Правда, вещают из них только 204 объекта в городах с населением свыше 50 тысяч. 

Андрей  Романченко. XX Международный конгресс НАТ «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения» / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Романченко, генеральный директор ФГУП РТРС / Фото: Виктор Вытольский

К 2021 году РТРС в соответствии с указом президента начнет поэтапный перевод цифрового эфирного телевидения на стандарт высокой четкости. Уже сейчас разрабатывается следующий этап — вещание в стандарте сверхвысокой четкости. По прогнозам аналитиков, к 2018 году база 4К-телевизоров в российских домохозяйствах составит несколько миллионов. 

При использовании высокоэффективного кодека HEVC H.265 на одном частотном канале можно разместить один 4К-телеканал с расширенным цветовым охватом и объемным звуком, причем на этой частоте остается место для передачи видео высокой четкости на мобильные устройства. 

В настоящее время с Останкинской башни производится тестовое вещание телеканала 4К в стандарте DVB-T2 на 58 ТВК. Сигнал можно принимать в радиусе до 30 километров. Для приема нужен телевизор с поддержкой стандартов UHDTV, HEVC (H.265) и DVB-T2. 

Компания Dolby помогла сформировать для всех видеоматериалов многоканальный звук в формате Dolby Digital Plus. 

Сейчас РТРС подбирает оптимальные параметры компрессии видеосигнала сверхвысокой четкости и проводит эксперименты по улучшению других характеристик — числа звуковых каналов, расширения динамического диапазона и цветового охвата. 

Андрей  РоманченкоАндрей  Романченко, генеральный директор ФГУП РТРС / Фото: Юлия Шиманская

В целях инновационного развития РТРС изучает возможности гибридного широкополосного телевидения HBBTV. Среди основных услуг, какие можно организовать на базе HBBTV, можно выделить:
  • расширенный программный гид;
  • интерактивный портал;
  • события трансляции;
  • обращение к архиву событий; 
  • дополнительный потоковый контент, связанный с основной трансляцией, например, видео с нескольких камер во время спортивной трансляции;
  • реклама;
  • интерактивное взаимодействие со зрителями — игры, викторины, опросы и т.п; 
  • услуга отложенного просмотра;
  • повторный старт программы. 

Для вещателей внедрение услуг — это, прежде всего, расширение зрительской аудитории и рост продолжительности телесмотрения, рекламных доходов и качества телеизмерений. HBBTV открывает возможности дублирования телерекламы на определенные целевые группы и регионы. Так становится проще конкурировать с Интернетом. 

РТРС провел тестирование наличия телеприемников с поддержкой HBBTV в регионах страны. За 20 дней тестирования определилось около 1 100 000 таких приемников с доступом в Интернет. Больше всего их в Москве, Санкт-Петербурге и Барнауле. Теперь развитие услуги будет зависеть от интереса вещателей.
 

Об обязательном общедоступном канале


Об обязательном общедоступном телеканале субъекта Российской Федерации рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Вадим Субботин

— Сегодня кабельное телевидение — это полностью сформировавшаяся, занявшая прочные позиции модель вещания. В этой связи обязательный общедоступный телеканал субъекта РФ укрепит позиции региональных вещателей, сделает их ближе к потребителям. В соответствии с поправками, внесенными в закон о СМИ и о связи в текущем году, он займет место на 21-ой кнопке у всех операторов кабельного телевидения региона. Встает вопрос о его выборе, и это одна из самых интересных тем на данный момент. 

Вадим Субботин / Фото: Виктор ВытольскийВадим Субботин / Фото: Виктор Вытольский

В соответствии с законом, в каждом субъекте РФ выбирается один обязательный общедоступный региональный телеканал из числа тех, чей контент не менее, чем на 75%, состоит из национальной продукции. Национальной продукцией считают ту, которая произведена гражданами РФ, либо российскими юридическими лицами, либо в соответствии с международными договорами РФ. Трансляция таких телеканалов должна осуществляться на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ. 

На сегодняшний день определен порядок подтверждения национальной продукции на соответствие статьям 31, 32 закона о СМИ. Постановление правительства РФ о порядке выбора обязательного общедоступного телеканала субъекта РФ уже подписал Дмитрий Медведев. Выбор телеканала в каждом субъекте РФ планируется осуществлять на заседании федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. Порядок рассмотрения заявлений и принятия решения будет аналогичен тому, как сейчас проводится конкурс на право осуществления радиовещания — естественно, с учётом специфики и требований.

Для участия в отборе вещатель в течение 30 дней может направить заявление с необходимыми документами, в числе которых — запись эфира за семь суток (168 часов), сведения о производителях контента, в том числе подтверждающие производство продукции гражданами России. В заявке также нужно указать информацию о доле населения, имеющего возможность принимать трансляцию на территории субъекта. 
 

О телевизионных измерениях


Субботин также рассказал и о другом законе, который впервые урегулировал взаимоотношения в сфере телевизионных измерений. 

— Согласно принятым поправкам к федеральному закону о рекламе и федеральному закону о СМИ, осуществлять измерения будет уполномоченная организация с государственной аккредитацией. Цель закона — обеспечение  открытости, прозрачности, достоверности данных, полученных в результате исследований объема зрительской аудитории. Закон регулирует не все виды деятельности измерителя, а лишь ту часть, которая касается размещения рекламы на телеканалах. Вместе с тем введены ограничения на  участие иностранного капитала в уполномоченной организации, а также на иностранный менеджмент. 

Вадим Субботин / Фото: Виктор ВытольскийВадим Субботин / Фото: Виктор Вытольский

Также формализована и сама процедура выбора уполномоченной организации, что важно для обеспечения качества телеизмерения. Кроме того, предусмотрен механизм контроля над ее деятельностью. Состав и документацию комиссии по выбору уполномоченной организации можно найти на сайте Роскомнадзора. В середине декабря состоится очередное ее заседание. Критериями выбора победителя среди конкурсантов являются техническая оснащенность, профессиональная подготовка сотрудников, количество домохозяйств и социально-демографический срез, а также географический охват. 

С сентября 2017 года, в случае размещения рекламы на телеканалах на основании рейтингов, рекламодатели, рекламораспространители, их представители и посредники будут обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными данными лицами и объединениями с уполномоченной организацией. В свою очередь, у уполномоченной организации будет возможность нанимать субподрядчиков для проведения различных работ — измерений и специфических исследований. 
 

Что ожидает региональное телевидение


О проблемах регионального телевидения рассказал генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» (ТНВ) Ильшат Аминов.

— Отключение аналогового вещания в 2018 году ставит многое под угрозу. Оно повлечет за собой ликвидацию тысяч рабочих мест по стране, и многие специалисты останутся не у дел. К сожалению, не все руководители отрасли на федеральном уровне осознают серьезность ситуации, а ведь меры нужно принимать сегодня. Создание местных цифровых эфирных мультиплексов, гарантированный доступ к кабельной сети местных телеканалов — вот краеугольные вопросы выживания для всего регионального телевидения России. 

Ильшат Аминов / Фото: Виктор ВытольскийИльшат Аминов / Фото: Виктор Вытольский

Давайте по порядку. 

Нам говорят, что нет денег на строительство местного мультиплекса. Мы отвечаем: «Денег не нужно. Во многих субъектах РФ готовы построить местный и даже региональный мультиплекс за свой счет или за счет частно-государственного партнерства».  

Нам говорят, что нет частот. На самом деле, для строительства разночастотной сети местного эфирного цифрового телевидения они есть, и это негласно признают практически все представители отрасли связи. 

Нам говорят, что мы не наберем каналов для местного мультиплекса. Во всех крупных городах и регионах это не проблема. Если говорить про HD-вещание, то на одном мультиплексе могут вещать 3-4 канала. Поверьте, во многих регионах одного местного мультиплекса будет мало. 

Нам говорят, что нужно искать другие среды. Однако практика показывает: получив 20 каналов бесплатного цифрового телевидения  люди не хотят тратить деньги на платные. Сегодня средний россиянин вынужден экономить на всем: в стране кризис. И почему люди должны платить за право смотреть местные телеканалы, тем более за те, которые вещают на родном языке? Это несправедливо. Это ставит региональное телевидение в заведомо неравные условия с федеральными телеканалами первой двадцатки. 

Нам говорят, что местные телеканалы будут отбирать рекламу у федеральных. Отвечу, что сегодня наши основные рекламодатели — малый и средний бизнес, которым нужна простая и недорогая реклама. Здесь мы федералам не конкуренты, но мы очень нужны своим малобюджетным рекламодателям. 

XX Международный конгресс НАТ «Телевидение. Уравнение с тремя неизвестными: регионы, реклама, измерения» / Фото: Виктор ВытольскийXX Международный конгресс НАТ / Фото: Виктор Вытольский

Еще один важный момент: сегодня региональные и местные телекомпании необходимы для проведения общероссийских и региональных политических кампаний: от выборов президента и депутатов Госдумы до выборов глав муниципальных образований и депутатов местных советов. Федеральные каналы многие задачи уровня муниципалитетов решать не могут. Все это очевидно, но нас не хотят допускать в современное эфирное цифровое телевидение. 

Необходимо срочно создать рабочую группу на базе правления НАТ и в ближайшее время подготовить и представить предложения министерству связи и массовых коммуникаций РФ о внесении изменений в закон о СМИ и другие нормативно-правовые акты. Кроме того, нужна правительственная комиссия по развитию телерадиовещания по определению возможности и порядка организации местных мультиплексов. 

Россия сильна регионами.

P.S. В Москве есть местный мультиплекс. По расписанию на нем вещаются более 30 телеканалов с разнесением по времени.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также